Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды и методы планирования в зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

  • планы сбыта;
  • планирование производства;
  • финансовое планирование;
  • планы материально-технического снабжения.

Процесс распределения ресурсов для достижения поставленной цели является неотъемлемой частью любого предприятия.

Виды и формы планирования осуществляют общий план работы предприятия. Иногда может составляться проект для функционирования отдельных подразделений или дочерних филиалов.

Понятие и виды планирования в зависимости от характера решаемых задач[10]:

  • стратегические;
  • среднесрочные;
  • тактические (текущие или бюджетные).

Виды планирования бывают балансовыми, расчетно-аналитическими, экономико-математическими, графоаналитическими и программно-целевыми.

Балансовый метод - вид планирования устанавливает связи между потребностью в ресурсах и источником, который их покрывает, а также между несколькими разделами проектирования. Суть этого метода состоит в том, чтобы сохранять баланс между производственным планом предприятия и мощностью, ресурсами, трудоемкостью и другими затратами.

Расчетно-аналитический метод используют для того, чтобы рассчитать показатели, анализ и динамику, которые обеспечивают нужный количественный уровень. В рамках расчетно-аналитического метода определяют базисные показатели плана и дальнейшие их изменения в процессе выполнения, а также рассчитывают индексацию изменений показателей в сравнении с базисными данными.

Экономико-математический метод позволяет придумывать экономические модели показателей, иными словами, разрабатывать несколько оптимальных проектов, чтобы выбрать наилучший для данного предприятия.

Графоаналитический метод позволяет увидеть результат экономического анализа при помощи графических средств. Благодаря графикам выявляется количественная разница между показателями, к примеру, между темпом изменения фондоотдачи и реальной производительностью труда. К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха[11].

Программно-целевой метод - план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.


Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь – генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

Организацию как функцию можно представить как классическую для любой системы управления. В этом случае система менеджмента занимается формированием структуры предприятия, обеспечивая ее необходимыми компонентами для полноценной деятельности. В частности, это может быть обеспечение кадрами сотрудников, техническими средствами для решения производственных задач, денежными средствами, различными материалами и т. д. К примеру, организация может затрагивать техническое обеспечение отдела снабжения, без которого будет невозможна деятельность производственных участков[12].

По большому счету на этой стадии менеджмент организации создает предпосылки для достижения поставленных целей. От того, насколько грамотно реализуется эта часть работы специалистов по менеджменту, зависит успешность компании на рынке и перспективы ее развития.

Таким образом, планирование как основная функция управления определяет всю деятельность конкретной фирмы. Вся она строится на этой основе и состоит в выполнении намеченных планов, организации и контроле этого процесса. Планирование как функция управления производством позволяет собрать все силы и ресурсы предприятия в одно целое и направить их на достижение важнейших целей предприятия. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех. Организация как функция заключается во взаимоотношениях между подразделениями фирмы, определения порядка и условия, в которых будет функционировать фирма. Принимаются решения о возможных методах и инструментах, которые способствуют выполнению плана, координируются решения задач.

2.2 Мотивация в системе менеджмента

Функция мотивации — это деятельность, основной целью которой является задача активизировать людей, работающих в организации, и побудить их выполнять цели согласно плану, эффективно трудясь.

Для этого осуществляется их моральное и экономическое стимулирование, обогащается само содержание труда, для саморазвития и выявления творческого потенциала работников, создаются необходимые условия. Требуется отличать понятия мотивация и стимулирование[13].


Мотивация – процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации. Осуществление мотивации требует четкого определения потребностей и вознаграждений.

Стимулирование – это способ внешней поддержки, на основе которой происходит воздействие на активность человека. Основная задача такого процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения.

Стимулирование может быть, как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций).

Стимуляция бывает[14]:

  • мотивирующей;
  • мотивирующей.

Выделяют следующие отличия мотивации от стимулирования[15]:

  • Направленность. Мотивация – это внутренняя заинтересованность, которая свойственна только конкретному человеку, а стимулирование является внешним воздействием, которое направленно на круг субъектов
  • Содержание. Стимулирование является негативным или позитивным толчком к действию, мотивация может носить только позитивный характер
  • Существование. Стимулирование применяется до тех пока, оно не будет отменено, мотивация – до того момента, пока она не реализована
  • Цель. Мотивация – удовлетворение внутренней потребности, стимулирование – способ воздействия на человека
  • Принадлежность. Мотивация свойственна конкретному человеку, работнику, а стимулирование – группе людей, объединенных по единому признаку.

Выделяют следующие виды стимулов[16]:

  • Материальные стимулы: денежные (премии, высока зарплата) не денежные (льготы, служебное жилье, путевки)
  • Нематериальные стимулы: социальные (общение в коллективе, карьерный рост) моральные (почетные грамоты, уважение) творческие (креативная работа, возможность самореализации).

