Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя ни отметить огромного вклада английского социалиста‑утописта Роберта Оуэна (1771–1858) в развитие управленческой мысли и практики управления. Он первым заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Оуэн был практиком, и добился на своей фабрике улучшения условий труда работников. Он также предпринял попытку распространить свою систему на предприятиях Англии, но потерпел неудачу. Не принесла успеха и его попытка основать в 1821 г. коммуну «Новая Гармония» в США. Через три года он разорился.

На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс создали аппарат для исследований в области менеджмента, необходимую методологическую и методическую базу. В своем труде «Нищета философии» К. Маркс говорит, что для различных форм организации общества являются характерными «различные формы разделения труда». Он говорит о том, что внутри мастерской разделение труда было развито довольно слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс отмечает, что необходимость в дифференциации труда возникает в условиях развития кооперации. «С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения»[16].

Однако, с его точки зрения, капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом и нет необходимости, так как «труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом»[17].

В итоге, в результате разделения труда возникает обособление управления, оно стало рассматриваться в качестве особой функции любого коллективного труда.

В то же время Энгельс указывал на то, что необходимо разделять управление вещами и управление людьми. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. В дальнейшем это утверждение было основным в исследованиях большинства ученых.

Что касается концепций рыночного менеджмента начала XX века, то ведущей считается концепция Ф. Тэйлора о научном управлении предприятия. Она относится к формированию американского менеджмента, но, тем не менее, повлияла на мировой менеджмент в целом, создав «научную» школу управления. С точки зрения этой школы предприятие рассматривается как закрытая система, не связанная с внешней средой и не подверженная ее влиянию. Эта школа не учитывала человеческий фактор, не уделяя значительной роли поведенческому аспекту.


Основное внимание Файоль уделял управлению персоналом. Он первым рассмотрел управленческую деятельность обособленно, при этом полагая, что характер ее будет зависеть от размеров и особенностей предприятия. Он выделял пять функций управления: планирование, организация, распорядительская деятельность, координирование и контроль. Также он выделил четырнадцать принципов управления.

Именно эта модель в ее развитии составляет основу менеджмента в Европе.

В связи с этим стали формироваться различные школы управления, среди которых: рационалистическая, «рациональная бюрократия», школа административного управления, школа науки управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент в своем развитии прошел очень длительный путь становления. Однако можно утверждать, что развитие менеджмента как науки будет продолжаться и дальше, станут появляться новые концепции и теории, отвечающие потребностям времени.

Список использованной литературы

  1. Артамонова М.В. Василюк Т.Н. Колосова Р.П. Луданик М.В. Экономика персонала. – М.: Инфра М, 2013.
  2. Аширов Д. А. Управление персоналом. – М.: Вэлби, 2015.
  3. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2015.
  4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2015.
  5. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров. – Дашков и К, 2015.
  6. Дементьева А. Г. Соколова М. И. Управление персоналом. – М.: Магистр, 2014.
  7. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: учебник. – М.: ИНФА М, 2014.
  8. Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие/В. Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева.- Москва: Дашков и К, 2010.- 477 с.
  9. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/ Г.Б. Казначевская.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 452 с.
  10. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров/Э.М. Коротков.- Москва: Юрайт, 2012.- 640 с.
  11. Кравченко А.И. История менеджмента/ А.И. Кравченко.- М.: Кнорус, 2010.- 367 с.
  12. Маршев В.И. История управленческой мысли/ В.И. Маршев.- М.: Инфра-М, 2005.- 244 с.
  13. Мостовая Ю. П. Модели управления качеством услуг (на примере банковских услуг) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 89-97.
  14. Поляков В.А. Технология карьеры / В.А. Поляков // ЭКО. – 2016. – № 1. . – С. 54-59.
  15. Трошина К. Карьера и мотивация / К. Трошина // Управление персонами. – 2014. – № 12. – С. 17–19.
  16. Туватова В. Е. Карьерная политика предприятия — его резерв // Ме­неджмент в России и за рубежом. – 2015. – №3. – С. 56-61.
  17. Цыганкова И.В. Современные взгляды на проблему качества трудовой жизни // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 19. – С. 134-141.