Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Развитие менеджмента с древних времен
1.2.Основные этапы истории развития менеджмента
2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ
2.2. Становление и развитие менеджмента в России
3. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
3.1 Современные подходы к менеджменту
Соответственно, основной предпосылкой возникновения современного менеджмента как науки в России стал переход от планово – командной экономики к рыночной вследствие распада Советского союза. На данном этапе российский менеджмент формировался в довольно сложных условиях: негативные явления в экономике РФ в 90 гг., сжатые сроки переориентации бизнеса на рыночные механизмы. Все это наложило свой отпечаток на систему управления российскими компаниями и в ней еще можно проследить черты присущие административно – командной системе. И это не удивительно, так как многие современные организации, предприятия, компания образованы на основе бывших советских фабрик, заводов и т. д. Еще одной особенностью менеджмента российских компаний можно назвать, что часть современных бизнесменов начинали свою деятельность в советское время, но молодое поколение бизнесменов России способны управлять субъектами хозяйствования в новых экономических условиях. [26]
Основными особенностями российского менеджмента является:
-преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур и слабое развитие мягких организационных структур предприятия;
-проблемы делегирования полномочий от руководителя к подчиненным, подавление творческого подхода и инициативы работников, что в некоторых случаях может привести компанию к банкротству;
-любовь к авторитарному стилю руководства и его постоянное применение на большинстве предприятий страны;
-механическое детальное копирование западных принципов, методов и моделей управления без их адаптации к российской экономике;
-отсутствие гибкости у топ - менеджеров. Руководители многих предприятий предпочитают действовать по привычке и не могут быстро приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды;
-производительность труда, ресурсосберегающие технологии, экономия сырья и материалов не рассматриваются многими руководителями как объектов управления;
-низкая заинтересованность топ -менеджеров во внедрении и активном использовании системы управления качеством; [6,c.232]
-низкий уровень профессиональных знаний науки управления у самих руководителей. Многие менеджеры обладая властью стремятся распределить должности между родственниками, друзьями.
На формирование российского менеджмента влияют также социально -экономические факторы, например:
-экономическая и политическая нестабильность в стране, которая в принципе делает невозможным долгосрочное и среднесрочное планирование деятельности, а иногда вынуждает прекратить деятельность всего предприятия;
-ресурсно - сырьевая ориентация экономики страны;
-постоянное ухудшение производственного, научно - технического, кадрового потенциала;
-отток многих ученых за границу в 90годы, когда экономика страны переживала не самые лучшие времена;
-сложная система налогообложения и высокий уровень налоговых ставок;
-уровень инфляции и безработицы;
-низкий уровень оплаты труда в целом по стране и низкий удельный вес оплаты труда в конечной цене реализованного товара;
-низкие показатели индекса человеческого развития и тенденция к его снижению;
-низкая экономическая эффективность деятельности многих организаций России;
-применение органами власти как на государственном, так и на местном уровне моделей управления, которые не всегда соответствуют реальным условиям деятельности предприятия. Отличительной чертой многих органов власти является или применение или жестко бюрократических структур или чрезмерно либеральных;
-неравномерность уровня развития регионов;
-высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг.
Но несмотря, на все перечисленные выше факторы негативно влияющие на современный российский менеджмент можно выделить и положительные тенденции его развития, например, многообразие форм собственности субъектов хозяйствования, тенденция к росту промышленного производства, появление предпринимательского класса в обществе и т.д.
Но можно выделить факторы, которые положительно влияют на процесс формирования и развития российского менеджмента:
-применение творческого подхода как руководителей, так и сотрудников к решению проблем;
-преобладание групповой коллективной деятельности, например мозговой штурм;
-стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;
-поиск чего - то нового для решения проблемы, выполнения поставленных целей и задачи;
-быстрая адаптация к постоянно меняющейся окружающей среде;
-применение реструктуризации и реорганизации для улучшения эффективности деятельности предприятия.[27]
Таким образом, современный российский менеджмент на сегодняшний день находится на стадии зарождения и развития. Влияние различных факторов окружающей среды способствовало формированию специфических черт российского менеджмента, но все таки вся управленческая деятельность организаций основывается на знаниях науки управления и использовать положительный опыт управления организацией нудно с учетом национальных особенностей страны.
Российские управленцы в силу географического положения страны могут вести свою деятельность как с западными странами так и с восточными поэтому очень важно знать культурно – исторические особенности страны – партнера.
3. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
3.1 Современные подходы к менеджменту
Важно отметить, что во второй половине ХХ века в постиндустриальную эпоху, которой присущи новые черты и закономерности вступили страны-лидеры. При этом главными факторами этих изменений стали концентрация научного и производственного потенциала, а также ускорение научно-технического прогресса. В это же время для роста бизнеса стали появляться все более новые возможности, особенно это проявлялось в отраслях, которые ориентированы на удовлетворение непосредственных потребностей людей.