Достижение высокой эффективности трудового коллектива и их заинтересованности в достижении целей компании, возможно только при правильном стимулировании со стороны управляющего, с учетом их мотивов.

Потребности человека носят виртуальный характер, так как они условны, подвижны. Виртуальность потребностей в следующем: каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с разнообразием условий реализации, окружающей среды, возраста, биологическая потребность становится материальной, духовной или социальной, т.е. модифицируется. Основной становится потребность, наиболее соответствующая личному смыслу жизни человека, лучше удовлетворяет его, т.е. та, которая наилучшим образом мотивирована. Во главе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив.


Механизм данного перехода включает[17]:

  • Выбор и мотивацию предмета потребности
  • При переходе от потребности к деятельности потребность превращается в интерес и цель (осознанную потребность).

Исходя из этого можно сделать вывод что, потребность и мотивация взаимосвязаны: потребность побуждает человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотивы могут быть в виде потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Понятие «мотивация» является более широким, чем понятие «мотив». Мотив отличается от мотивации тем, что принадлежит субъекту поведения, при этом является его устойчивым личностным свойством, которое побуждает человека изнутри, к совершению определенных действий.

Рассмотрим понятие мотивирование. Мотивирование - это процесс воздействия (влияния) на человека с целью побуждения его, к определенным действиям используя активизации определенных мотивов.

Рассмотрим два основных типа мотивирования[18]:

  • внешнее воздействие на человека, где основной целью является побуждение его производить определенные действия, приводящие к желательному результату
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит образовательный и воспитательный характер.

Мотивы в трудовой деятельности работника разнообразны и многочисленны, их всегда достаточно много. Вместе они образуют мотивационную структуру. Понимание мотивационной структуры управляющим позволяет ему разработать и/или выбрать инструменты (стимулы) для внешнего воздействия на работника. Мотивы можно классифицировать по разным критериям.

Мотивы бывают: биологические и духовные внешние и внутренние личностные и общественные кратковременные и устойчивые осознанные и неосознанные.

Выделяют следующие виды мотивов в трудовой деятельности:

  • мотив самостоятельности выражается в стремление к рискам, инновациям, новым видам деятельности
  • мотив стадности, характеризуется потребностью работника чувствовать принадлежность к чему-то общему, быть в коллективе
  • мотив самоутверждения предполагает выполнение сложной работы, которая под силу только высококвалифицированным работникам или занятие должности управляющего, дающей чувство значительности и важности
  • мотив приобретения нового предполагает выбор той работы, где имеется возможность расширения опыта, приобретения связей, знаний, карьерного роста и т.д.
  • мотив состязательности предполагает стремление к соперничеству с другими работниками за статус самого трудолюбивого, креативного, успешного, умного и т.д.
  • мотив стабильности – предпочтение надежной работы, со стабильной зарплатой, социальными гарантиями и льготами.

Распределим побуждающие факторы на два относительно самостоятельных вида[19]:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность деятельности или поведения.

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести намерения, убеждения, ценности.

  • Намерение является, сознательно принимаемым решением достичь определенной цели, где человек четко представляет имеющиеся средства и способы действий. Здесь объединяются планирование и побуждение к действию. Поведение человека организовывается намереньем.
  • Убеждения - это мотивы теоретической и практической деятельности, которые обоснованы теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. На протяжении всей жизни человека всегда сохраняются его глубоко обоснованные убеждения. Убеждения являются наиболее обобщенными мотивами, но когда характерными признаками свойств личности являются устойчивость и обобщённость, то убеждения нет возможности назвать мотивами в принятом понимании. Более обобщённый мотив становится ближе к свойству личности.
  • Под ценность понимается личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает не только на основе знаний и информации полученной извне, но и собственного жизненного опыта. Ценности личности создают систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, имеющих особую значимость. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Человеческой жизни всегда придают смысл четко сформулированные ценности.

2.3 Контроль как функция управления и его характеристика

Контроль как функция управления направлен на отслеживание полученных в процессе деятельности организации результатов. Это позволяет удерживать компанию в рамках заданных целей и стандартов. Он всегда направлен на повышение уровня качества и эффективности.

Контроль как функция управления является постоянным процессом по обеспечению выполнения стратегии при помощи оперативного выявления образовавшихся проблем. Другими словами, это борьба против возможных неопределенностей, которые являются самым большим страхом любого менеджера. Какие бы грандиозные и продуманные планы он ни строил, любое изменение во внешней или внутренней среде может легко спровоцировать огромные проблемы и полностью нарушить запрограммированный процесс. Частично решить эту проблему и поможет область контроля, которая позволит оперативно нивелировать негативные последствия.