Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Современный мир развивается с ускоренными темпами вследствие чего появляются новые компании, сферы деятельности, бизнес-проекты. В связи с этим возникает проблема рационального решения практических вопросов для успешной деятельности существующих проектов или компаний. Решения этих проблем таит в себе такая наука, как менеджмент. Менеджмент – эффективное и производительное достижение поставленных целей компанией при помощи основных управленческих функций. Выполнение функций подразумевает собой исполнение менеджерами специальных навыков и умений. Каждая функция управления – особая сфера деятельности какого-нибудь определенного процесса управления. Система управления складывается из совокупности связанных между собой функций. В настоящее время определяют следующие виды функций менеджмента: контроль, планирование, руководство, мотивация, координирование, регулирование и организация. Эффективный менеджмент предполагает, что люди совместно координируют деятельность, ставят цели и достигают их, планируют свою работу. Давайте рассмотрим поподробнее основные функции менеджмента. Гипотеза исследования: эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации. Рассмотрим основные функции менеджмента и их роль в системе управления.

Цель работы изучение основных функций в системе менеджмента.

Объектом исследования является система управления.

Предмет исследования являются функции менеджмента.

Поставлены задачи:

- определить понятие и сущность менеджмента;

- рассмотреть основные функции менеджмента;

- изучить планирование и организацию как функции системы управления;

- проанализировать мотивацию в системе менеджмента;

- осветить контроль как функцию управления и его характеристику;

- проанализировать координацию как функцию управления в менеджменте.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента

1.1 Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент – это слово, которое употребляется сегодня довольно часто. Многие ошибочно полагают, что это – то же самое, что и обыкновенное управление и руководство. Организация и управление производством должны осуществляться с учетом всех требований современности. К успеху приведет только использование самых современных способов и средств.


Под менеджментом понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он, в свою очередь, направлен на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности организации поставленных ее руководством целей путем правильного использования имеющихся трудовых ресурсов и материалов с применением функций, а также главенствующих принципов экономического менеджмента[1].

Сущность менеджмента на самом деле понять не так уж и сложно. Менеджмент – это управление, осуществляемое в условиях рынка.

В первую очередь это означает следующее[2]:

– неизменное стремление к наивысшим результатам;

– ориентацию на потребности рынка и на спрос;

– хозяйственную собственность, которая выступает гарантом свободы принятия решений.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент предполагает, что управляющий (то есть сам менеджер) не имеет зависимости от уставного капитала той организации, на которую он работает. Сущность менеджмента заключается в том, что менеджер не является владельцем акций и работает исключительно по условиям найма. Данный управляющий является субъектом определенной профессиональной деятельности. Это означает, что он имеет определенные навыки и опыт практической работы, а также прошел специальную подготовку.

Управление производством – это его организация и определение перспектив. Отметим, важны как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы.

Сущность менеджмента, так или иначе, связана с мыслью о том, что если рационально использовать все имеющиеся ресурсы, то можно будет добиться максимальных результатов при самых маленьких расходах.

У менеджмента имеется собственный экономический механизм. Он направляется на решение определенных проблем, которые неизбежно возникают в хозяйственной деятельности при реализации технологических, социально-экономических, социально-политических и иных задач.

Описанный экономический механизм состоит из трех уровней:

- управление производством;

- внутрифирменное управление;

- управление персоналом.

Говоря о том, что такое сущность менеджмента, принято делать акцент на его процессуальном характере.

Менеджмент очень часто воспринимают как интегральный процесс, который позволяет управлять фирмой непосредственно через поставленные цели.

В деятельности менеджера в организации есть немало моментов, назвать которые можно не иначе как ключевыми. К ним можно отнести и понимание менеджером своей собственной компетенции. Компетенция менеджера во многом связана с компетенцией других сотрудников. Любой профессиональный управляющий должен уметь пользоваться знаниями, которыми владеет он и его подчиненные. Это необходимо для увеличения кругозора, который в дальнейшем поможет принимать правильные решения, обозначать перспективы и грамотно осуществлять текущее управление организацией и ее кадрами.


Менеджер находится в полной зависимости от руководителя, однако его начальнику не следует забывать, что нанятый им человек должен постоянно чувствовать себя хозяином ситуации, так как иначе он не сможет полностью реализовать весь имеющийся у него потенциал. Менеджера контролировать нужно только косвенно[3].

Основные понятия менеджмента раскрывают задачи, цели, принципы и функции управления, его субъекты и объекты, а также виды.

Таким образом, главной целью менеджмента является обеспечение желаемого дохода и прибыли путем обоснованной организации производства и кадрового потенциала, а также увеличением реализации и уменьшением затрат. Достигается эта цель решением следующих задач: оценкой состояния организации, определением целей развития и их приоритетности, построением стратегического плана и пр.

1.2 Основные функции менеджмента

Сегодня существует в любой организации определенный управленческий процесс, заключающийся в реализации некоторых функций, выполнять которые обязан каждый руководитель. В тематической литературе применяется тенденция к рассмотрению вопроса в качестве реализации конкретных функций.

