Файл: Особенности процесса принятия управленческих решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, полезность составления матрицы несомненна, поскольку во время этого фиксируют письменно, систематизируют и анализируют многочисленные варианты последствий решения.

Аналитически-систематический метод является эффективным орудием совершенствования процесса разработки управленческих решений. Он предполагает анализ ситуации, анализ проблем, анализ решения.

Применение метода деловых игр является эффективным при разработке решений, связанных с прогнозированием хозяйственных процессов на перспективу (15-20 лет), когда необходимо найти точное, аргументированное оптимальное решение.

Деловая игра - имитационная игра, которая по содержанию и способу проведения имитирует деятельность руководителей и специалистов и позволяет проанализировать (предусмотреть) комплекс причин (явлений, факторов), обусловливающих изменения хозяйственных ситуаций.

Деловая игра, в отличие от экономико-математического моделирования, не обеспечивает "доказательности" оптимального решения. Однако она позволяет учесть при разработке управленческого решения разнообразные, в том числе неформализованные, зависимости. Основой деловой игры является взаимосвязь ресурсов и знаний о возможностях, которые возникают в результате использования этих ресурсов. Конструктивными элементами являются: участники игры - носители модельных интересов; правила, которые ограничивают и направляют проявление интересов согласно представлениям конструктора игры о моделируемом объекте; информационный массив, который отражает состояние, движение ресурсов моделируемой хозяйственной системы и стимулирует интерес игроков [12, с.104].

Применение деловых игр в менеджменте организаций позволяет моделировать будущие действия, психологически готовиться к поведению в вероятных и конфликтных ситуациях. Во время игры проверяют и рационализируют потоки информации прямой и обратной связи, разрабатывают рекомендации по совершенствованию функций и структур системы менеджмента, проверяют и повышают уровень правовых знаний.

Итак, мы рассмотрели сущность управленческих решений, которые могут приниматься руководителями, их виды и выделили основе требования, предъявляемые к решениям. Также проанализированы особенности процесса разработки и принятия управленческих решений на предприятиях сферы туристического бизнеса, влияние управленческих решений на эффективность деятельности предприятий. Своевременно принятое, научно обоснованное решение стимулирует развитие организации. Решение слабое, принятое преждевременно или с опозданием, снижает результативность работы коллектива и отдельных исполнителей.


2 Анализ особенности процессов принятия управленческих решений на примере туристического агентства ООО «Чиптрип» г. Москва

2.1 Характеристика деятельности

Анализ механизма принятия и реализации управленческих решений осуществлялся по материалам деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Чиптрип" (далее - туристическая фирма). В своей деятельности Общество руководствуется законодательством РФ и уставом.

Туристическая компания ООО "Чиптрип"– стабильно развивающаяся компания на рынке туристических услуг г. Москвы.

Юридический адрес: г. Москва, Яузская 8, стр 2.

ООО «Чиптрип»  имеет множество предложений для «стандартного» туриста, а также и для «VIP-туриста», желающего получить эксклюзивный отдых.

На рисунке 6 приведена структура услуг, которые предоставляет туристическая фирма ООО «Чиптрип»

Рисунок 6 Структура туристских услуг, предоставляемых ООО «Чиптрип»

Важными направлениями деятельности туристической фирмы «Чиптрип» являются туристические поездки в следующие страны: Венгрия, Хорватия, Чехия, Польша, Австрия, Италия, Франция, Болгария, Румыния, Голландия, Германия, Швейцария и др.

Разрабатывая новый туристический продукт, ООО «Чиптрип» осуществляет следующие операции:

  • заключает соглашения с поставщиками услуг: гостиницами и другими учреждениями размещения;
  • готовит программу тура;
  • бронирует в соответствии с программой пребывания номера в гостинице и билеты с помощью AMADEUS;
  • оплачивает услуги поставщиков услуг (средств размещения, питания туристов, компаний-перевозчиков);
  • готовит бланки и оформляет проездные документы;
  • оформляет страховые полисы;
  • готовит списки групп туристов и комплект документов, необходимых для прохождения таможенного и пограничного контроля, а также оформляет проездные документы;
  • оформляет визы стран посещения в посольстве.

Организационная структура туристической фирмы «Чиптрип» является следующей: директор фирмы, заместитель директора по туризму, старший менеджер и менеджеры по продажам (направлениям), транспортно-визовая служба, экскурсионная служба, юрисконсульт, бухгалтерия, офис-менеджер и технические работники.

Особенностью организационной структуры туристической фирмы «Чиптрип» (рисунок 7.) является то, что группирование задач осуществляется по направлениям. Направления включают в себя отдел менеджеров и визовый отдел. Каждый менеджер имеет свое направление работы, а старший менеджер курирует работу всего отдела. Руководитель транспортно-визового отдела (службы) руководит работой сотрудников отдела, оформляет весь необходимый пакет документов для получения виз в консульствах и согласовывает все вопросы с представителями фирмы, которые непосредственно работают с консульствами.

Такой тип структуры - линейно-функциональный - является наиболее приемлемым и более эффективным для данной туристической фирмы. При этом, не нарушен принцип единоначалия, то есть, каждый работник имеет своего непосредственного руководителя, что позволяет избежать недоразумений и конфликтов между работниками. Также эта структура позволяет эффективно распределить задачи, функции, обязанности и ответственность между отдельными сотрудниками и подразделениями, согласовывая сотрудничество между ними.

Рисунок 7 Организационная структура туристической фирмы ООО «Чиптрип»

Как и любое предприятие, туристическая фирма «Чиптрип» не функционирует обособленно, а тесно взаимодействует с другими составляющими и структурными элементами внешней среды.Туристическая фирма сотрудничает исключительно с юридическими лицами, то есть с туристическими агентствами, учреждениями размещения и питания, страховыми компаниями, предприятиями, обеспечивающими автобусные и авиаперевозки и тому подобное.

