Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но несмотря, на все перечисленные выше факторы негативно влияющие на современный российский менеджмент можно выделить и положительные тенденции его развития, например, многообразие форм собственности субъектов хозяйствования, тенденция к росту промышленного производства, появление предпринимательского класса в обществе и т.д.

Но можно выделить факторы, которые положительно влияют на процесс формирования и развития российского менеджмента:

  • применение творческого подхода как руководителей, так и сотрудников к решению проблем;
  • преобладание групповой коллективной деятельности, например мозговой штурм;
  • стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;
  • поиск чего – то нового для решения проблемы, выполнения поставленных целей и задачи;
  • быстрая адаптация к постоянно меняющейся окружающей среде;
  • применение реструктуризации и реорганизации для улучшения эффективности деятельности предприятия;

Таким образом, современный российский менеджмент на сегодняшний день находится на стадии зарождения и развития. Влияние различных факторов окружающей среды способствовало формированию специфических черт российского менеджмента, но все таки вся управленческая деятельность организаций основывается на знаниях науки управления и использовать положительный опыт управления организацией нудно с учетом национальных особенностей страны.

Российские управленцы в силу географического положения страны могут вести свою деятельность как с западными странами так и с восточными поэтому очень важно знать культурно – исторические особенности страны – партнера.

2.3 Современные подходы к менеджменту

Важно отметить, что во второй половине ХХ века в постиндустриальную эпоху, которой присущи новые черты и закономерности вступили страны-лидеры. При этом главными факторами этих изменений стали концентрация научного и производственного потенциала, а также ускорение научно-технического прогресса. В это же время для роста бизнеса стали появляться все более новые возможности, особенно это проявлялось в отраслях, которые ориентированы на удовлетворение непосредственных потребностей людей.

Одновременно среда хозяйствования все более усложнялась и благодаря появлению большого количества малых и средних фирм, которые работали в узких рыночных нишах, стала более динамична. В таких условиях большое значение стали иметь такие свойства бизнеса как: адаптивность, динамичность и гибкость. Также стали требоваться новые методы управления, которые смогли бы учитывать современные реалии. В связи с этим в 60-70-е годы начали формироваться два основных подхода управлению организациями:


-системный;

-ситуационный

Если говорить о системном подходе, то в его основе лежит понятие системы.

Система – это организованная множество взаимосвязанных элементов и компонентов, которые в процессе достижения поставленных целей взаимодействуют между собой и внешней средой.[12]

При этом любая организация всегда будет рассматриваться как открытая система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, находящихся друг с другом в организационных отношениях и взаимодействует с внешней средой.

В настоящее время системам присущи следующие свойства:

-целостность;

-взаимосвязанность;

-синергизм (элементы системы прямо или косвенно связаны друг с другом, и изменение их состава меняет отношения между остальными элементами, система может потерять свои свойства);

-адаптивность (система должна адекватно реагировать на все изменения внешней среды и приспосабливаться к ним)

Таким образом, системный анализ определил, что эффективность любой организации является результатом всех элементов, а не какого-то одного. При этом работа целого - как результат достигнутого динамического равновесия важна абсолютно в любой системе.

Также в 60-х годах в дополнение системному подходу появился ситуационный, который подразумевал отказ от обнаружения и обобщения универсальных закономерностей функционирования. Основные положения данного подхода в управлении разработал П. Друкер, который являлся профессором по менеджменту Высшей школы бизнеса при Нью-Йоркском университете.[13]

Как правило, ситуационный подход подразумевает, что в процессе своей деятельности организация может оказаться в различных ситуациях, в решении которых потребуются разные методы и приемы управленческой деятельности. Также этот подход дал толчок для появления новых управленческих концепций, которые были нацелены на повышение конкурентоспособности и жизнеспособности организаций.

Кроме того в конце 60-х годов ХХ века теория менеджмента стала дополняться исследованиями в различных областях (логистика, философия, антропология, право и т.п.). Представители данных областей стали определять менеджмент согласно своим знаниям и представителям. Данный факт стал свидетельствовать о том, что универсальной теории менеджмента не существует.

В связи с этим каждая организация стала применять такие рекомендации менеджмента, которые соответствуют ее особенностям функционирования.[14]


Также можно выделить основные направления, которые предприятия и организации применяют в настоящее время:

1) Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков)

В данном случае закономерности и принципы рыночного хозяйства переносятся во внутреннюю деятельность фирмы. При этом данные преобразования должны охватить абсолютно все подразделения и стать автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и снаружи, а также объединяются предпринимательской культурой, финансовыми системами и едиными информационными сетями. В связи с этим подразделения, которые внутри фирмы имеют экономическую свободу, смогут обеспечить изменения во всей системе отношений с потребителями

2)Реинжиниринг – это методы и теория комплексного оздоровления фирм, а также управленческое возрождение всех элементов, включая человеческие стимулы и мотивации.

Другими словами – это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, где четко поставлены цели и определены средства

3)Теория человеческого капитала или теория всестороннего развития человеческих ресурсов

В данной теории отношение к людям становится центральным постулатом теории, а не издержками производства. При этом ключевую роль в повышении эффективности функционирования организаций играет защита человека как работника, как предпринимателя, как собственника

4)Теория альянсов

Стоит отметить, что к появлению различных форм горизонтального объединения организаций приводят интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов. В результате вокруг основных процессов со специфическими целями в каждом из них начинают образовываться плоские иерархии, то есть горизонтальные корпорации и стратегические союзы. Фирмы начинают объединяться для того, чтобы использовать такие специфические рыночные возможности, которые не существуют для отдельно взятых организаций.

