Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие форм государственного устройства
1.2. Содержание государственного устройства
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Понятие и особенности унитарного государства
2.2. Федеративные государства: понятие и особенности
Конфедерация представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода[36]. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации. Конфедерация (от лат.confoederatio – союз, объединение) – это временный, юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило, конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.)[37].
Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС – межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. По состоянию на январь 2008 года он включал в себя 27 европейских государств с ежегодным общим бюджетом более 150 млрд. долларов и общими органами управления. Предпринимаются не совсем удачные попытки ратификации государствами – членами ЕС общей евроконституции, текст которой разрабатывался в течение нескольких лет. На состоявшихся в мае-июне 2005 года во Франции и Нидерландах референдумах население отрицательно высказалось за необходимость ее принятия[38]. Одной из причин такого результата является обеспокоенность западноевропейских государств увеличением численности государств – членов ЕС за счет принятия государств из бывшего социалистического блока, обладающих меньшим экономическим потенциалом. ЕС возникло на договорной основе на базе Европейских сообществ в 1993 г. Целями ЕС провозглашены: образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу; усиление экономического и социального взаимодействия; образование экономического и валютного союза и создание единой валюты; утверждение собственной идентичности в международной сфере путем проведения совместной внешней политики, в том числе в области безопасности и обороны; развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел; сохранение и приумножение общего достояния. Содружество государств - представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются: экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию[39].
Примерами международных содружеств являются: Британское содружество – это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.). Состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий в качестве главы государства признают британскую королеву, а остальные пять – имеют собственных монархов. Главой и символом содружества является королева Англии[40].
Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения между тремя бывшими республиками СССР – РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 12 (из 15) бывших республик СССР. За низкую эффективность этого объединения некоторые политики высказывают точку зрения о том, что СНГ скорее мертво, нежели живо, представляя собой некий «политический клуб» бывших союзников в рамках бывшего СССР[41].
3. ФОРМА УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Согласно ст. 1 Конституции Российская Федерация[42] – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна.
Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А. Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной, формы правления[43].
Несмотря на формальные основания и аргументации различных точек зрения о существовании в нашей стране полупрезидентской формы правления, главное, что характеризует форму правления в современной России, как пишет В.Е. Чиркин, - «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически»[44].
Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют, прежде всего, о силе Президента РФ. Мы видим, что, несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует ее состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его Председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля Председателя и подчиняется непосредственно Президенту, причем речь идет не только о силовом блоке. В связи с изменением порядка избрания глав субъектов РФ, по сути, их теперь назначает сам Президент, и, следовательно, отстранить их от должности может он сам. Дума, особенно после выборов в декабре 2003 г., практически полностью лояльна и подконтрольна ему, решения правоохранительных органов и судов всегда отвечают его интересам и пожеланиям[45].
Более того, в нашей стране многие вопросы политической жизни (например, проведение избирательных кампаний, закрытие средств массовой информации и др.) хотя юридически решаются не Президентом, но, как показывает практика, не без президентских указаний[46].
Ведяхин, В. М отмечает, что,к сожалению, в настоящий момент противовесов президентской власти практически не существует. Дума и Совет Федерации абсолютно лояльны к Президенту, и в результате в парламенте мы не наблюдаем никаких серьезных политических дискуссий. «Единая Россия» постепенно превращается в КПСС (именно только этим можно объяснить желание всех, кто хочет попасть во власть или остаться в ней, вступить в эту партию).
Президент Российской Федерации до 1996 года своим указом назначал на должности глав исполнительной власти субъектов федерации. Затем они стали избираться непосредственно населением на основе всеобщих прямых равных и тайных выборов. Действующая Конституция не исключает возможности назначения главы исполнительной власти субъекта Федерации вышестоящим федеральным органом (президентом страны) или законодательным органом власти (парламентом) субъекта Федерации[47]. Именно таким образом замещался пост президента в двух союзных республиках – Дагестане и Карачаево-Черкесии[48].
По мнению Шаблинского И.Г., фактические полномочия российского Президента, оформившиеся в последние годы, и по ряду других параметров выходят за рамки президентской республики[49].
Вторым элементом формы государства признается государственное устройство.
Согласно Конституции РФ Российское государство является федерацией. Там же определено, что федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии субъектов РФ.
Ведяхин, В. М полагает, что за минувшее десятилетие сформировалась система, сочетающая в себе и федеративные, и унитарные, и конфедеративные элементы[50].
По его мнению, об укреплении унитаристских тенденций свидетельствует также учреждение федеральных округов, что, во-первых, не предусмотрено Конституцией РФ, и, во-вторых, практика действия органов власти округов, прежде всего полномочных представителей, вызывает сомнения в их эффективности. К элементам выстраивания вертикали власти следует отнести и реформирование Совета Федерации, состоящего из назначаемых чиновников и бизнесменов[51].
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим государством. Надо заметить, что о политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью. За последние годы сформировались два лагеря участников дискуссий на эту тему. Сторонники режима не устают подчеркивать его демократизм, критики отмечают все более явный крен политического строя России к авторитарной модели.
Громыко, А. Л. Полагает, что после выборов президента В.В. Путина в 2000 году в России начался процесс перехода к жесткому авторитарному режиму, который имеет к тому же преторианские черты (опора на элитные силовые структуры)[52].
Ведяхин В.М. обращает внимание на последовательность шагов по укреплению авторитарного режима (формирование партии власти, создание федеральных округов, отмена губернаторских выборов, установление полного контроля власти над федеральными телевизионными каналами, над естественными монополиями и т.д.)[53].
Принято считать, что России нужна сильная президентская власть, которая способна обеспечить политическую стабильность и эффективное управление в стране. Однако стремление к стабилизации системы вступает в противоречие с требованиями демократизации. А потому ослабление президентских составляющих формы правления и усиление парламентских элементов (при условии их «рационализации») при прочих благоприятных факторах способны создать эффективную и демократическую систему власти в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ доктринальных источников позволил сформулировать понятие и содержание формы государственного устройства, выявить основные элементы и проанализировав их закрепление в нормах российского права.
Форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующую соотношение государства как целого с его составными частями. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.
Федерация как форма государственного устройства характеризуется следующими признаками.
Во-первых, федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных образований (республик, штатов, земель, кантонов и др.), за которыми иногда признается статус относительно самостоятельных государств. Эти государственные образования именуются субъектами федерации. Они обладают государственным суверенитетом, часть которого делегируют федерации, имеют свое административно-территориальное деление и могут содержать в своем составе территориальные и экстерриториальные автономии.
Во-вторых, в федеративном государстве в отличие от унитарного существуют две системы высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы ее субъектов (региональные органы). Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, региональные – только на территории соответствующих субъектов федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) федеральных и региональных органов закрепляется в конституции страны или в федеративном договоре. При этом в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов федерации, в других (Германия, Индия, Россия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется совместная компетенция центра и субъектов.
Унитарная форма является наиболее простой и характеризуется следующими признаками.
Во-первых, унитарное государство – это государство, в составе которого нет каких–либо государственных образований. Территория унитарных государств обычно делится на административно-территориальные единицы (края, области, губернии, районы, города и т.д.), которые не обладают суверенитетом и другими признаками государственности, а территория наиболее мелких государств (Мальта в Средиземном море, Бахрейн в Азии) не имеет и административно-территориального деления.