Можно с уверенностью утверждать, что не существует единого мнения – каковы основные функции менеджмента. Поэтому целесообразно рассмотреть точки зрения некоторых экспертов в сфере управления. Итак, понятие функции менеджмента должно включать в себя осуществление организации, планирования, контроля и мотивации, необходимых для формулирования и достижения целей предприятия. При этом у ведущего теоретика в данной сфере, Питера Ф. Друкера, существует иное определение данного термина.

Управление является особым видом деятельности, способного превратить неорганизованную толпу в целенаправленную, эффективную и высокопроизводительную группу. Поэтому основные функции менеджмента осуществляются в направлении стимулирования социальных положительных изменений. Такой подход и объясняет пристальное внимание руководителей предприятий к уровню образования и квалификации своего персонала.

В современной трактовке основные функции менеджмента предполагают принятие решения и выборе целей организации с четким порядком действий для достижения этих целей.

Процесс управления характеризуется пятью основными этапами[4]:


  • Планирование.
  • Организация.
  • Мотивирующая часть.
  • Осуществление контроля.
  • Координация.

На стадии планирования формируются задачи и цели, разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые программы и планы. Этот этап позволяет четко сформулировать и определить целевую установку компании, а также использовать показатели деятельности, которые необходимы для дальнейшего контроля результатов[5].

Организация - задача этой функции менеджмента – формирование и структуризация, а также обеспечение всего необходимого для работы. Иными словами, это создание условий для достижения намеченных целей. Зачастую для этого требуется переустройство структуры организации и управленческих механизмов. Это необходимо для повышения гибкости и приспосабливаемости к актуальным требованиям экономики. Во время планирования и организации рабочего процесса руководство принимает решение о том, что конкретно должна выполнять данная структура организации, кто и в какой момент должен это сделать.

Мотивация - цель данного этапа – активизация сотрудников и побуждение в них желания активного труда для достижения поставленных целей, обозначенных в плане развития компании. Для этого используются моральные и экономические способы стимулирования, создаются все условия для развития и проявления потенциала людей, работающих в структурных подразделениях организации[6].

Осуществление контроля обеспечивает достижение целей компании. Этот аспект необходим для выявления и устранения возникающих недочетов и проблем заранее, перед тем как они станут непоправимыми. Также он используется для стимулирования успешной работы. Следующим и основным аспектом является координация, задача которой состоит в достижении слаженной работы всех структур компании путем становления рациональных коммуникаций между ними.

Таким образом, с помощью этой функции менеджмента осуществляется управление ресурсами, устанавливается взаимосвязь между подразделениями организации. Правильная координация обеспечивает согласованную и единую работу на всех стадиях управленческой работы менеджера и руководителей.

Глава 2. Основные функции в системе менеджмента


2.1 Планирование и организация как функции системы управления

Любая бизнес-организация стремится развиться, укрепить свои позиции и, по возможности, расшириться. Деятельность организации не может происходить хаотично. Есть множество вопросов, которые нужно решить, множество рисков, на которые нужно отреагировать. Планирование сможет преобразовать деятельность многих людей, происходящую по многим направлениям, в одно единое целое, которое будет выполнять максимально эффективно стратегические задачи предприятия.

Планирование - это одна из важнейших частей управления фирмой. Оно помогает избегать случайностей и неопределённостей в деятельности организации. Планирование как функция управления представляет собой основу управленческой деятельности.

Планирование - это определённый процесс. Существуют различные его виды, отвечающие разным целям и задачам. Основа для этой деятельности - стратегическое планирование. Как понятно из названия, на этом уровне определяются основные задачи и ориентиры для деятельности фирмы в целом. Детализуется стратегия, как выживания фирмы, так и стремления к дальнейшему укреплению и развитию организации[7].

Реализация каждого пункта этой стратегии - вот задача планирования на более низком уровне. При этом важно не только наметить сами цели. Этого недостаточно. Нужно определить временной график их достижения, способ контроля процесса выполнения работы. Также важно увязать разнообразные стороны деятельности фирмы друг с другом. Необходимо продумать обеспечение стратегии необходимым количеством ресурсов хотя бы на самом общем уровне.

Планирование как функция управления начинает своё осуществление именно на стратегическом уровне. Тактическое планирование направлено на реализацию задач, поставленных в результате проведения стратегического планирования[8].

Таких задач, как правило, достаточно много. Их выполнение требует не только упорядочивания процесса работы, но и правильного распределения ресурсов между различными задачами. Через оперативно-календарный уровень планирования и реализуются эти два уровня. Планирование как функция управления непосредственно проявляет себя именно в организации каждодневной работы.

Упомянутое разделение задач планирования по уровням - не единственный способ классификации. В качестве примера мы можем привести бизнес-планирование. Оно применяется для оценки эффективности проекта и более глубокого осознания особенностей предлагаемой в нём деятельности. Кроме того, в связи со сложностью процессов планирования их можно разделить по степени охвата. Они могут охватывать все основные аспекты процесса, а могут касаться только конкретных сторон деятельности, требующих к себе особого внимания[9]. Также планирование как функция управления может касаться всей деятельности предприятия, а может относиться к отдельным проектам.