ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2019

Просмотров: 1824

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену дисциплины 3 курса Синтаксис 2
1.Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксис как наука и как учебный
предмет

Объект синтаксиса - это существующие в языке типы словосочетаний и предложений, то есть то, что называют синтаксическим строем языка. 
Предмет синтаксиса - изучение правил связывания слов и форм слов в словосочетания и предложения и анализ всех тех языковых единиц, в пределах которых эти правила реализуются. 
Цель синтаксиса - изучить строение (грамматическую форму) и значение (грамматическое значение) синтаксических единиц. Цель синтаксиса определяет постановку и решение следующих задач:

  1. Определение понятия «синтаксические единицы» и их состава;

  2. Изучение грамматической формы, грамматического значения и грамматических категорий синтаксических единиц;

  3. Описание структурных и функциональных типов синтаксических единиц;

  4. Выявление и анализ структурно-семантических разновидностей синтаксических единиц;

  5. Изучение структурно-семантических компонентов, составляющих синтаксические единицы, в частности, членов предложения,

  6. Описание средств связи и способов выражения синтаксических отношений внутри синтаксических единиц и между ними и т.д.


Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным развитием лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности.

Современное состояние синтаксических учений характеризуется многоаспектностью в трактовке языковых явлений. Одни аспекты связаны с изучением семантики синтаксических единиц, другие - с изучением их структуры, третьи отражают стремление ученых раскрыть структурносемантические особенности этих единиц. Большое количество синтаксических проблем и возможность подойти к ним с разных сторон в соединении с обилием аспектов рассмотрения - всё это привело к появлению невиданного ранее количества направлений исследования синтаксиса и синтаксических концепций.
2.Синтаксис словосочетания. Словосочетание и слово, словосочетание и
предложение. Сочетания слов, не являющихся словосочетаниями

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озеромголубым озеромдолго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.


Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – этоподчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго - главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные

  • глагольные

  • наречные

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование

  • управление

  • примыкание


3.Основные типы синтаксической связи в словосочетании: согласование,
управление, примыкание

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: уважаемые провожающие, добрый человек и т. д.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния).
Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что 
Господствующее слово управляет подчиненным.

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (Дети постарше), неизменяемое прилагательное (Цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (В газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их (Его рубашка) . Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: Зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

Подсказка:
При 
Согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.
При
 управлении одно требование главного к зависимому - падеж.
При 
Примыкании Никто ничего потребовать не может.


4.Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическое
значение предложения


Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

  • выражает законченную мысль

  • имеет цель высказывания

  • грамматически организовано, имеет грамматическую основу

  • оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

Предложения различаются по цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания

  • повествовательные - выражают сообщение,

  • вопросительные - выражают вопрос,

  • побудительные - выражают побуждение.

Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

 

Грамматическая основа предложения

Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое. В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно являетсяраспространённым.

В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения – обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. – это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

  1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.

  2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.

  3. Классификация предложений по главным членам – это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.

  4. Классификация по типу синтаксической связи – это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

  5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению.


5.Три подхода к изучению предложения. Актуальное членение
предложения

Глубина познания явлений действительного мира безгранична, тем более такого сложного образования, как язык. 
Язык объемен, многопланов, многомерен, многоаспектен. Наиболее полное описание синтаксических единиц дает структурно-семантическое направление - прямой наследник отечественного языкознания.1 
Разумеется, одноаспектные описания могут более глубоко показывать соответствующую сторону единиц синтаксиса. Каждый подход позволяет высветить лишь часть свойств объекта наблюдений. 
Очевидно, что каждая новая точка зрения может подать и новые свойства языковых явлений. При аспектном подходе единицы языка изучаются по горизонтали, хотя описание их может быть объемным. 
Целесообразно дополнять горизонтальные аспектные анализы исследуемых единиц языка по вертикали. Вертикальный анализ позволяет увидеть какие-то свойства языка «снизу» и «сверху». Эти подходы к исследованию синтаксических единиц условно называются «подходом снизу» и «подходом сверху».2 
Эти два подхода к выделению синтаксических единиц отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. Сии- таксические единицы более низкого уровня в построениях более высокого уровня выступают как элементы (компоненты), которые вступают друг с другом в синтаксические связи и отношения. 
ДВА ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ 
Эти подходы к анализу синтаксических единиц, отражающие разные уровни синтаксической системы, позволяют показать их существенные структурные и семантические свойства. 
В следующей таблице представлена система синтаксических единиц в определенной последовательности, обусловленной их «вертикальными» отношениями. В таблице выделены две графы в соответствии с методом исследования синтаксических единиц: «подход снизу» и «подход сверху», на что указано стрелками.