Если говорить о теоретическом наследии русской науки управления, то она строилась на других основаниях. В СССР была сформирована своя управленческая парадигма, которая опиралась на жесткую централизацию управления отдельными субъектами хозяйствования со стороны государства (административно-командная система управления). Это говорило о том, что принцип демократического централизма только провозглашался, а на самом деле персонал был просто частью механизма и его инициатива абсолютно не приветствовалась.


В результате экономика страны быстро теряла свою конкурентоспособность, и только в 70-80-х годах стали прикладываться определенные усилия для изменения ситуации. Однако переход к рынку стал большой неожиданностью для многих руководителей, что привело к потере ими рыночных позиций и ухудшению работы предприятий. Таким образом, в нашей стране наука управления находится в стадии активного развития.[15]

Основные теории менеджмента представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Основные теории менеджмента

Школа, направление, основоположники

Общая характеристика управления персоналом

Возможность адаптации элементов концепций в современной практике управления персоналом в России

Бюрократическая организация труда

Развитие рационализации труда.

Организация должностных полномочий, организация управления предприятием.

Классический менеджмент

Организация научного управления трудом.

Организация выполнения групповых ремонтных работ.

Механистическая организация труда

Развитие механизации труда, повышение производительности труда.

Организация выполнения узкоспециализированных и низкоквалифицированных работ.

Школа человеческих отношений, Кооперация труда

Развитие социальной системы в организации. Организация труда по принципу рабочих команд. Влияние демократических начал на эффективность управления.

Организация условий труда и выполнение групповых ремонтных работ.

Композиционный конвейерный метод управления персоналом. Автономные рабочие группы

Организация и развитие автономных групп и открытой социотехнической системы.

Организация выполнения работ в автономных группах.

Рыночный метод управления персоналом – организация рабочих команд

Тенденция развития рабочих команд.

Групповая организация работ по эксплуатации жилищного фонда.

Кружки качества

Тенденция развития экономичного производства.

Организация труда по принципу экономичного производства.

Организация бригад результативности / производительности

Развития бригад результативности-производительности.

Групповая организация работ с целью повышения производительности.

Социометрические методы создания рабочих групп

Формирование роли координатора в рабочих командах.

Организация труда для совместного решения целей организации и объединение целей рабочей группы и организации.

Новая школа «человеческих отношений»

Гибкость и адаптация организации к постоянным изменениям внешней среды.

Организация гибкой командной структуры управления для удовлетворения работников содержанием своего труда и повышения качества услуг.

Делегирование полномочий

Установление эффективных трудовых отношений между руководителями и подчиненными.

Командный подход делегирования полномочий для повышения заинтересованности работников в поддержании и улучшении деятельности их организации.


Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально–экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют руководителям предприятий шире использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека, но обращая внимание на то, чтобы у работника такая максимизация не вызвала негативного отношения к своему труду и работе. Тем самым это может сильно сказаться на эффективности труда.

Понятие трудового потенциала работника несомненно связано с концепцией антропоцентризма, которая в сфере управления подразумевает, что трудовые отношения носят субъектно-субъектный характер.

Оценив изменения качества трудовой жизни с точки зрения глобальной социальной политики, можно отметить, что в современном мире концепция качества трудовой жизни, ее практическая реализация и развитие становятся все более актуальными и обсуждаемыми в сфере трудовых отношений не только за рубежом, но и в России.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что история менеджмента или управления возникла одновременно с формированием социума, где определяющим фактором стало зарождение и становление государственности.

При этом уже в III тысячелетии до н. е. можно выявить первые примеры сознательного управления, где на глиняных табличках, которые дошли до нас засвидетельствовали существование определенного регламента управленческой деятельности в Древнем Египте и Шумере, связанного с коммерческими операциями и управлением государством.

В дальнейшем, такие ученые как Платон, Аристотель и Сократ начали формировать свои представления об управлении. Однако лишь во второй половине XVIII века менеджмент стал формироваться как отрасль управленческих знаний. Но его становление стало возможным лишь в начале XX века, когда началась эпоха индустриализации и появление огромных организаций и предприятий.

Надо отметить, что история науки об управлении развивалась параллельно с другими научными областями, такими, как экономика, социология, математика, психология. Разумеется, что эти науки оказывали влияние на формирование мысли об управленческой деятельности. Поэтому будет актуальным показать при исследовании развития менеджмента это влияние. Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Большой вклад в ее формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Значительную лепту в формирование политэкономии как науки внесли труды Пьера Буагильбера (1646–1714), который считается основателем классической французской политэкономии. Также оказал существенное влияние Франсуа Кенэ (1694–1774) – основоположник школы физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства. Анн Роберта Жака Тюрго (1727–1781), королевского министра финансов, внес существенный вклад в развитие теории физиократов. Физиократы противопоставляли торговле сельское хозяйство. Они считали его единственной отраслью. Дающей излишки.