Кроме отечественных партнеров, у фирмы есть еще много организаций и предприятий, с которыми туристическая фирма сотрудничает за рубежом. Ими являются различные учреждения размещения, питания, учреждения досуга, туристические фирмы, которые действуют на приеме.

Со всеми своими партнерами туристическая фирма ООО «Чиптрип» заключает договора. Только за счет наличия договоров и на их основе может происходить сотрудничество туристической фирмы с партнерами. То есть, предприятие имеет право сотрудничать только с теми организациями, с которыми оно заключило договора. И никакое туристическое агентство не имеет права использовать туристические предложения ООО «Чиптрип» до того, как они заключили договор между туристическим агентством и туроператором.


Главным достоянием туристической фирмы «Чиптрип» является ее персонал, работники, ведь от их знаний, умений, опыта зависят результаты деятельности фирмы. Охарактеризовать структуру коллектива можно по нескольким показателям: образование, возраст, состав сотрудников по половому признаку и др.

Данную структуру персонала ООО «Чиптрип» по уровню образования можно представить в виде диаграммы (рисунок 8).

Высокий процент работников с высшим образованием является положительным явлением, поскольку это свидетельствует о высоком квалификационном уровне персонала общества.

Рисунок 8 Структура персонала туристической фирмы ООО «Чиптрип» по уровню образования

Возрастной состав работников ООО «Чиптрип» представлен следующим образом:

до 30 лет - 55%;

30-50 лет - 30%;

более 50 лет - 15%.

Рисунок 9 Структура персонала туристической фирмы ООО «Чиптрип» по возрастному составу

Как видно из рисунка 9, коллектив фирмы достаточно молодой, что говорит о том, что персонал готов как выполнять, так и самостоятельно принимать правильные управленческие решения.

Анализ движения рабочих кадров выполняется путем расчета следующих коэффициентов:

Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников. Рассчитывается по формуле 2.1:

, (2.1)

где Чпр — число принятых работников;

Чув — число уволенных работников;

Чср.сп — среднесписочная численность.

Коэффициент оборота рабочей силы по приему – это отношение числа принятых к среднесписочной численности работников. Определяется по формуле 2.2:

. (2.2)

Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению – отношение числа уволенных к среднесписочной численности работников. Определяется по формуле 2.3:

. (2.3)

Коэффициент необходимого оборота, равный отношению числа уволенных по неизбежным и не зависящим от организации причинам к среднесписочной численности работников. Определяется по формуле 2.4:

, (2.4)

где Чув.н.пр — число уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины.

Коэффициент текучести – отношение численности уволившихся к среднесписочной численности работников. Определяется по формуле 2.5:


. (2.5)

Данный анализ выполним в таблице 1.

Таблица 1

Анализ движения кадрового состава ООО «Чиптрип» за 2016-2017 гг.

Наименование показателя

Значение показателей

2016

2017

Среднесписочная численность, чел.

17

17

Принято, чел.

2

2

Уволено, чел.

2

2

Коэффициенты:

– общего оборота

0,235

0,235

– оборота по приему

0,117

0,117

– оборота по увольнению

0,117

0,117

Анализ показывает, что для ООО «Чиптрип» очевиден факт нехватки специалистов высокой квалификации (с большим опытом работы и высшим профильным образованием).

Теперь необходимо выделить слабые и сильные стороны в каждом из аспектов среды данного предприятия. Проанализируем производственную сферу, маркетинговую деятельность, организационную, финансовую деятельности и информационное обеспечение. В таблице 2 приведены данные об анализе сильных и слабых сторон предприятия.

Оценивая сильные и слабые стороны, стоит выделить, что туристическая фирма ООО «Чиптрип» обладает довольно хорошими характеристиками. Производственный процесс обеспечивает высокое качество, широкий ассортимент и т. д. Главным недостатком здесь остаетсяне налаженная система по изобретению новых видов путевок. Что же касается финансов, то можно сказать, что турфирма регулярно получает прибыль, но на нее оказывает влияние фактор сезонности. Организационная структура отличается простотой, благоприятным рабочим климатом. Отдел маркетинга достаточно хорошо и точно проводит исследование рынка, но, к сожалению, отсутствуют собственные каналы сбыта.

Таблица 2

Анализ сильных и слабых сторон турфирмы ООО «Чиптрип»

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Производство

1) Высокое качество оказываемых услуг.

3) Высокая производительность персонала.

4) Широкий ассортимент оказываемых услуг.

1) Не налаженная система по изобретению новых видов путевок.

2) Недостаточный контроль качества оказываемых услуг.

Персонал

1) Квалифицированный персонал.

2) Опыт персонала и хорошая динамика структуры.

3) Достаточное количество нанятого персонала.

Определенная пассивность в деятельности по улучшению результатов работы организации.

Финансы

1) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширение сферы оказанию услуг.

2) Устойчивое финансовое состояние.

1) Неспособность рассчитаться с текущими обязательствами максимально быстро.

2) Неликвидный баланс.

3) Нестабильность получаемой прибыли, в зависимости от времени года.

Организация

1)Положительные внутренние внешние взаимоотношения.

2) Простота организационной структуры.

3) Разделение труда.

4) Четкие отношения подчинения.

1) Большой объем информации у руководителей.

2) Осложнены горизонтальные связи.

3) Плохо налажена система отдела рекламы.

Маркетинг

1) Участие в выставках, конференциях и т. п.

2) Высокий уровень организации продаж.

3) Хорошо изучена конъюнктура рынка.

1) Отсутствие собственных каналов продвижения продукции.

2) Налаженные каналы сбыта.