Одновременно среда хозяйствования все более усложнялась и благодаря появлению большого количества малых и средних фирм, которые работали в узких рыночных нишах, стала более динамична. В таких условиях большое значение стали иметь такие свойства бизнеса как: адаптивность, динамичность и гибкость. Также стали требоваться новые методы управления, которые смогли бы учитывать современные реалии. В связи с этим в 60-70-е годы начали формироваться два основных подхода управлению организациями:
-системный;
-ситуационный.
Если говорить о системном подходе, то в его основе лежит понятие системы.
Система - это организованная множество взаимосвязанных элементов и компонентов, которые в процессе достижения поставленных целей взаимодействуют между собой и внешней средой.[28]
При этом любая организация всегда будет рассматриваться как открытая система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, находящихся друг с другом в организационных отношениях и взаимодействует с внешней средой.
В настоящее время системам присущи следующие свойства:
-целостность;
-взаимосвязанность;
-синергизм (элементы системы прямо или косвенно связаны друг с другом, и изменение их состава меняет отношения между остальными элементами, система может потерять свои свойства);
-адаптивность (система должна адекватно реагировать на все изменения внешней среды и приспосабливаться к ним).
Также в 60-х годах в дополнение системному подходу появился ситуационный, который подразумевал отказ от обнаружения и обобщения универсальных закономерностей функционирования. Основные положения данного подхода в управлении разработал П. Друкер, который являлся профессором по менеджменту Высшей школы бизнеса при Нью-Йоркском университете.[29]
Как правило, ситуационный подход подразумевает, что в процессе своей деятельности организация может оказаться в различных ситуациях, в решении которых потребуются разные методы и приемы управленческой деятельности. Также этот подход дал толчок для появления новых управленческих концепций, которые были нацелены на повышение конкурентоспособности и жизнеспособности организаций.
Кроме того в конце 60-х годов ХХ века теория менеджмента стала дополняться исследованиями в различных областях (логистика, философия, антропология, право и т.п.). Представители данных областей стали определять менеджмент согласно своим знаниям и представителям. Данный факт стал свидетельствовать о том, что универсальной теории менеджмента не существует.
Таким образом, системный анализ определил, что эффективность любой организации является результатом всех элементов, а не какого-то одного. При этом работа целого - как результат достигнутого динамического равновесия важна абсолютно в любой системе. Рассмотрим подходы к управлению в таблице 1.
Таблица 1
Современные подходы к управлению
Содержание
Название |
|
Административный |
Регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах. |
Воспроизводственный |
Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами. |
Динамический |
Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности. |
Интеграционный |
Устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления. |
Количественный |
Сущность заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетах. |
Комплексный |
Учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента. |
Маркетинговый |
Ориентация управляющей подсистемы на потребителя |
Нормативный |
Устанавливаются нормативы в управлении |
Поведенческий |
Заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности. |
Процессный |
Управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций. |
Системный |
любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. |
Ситуационный |
применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. |
Функциональный |
Сущность состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения |
Источник: Семенова И.И. История менеджмента[ 17,с.341]
В связи с этим каждая организация стала применять такие рекомендации менеджмента, которые соответствуют ее особенностям функционирования.[30]
Также можно выделить основные направления, которые предприятия и организации применяют в настоящее время:
1) Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков)
В данном случае закономерности и принципы рыночного хозяйства переносятся во внутреннюю деятельность фирмы. При этом данные преобразования должны охватить абсолютно все подразделения и стать автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и снаружи, а также объединяются предпринимательской культурой, финансовыми системами и едиными информационными сетями. В связи с этим подразделения, которые внутри фирмы имеют экономическую свободу, смогут обеспечить изменения во всей системе отношений с потребителями
2)Реинжиниринг – это методы и теория комплексного оздоровления фирм, а также управленческое возрождение всех элементов, включая человеческие стимулы и мотивации.
Другими словами – это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, где четко поставлены цели и определены средства.[31]
3)Теория человеческого капитала или теория всестороннего развития человеческих ресурсов
В данной теории отношение к людям становится центральным постулатом теории, а не издержками производства. При этом ключевую роль в повышении эффективности функционирования организаций играет защита человека как работника, как предпринимателя, как собственника
4)Теория альянсов
Стоит отметить, что к появлению различных форм горизонтального объединения организаций приводят интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов. В результате вокруг основных процессов со специфическими целями в каждом из них начинают образовываться плоские иерархии, то есть горизонтальные корпорации и стратегические союзы. Фирмы начинают объединяться для того, чтобы использовать такие специфические рыночные возможности, которые не существуют для отдельно взятых организаций.
Если говорить о теоретическом наследии русской науки управления, то она строилась на других основаниях. В СССР была сформирована своя управленческая парадигма, которая опиралась на жесткую централизацию управления отдельными субъектами хозяйствования со стороны государства (административно-командная система управления). Это говорило о том, что принцип демократического централизма только провозглашался, а на самом деле персонал был просто частью механизма и его инициатива абсолютно не приветствовалась.