ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2019

Просмотров: 1831

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответ: красная и черная (сочинительное словосочетание). 
Из предложения Мягкий и пушистый снег падает на землю, можно вычленить словосочетания мягкий и пушистый снег, мягкий и пушистый, падает на землю, но нельзя вычленить мягкий снег и пушистый снег, хотя можно рассматривать эти словосочетания как строительный материал для предложения (при «подходе снизу»). 
При «подходе сверху» в простом предложении можно отметить не только предикативные сочетания и непредикативные словосочетания, но и полупредикативные сочетания (различного рода обороты) и сочетания слов с пояснительными отношениями. Синтаксический статус тех и других сочетаний, их место в системе синтаксических единиц, несмотря на большое количество исследований, остается неопределенным. Непонятно, почему одни и те же сочетания слов с семантикой определения в зависимости от места по отношению к определяемому слову трактуются по-разному. 
Сравним, например:

  1. Нависшая над горизонтом туча предвещала непогоду.


Словосочетания: 1) нависшая туча, 2) нависшая над 
горизонтом, 3) предвещала непогоду.

  1. Туча, нависшая над горизонтом, предвещала непогоду.


Словосочетания: 1) нависшая над горизонтом, 2) предвещала непогоду. 
Обычно при учебном анализе сопоставляемых предложений при инверсии причастного оборота не без оснований не выделяется сочетание туча, нависшая, но можно выделить как сложное - туча, нависшая над горизонтом - и из него выделить простое - нависшая над горизонтом. 
Включение полупредикативных сочетаний в число сложных словосочетаний целесообразно не только с научной, но и (особенно) с методической точки зрения. 
Особого исследования с позиции двух подходов требуют и сочетания с пояснительными отношениями. Так, из предложения Внизу, в тени, шумел Дунай. (Ф. Тютчев.) можно вычленить словосочетание внизу, в тени, шумел, в котором компоненты пояснения подчиняются глаголу, причем второй компонент в тени поясняет первый. Словоформа в тени имеет двойное подчинение. Внизу, в тени - сочетание или словосочетание? 
Для понимания специфики единиц низшего уровня системы синтаксических единиц особенно важно сопоставление слова (в одной из его форм) и члена предложения. 
Количество словоформ и членов предложения может совпадать, например: Медлительно влекутся дни мои. (А. Пушкин.) Однако такое соответствие наблюдается не всегда. Так, в предложении Сколько'ДЇнещврюровррночей провела она в тюДдпемной квартире! (Серебровская.) 9 словоформ, но 6 членов предложения. 4 словоформы образуют в предложении синтаксически неделимое (цельное) словосочетание, выполняющее функцию одного члена предложения. 
Члены предложения включаются в число синтаксических единиц, так как члены предложения - это структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими связями и отношениями. 
Словоформы выделяются при «подходе снизу», члены предложения - при «подходе сверху». По традиции при описании семантики членов предложения после определения общего категориального значения членов предложения перечисляются их частные значения («подход сверху»). 
Так, в определении, обозначающем конкретизирующий признак предмета, обобщаются более частные значения признака, которые выделяются при анализе словосочетаний.9 Основные значения следующие:


Актуальное членение предложения - это его смысловое членение, членение с точки зрения коммуникативно-речевой ситуации, существенное для контекста или ситуации. Актуальное членение организует предложение для передачи актуальной информации, того содержания, ради сообщения которого было создано данное предложение. С точки зрения актуального членения предложение членится на две части в соответствии с коммуникативным заданием - тему и ремуТема - это та часть предложения, которая обычно известна, очевидна, предопределена соответствующим контекстом; это исходная точка, отправной пункт высказывания; она актуально менее значима, чем рема. Рема- новое, неизвестное, то, ради чего строится предложение, т.е. ядро высказывания.

При этом в речи каждое предложение (высказывание) целенаправленно строится в соответствии с задачами коммуникации. Н.Н.Ивакина приводит такой пример. Высказывание с одним и тем же грамматическим составом может звучать как Дело Исаева сейчас у следователя и У следователя сейчас дело Исаева в зависимости от того, что мы хотим сообщить: где дело Исаева или чем занят следователь. Если задан вопрос где дело Исаева?, то известным (темой) здесь является дело Исаева, и говорящий ответит: Дело Исаева сейчас у следователя. Высказывание У следователя сейчас дело Исаева отвечает на вопрос чем сейчас занят следователь?,поэтому рема в данной конструкции - дело Исаева (см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. С. 230).

В большинстве предложений в русском языке тема предшествует реме, т.е. данное, известное предшествует новому, неизвестному, например Ломов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ. Однако есть предложения, в которых рема предшествует теме: Основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал, собранный по факту кражи имущества гр. Осовым. Отсюда можно сделать вывод, что коммуникативное членение предложения, т.е. его членение на тему и рему, не всегда соответствует грамматическому членению и неразрывно связано с порядком слов. Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация. В литературном языке фразовое ударение обычно падает на конец предложения, в соответствиии с этим организуется и порядок следования словоформ в предложении, чтобы это ударение выделило тему.


6.Понятие членов предложения. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее. Виды сказуемых

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.


3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:             кого?       чего?

                                                 кому?      чему?

                                                 кого?       что?

                                                 кем?        чем?

                                              о ком?     о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой   роще  путников   встретили   веселые   голоса    птиц.

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

  1.  

   Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.

   Вопросительные:          Почему вы не гуляете?

   Побудительные:            Идите скорее!

  1.  

   Восклицательные:        Мне подарили щенка!

   Невосклицательные:    Мне подарили щенка.

  1.  

   Нераспространенное:   Весна  пришла.

   Распространенное:       Пришла  долгожданная весна.

  1.  

  Узкая тропинка уходила далеко в лес.  – простое (Имеет одну грамматическую основу)

  Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

  1.  

На заводе  человек  наливает  жидкое  стекло  в  сито.                                   

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Разбор  предложения  по  членам  предложения  и  по частям  речи,  выписывание  словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
                   
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п.       н.                  п.,мн.ч.,И.п.           с.,мн.ч.,И.п.       г.,п.в.,мн.ч.    пред.
Например:  Осенним       днём    маленькие     дети          гуляли      в 

п.,ед.ч.,м.р.,П.п.         с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском       парке.

Однородными  членами  предложения  называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.


Например:                                                                   

Суворов   ценил   своих    солдат   за    храбрость,   смекалку,     выносливость.                                                      

          какие?                 какие?                  

Маленькие,    большие     кораблики      покачивались       на воде.

(Маленькие, большие – однородные определения).

Сложное предложение.

Сложным  - называют предложение, в котором несколько грамматических     основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Например:

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

День   темнеет,   и   трава   седой  росой   в   лугах   блестит.

Какие слова являются грамматической основой? Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например: "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время. "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени. "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании. Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения.

Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост". Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли". Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить". Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились". Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т.е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой". Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала". Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра". Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет". Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено.


7.Второстепенные члены предложения и способы их выражения


В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

  • дополнения;

  • определения;

  • обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганноелицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился; 2 – мы ожидали.

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательноубедился(в чём?) в необходимостиубедился (когда?)вечеромв необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асюожидали (как?)молчаПока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю, причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

  • Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Красное платье; весёлый мальчик.