Файл: Формы государственного устройства (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Для постижения такого сложного социального института, как государство, в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государственного устройства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучать, в первую очередь, строение его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания форм государственного устройства.

В различных странах формы государственного устройства имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу.

Целью работы является анализ теоретических источников связанных с определением форм государственного устройства, их структурных элементов.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия «формы государственного устройства»;

- дать определения понятий «форма государственного устройства», охарактеризовать различные их виды;

- изучить формы современного Российского государства.

Объект и предмет исследования. В курсовой работе исследуется такое общественное явление как государство. Предметом исследования является формы государственного устройства, разнообразие форм государства, их классификация.

В основу данного исследования были положены научные труды ученых в области государства и права: Ведяхина В. М., Венгерова А.Б., Краснова М.А., Чиркина B.C. и других.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частные методы: логический, исторический, системный, функциональный, сравнительный.

1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1.1. Понятие форм государственного устройства

Понятие формы государственного устройства – предмет постоянного внимания мыслителей и ученых правоведов на протяжении многих веков. Исследования античных философов можно считать началом становления теоретических представлений о форме государства. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти[1].


Для характеристики сущности государственного устройства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания[2].

В литературе формы государственного устройства определяют обычно как административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства[3]. При этом акцент делается на раскрытии объема понятия форм и перечислении их структурных элементов. Так, в работе В.С. Петрова «Сущность, содержание и форма государства» под формой государственного устройства понимается один из трех основных элементов организации политической власти в государстве. Подобное определение дается и в учебной литературе.

Форма государственного устройства как элементами формы государства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами[4].

В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями. Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство[5].

Форма государственного устройства обуславливает:

- внутреннюю структуру государства;

- правовое положение частей государства;

- интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

- объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

- стабильность государства, его правильное функционирование[6].

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.


Таким образом, форма государственного устройства  определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными.

1.2. Содержание государственного устройства

Содержание государственного устройства проявляется во взаимодействии многообразных составных элементов, которые отражают своеобразие и специфику этого феномена. Наиболее значительными его составными частями являются следующие:

Во-первых, гражданство, которому в содержании государственного устройства принадлежит роль ключевого компонента.

Исключительные свойства гражданства и его универсальное воздействие на все стороны общественно-политической жизни объясняются тем, что это такая связь человека с государством в целом, которая является основной, политико-правовой, взаимной (двусторонней), личной (персонифицированной), обеспечивающей личности все основные права и обязанности, общерегулятивной (на её основе возникают многочисленные другие правоотношения), экстерриториальной, легальной (юридически оформленной), непрерывной (не может быть приостановлена), устойчивой (пожизненной), волевой (возникает, изменяется и прекращается по доброй воле лица) и соответствующей нормам естественного и международного права[7].

Гражданство по своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества.[8]

Во-вторых, политический режим. Конституция России 1993 года, уделяет закреплению системы демократического политического режима исключительно большое внимание[9].

В отличие от ранее действовавших конституций она признала человека высшей ценностью общества и закрепила его естественные права, как необходимое и обязательное условие свободы личности; объявила свободные выборы и референдум как основные формы высшего непосредственного выражения власти народа и как гарантию легитимной публичной власти; установила принцип политического, идеологического, этнического и религиозного плюрализма; ввела систему разделения властей; объявила и регламентировала самостоятельное местное самоуправление; гарантировала права меньшинств.


Действующая Российская Конституция содержит материальные, организационные и юридические гарантии, которые обеспечивают реальное функционирование демократического политического режима. Статьи 45-56 Основного Закона РФ полностью посвящены юридическим гарантиям основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина[10].

В-третьих, форма правления. Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления. Эта юридическая формула имеет истинно историческое значение, так как она завершает продолжавшийся на протяжении чуть ли не всего двадцатого столетия спор о легитимности формы правления в России.

Выраженная на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года по этому вопросу воля народа не вызывает теперь в этом отношении никаких сомнений. К тому же установленный в Конституции РФ институт выборности главы государства в России был подтверждён на свободных президентских выборах, которые уже проводились 6 раз[11].

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1. Понятие и особенности унитарного государства

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». В учебной и научной литературе прослеживается в принципе единообразная характеристика данного термина. Так, В.М Корельский под формой государственного устройства понимает территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями[12].

Миронов О.О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей[13]. Венгеров А.Б., детализируя сам термин, указывает, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий[14]. Вводя более адекватный термин, Чиркин В.Е определяет политико-территориальное устройство государства как организацию государственной власти по территориальному признаку, которая характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями[15].


Как видно, при определении данного понятия существенных расхождений и споров не наблюдается, по-разному расставляются акценты: территориальная организация, национально-территориальная, административно-территориальная. В целом форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями[16].

Исходя из данного определения и представленной выше характеристики, можно выделить следующие признаки формы государственного устройства. Во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства. Во-вторых, этот элемент показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства. В-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов. В-четвертых, показывает, как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства. Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная[17]. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.

Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают[18]. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах[19]. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.