Подход «снизу»


Подход «сверху»

1

v Текст Сложное предложение Простое предложение 
Словосочетание 
Словоформа

'

Текст 
Сложное предложение Простое предложение и предикативные части сложного Сочетания слов, в том числе и словосочетания ' Член предложения


При подходе снизу можно показать, из чего строятся синтаксические единицы; при подходе сверху - на какие единицы они делятся. 
Иерархическую систему синтаксических единиц при обоих подходах объединяет текст - вершина речевой деятельности. Именно в тексте проявляются возможности единиц фонетико-фонологического, морфемного, морфологического и синтаксического уровней, а также лексикостилистического аспекта единиц языка. 
Определение текста, принятое в школьной практике, совмещает разные подходы: «Текст - сочетание предложений (простых и сложных), связанных между собой по смыслу и грамматически».3 
Единством темы обусловлены цельность и связность текста - его важнейшие свойства. Цельность - смысловое внутреннее единство текста, а связность - наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте.4 
ПРОБЛЕМЫ ГРАММАТИКИ 
В определении текста и его важнейших свойств сочетаются те признаки, которые выявляются при подходе снизу и сверху (от темы). Остальные синтаксические единицы соотносительны по своему строению и значению: в них есть общие и различные свойства, которые можно отличить при их сопоставительном вертикальном анализе. 
При анализе смысловых частей текста целесообразно указывать количество и типы предложений, образующих текст и вычленяемых из текста. 
Предложения в тексте располагаются в логико-смыс- 150 ловой последовательности. Простые предложения, вычленяемые из текста, могут «приспосабливать» свое строение к структуре текста. Минимальное по структуре сложное предложение образуется из двух предложений, которые при этом теряют смысловую и интонационную самостоятельность в разной степени. Для разных типов сложных предложений и даже для их разновидностей характерна разная степень преобразований свойств простых предложений, утраты их смысловой и интонационной самостоятельности. 
Сравните:

  1. Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое загрубело. (А. Сурков.) Над озером блеснула тусклая зарница, и лишь минуту спустя прокатился далекий гром. (К. Паустовский.)


IL Я думал о людях, чья жизнь была связана с этими берегами. (К. Паустовский.) 
III. а) Травка зеленеет, солнышко блестит... 
б)              Знай: мы чужие с этих пор. (М. Лермонтов.) 
При подходе сверху из сложного предложения вычленяем предикативные части, не обладающие всеми свойствами простого предложения, а именно: у них может не быть смысловой завершенности и, как правило, нет интонационной самостоятельности. 
Разные подходы дают разное видение сложных предложений, условий их образования и функционирования. 
В одних определениях сложных предложений отмечается, что они состоят из простых предложений (взгляд снизу), в других определениях отмечается наличие в сложных предложениях предикативных частей (взгляд сверху). 
Сравните: 
СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ


  1. «Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, а связанные между собой синтаксическими отношениями».5 ж


с 
lt; 
м 
ч 
131

  1. «Сложным называется предложение, представляющее собой интонационное и смысловое целое, но состоящее из таких частей (двух или больше), которые по своей внешней, формальной грамматической структуре более или менее однотипны с простыми предложениями».6              2

  2. «Все сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения:



Первое определение отражает подход снизу, остальные - подход сверху. Другие определения, встречающиеся в лингвометодической литературе, как правило, представляют собой вариации указанных определений. 
Простое предложение образуется из слов и словосочетаний. Между словами в предложении образуются предикативные и непредикативные отношения. В соответствии с характером выражаемой мысли и целями общения заполняются синтаксические позиции, происходит актуализация некоторых членов предложения логическим ударением, инверсией, служебными словами и т.д. 
Уровень словосочетаний и сочетаний слов дает чрезвычайно интересные для наблюдения и анализа результаты.


Словосочетание составляется по языковым моделям из слов - знаменательных частей речи с возможным (необходимым) числом служебных слов. Построение словосочетаний при «подходе снизу» идет от слова путем его распространения: свежий снег, прозрачная (ключевая) вода и т.д. 
В сочинительных словосочетаниях соединяются однотипные по семантике слова. Сочинительные словосочетания больше способны к расширению, чем подчинительные: и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин.) 
«Подход сверху» предполагает вычленение словосочетаний из предложения. В нашем саду растут красная и черная розы. Из этого предложения можем выделить следующие словосочетания: 1) красная и черная розы (подчинительное словосочетание), 2) красная и черная (сочинительное словосочетание), 3) растут в саду (подчинительное словосочетание), 4) в нашем саду (подчинительное словосочетание). 
ПРОБЛЕМЫ ГРАММАТИКИ 
Подчинительные и сочинительные словосочетания8 составляют в предложении структурно-семантические блоки, знание которых облегчает анализ предложения. 
Разные подходы к анализу словосочетаний позволяют обосновать некоторые вариативные научно-методические вопросы и ответы:

  1. вариант. Вопрос: Из каких словосочетаний образовалось словосочетание красная и черная розы?


Ответ: из словосочетаний красная роза и черная роза.

  1. вариант. Вопрос: Какое словосочетание можно вычленить из сложного словосочетания красная и черная розы?