Файл: Вопросы короткие-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2019

Просмотров: 1960

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

26. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.


3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

27. Социальная и правовая защита сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел.

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


28. Задачи и организация оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска.

Оперативно-розыскная характеристика видов преступлений, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие которых отнесено к компетенции уголовного розыска.

Организация и осуществление оперативно-розыскных и иных мероприятий, по предупреждению и раскрытию бандитизма; умышленных убийств; умышленного тяжкого вреда здоровью; изнасилований и других половых преступлений; разбоев с целью за владения государственным или общественным имуществом, а также личным имуществом граждан; хищений государственного или общественного имущества, совершенных путем грабежа, кражи, мошенничества, краж личного имущества граждан; умышленного уничтожения или повреждения государственного, общественного или личного имущества граждан; хищения оружия и боеприпасов; изготовления или сбыта наркотических веществ; хулиганства; массовых беспорядков и других преступлений.

Оперативное обслуживание аппаратами уголовного розыска закрепленных зон и объектов. Изучение и оценка оперативной обстановки аппаратами уголовного розыска.

Деятельность аппаратов уголовного розыска по предупреждению преступлений:

  выявление причин, порождающих различные преступления, и условий, способствующих их совершению, а также принятие мер к их устранению через соответствующие государственные органы и общественные организации либо, если это возможно, собственными силами и средствами;

  оказание воспитательного воздействия как непосредственно, так и с помощью представителей государственных учреждений и общественных организаций, на лиц, в связи с их прошлой преступной деятельностью, а также антиобщественным образом жизни и поведением, от которых можно ожидать совершения тех или иных преступлений;

  выявление лиц (группы лиц), замышляющих либо подготавливающих преступления, и осуществление соответствующих мер по их недопущению;

  обнаружение фактов преступных действий на стадии покушения на совершение преступления и принятие мер по их пресечению и привлечению виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

29. Задачи и организация оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.

к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе отно­сят следующие:

· выявление, пресечение и раскрытие экономических преступ­лений;

· возмещение материального ущерба;

· выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;

· внесение пред­ложений для принятия мер по их устранению.

Основные элементы организации деятельности аппаратов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями: изучение, анализ и оценка оперативной обстановки: планирование; информационное обеспечение; расстановка сил и средств; организация оперативного обслуживания объектов (линий работы); взаимодействие оперативных аппаратов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами и общественными формированиями; учет и оценка результатов своей деятельности; контроль и проверка деятельности аппаратов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями; обобщение и распространение положительного опыта и результатов научных исследований.


Принципы оперативного обслуживания (объектово-отраслевой, линейно - объектовый, территориальный, поисковый).

Оперативное обслуживание аппаратами борьбы с преступлениями в сфере экономики закрепленных зон и объектов. Уровни и режим (интенсивность слежения) оперативного обслуживания.

30. Особенности оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами и в отношении иностранцев.

Процессы интернационализации преступности, т.е. возрастание в ней удельного веса иностранных и международных элементов (совершение преступления на территории двух и более государств, попытки преступников скрыться от правосудия или сбыть похищенное за рубежом и т.п.), объективно обусловливают необходимость налаживания и развития международного, прежде всего межгосударственного сотрудничества в правоохранительной сфере. В целом такое сотрудничество носит вспомогательный характер по отношению к внутригосударственным мерам борьбы с правонарушениями. Однако по отдельным делам или категориям преступлений (например, в борьбе с терроризмом, незаконным наркооборотом, нелегальной иммиграцией) оно зачастую играет решающую роль.

Эффективность взаимодействия правоохранительных органов различных государств во многом зависит от его организации, правового и методического обеспечения.

Нельзя не сказать, что международные связи с правоохранительными органами зарубежных стран являются составной частью внешнеполитической деятельности Российского государства и отражаются на его международном престиже. Поэтому любой серьезный промах или нарушение законности со стороны сотрудников оперативно-розыскных органов (ОРО) при выполнении ими функции обеспечения и осуществления международного сотрудничества может привести к межгосударственным осложнениям и нанести ущерб национальным интересам России.

Общий порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров определен Венской конвенцией о праве международных договоров (1969 г.) и Федеральным законом Российской Федерации от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации».

В настоящее время свыше 600 международных договоров Российской Федерации содержат положения, относящиеся к деятельности органов внутренних дел. При этом более четверти из них полностью или преимущественно посвящены регламентации вопросов, входящих в компетенцию органов внутренних дел (договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, о передаче осужденных и т.п.).

Участие оперативно-розыскных органов в пределах своих полномочий включает в себя: взаимодействие с компетентными органами зарубежных государств и международными организациями; координацию международных связей оперативных подразделений субъектов ОРД и оказание им содействия во внешнеэкономической сфере; подготовку заключений на проекты соответствующих международных договоров, касающихся их компетенции; общий контроль за выполнением оперативными подразделениями федеральных органов исполнительной власти обязательств и реализацией прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации; сбор и распространение информации об опыте международного сотрудничества и зарубежном опыте в сфере оперативно-розыскной деятельности; протокольное обеспечение мероприятий, проводимых в области международного сотрудничества.


На оперативно-розыскные органы возлагаются обязанности обеспечения взаимодействия с компетентными органами зарубежных государств и международными организациями на основе концептуальных положений участия федеральных органов исполнительной власти - субъектов ОРД в международном сотрудничестве, исходя из концепции их развития и концепции развития международных связей.

Контакты МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ с международными организациями осуществляются на основе общих концептуальных положений участия представителей органов внутренних дел в деятельности международных организаций по согласованию с Управлением организации международного сотрудничества МВД РФ.

Взаимодействие ОРО по оперативным вопросам с зарубежными правоохранительными органами по каналам Международной организации уголовной полиции (Интерпол) осуществляется через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. Условия и порядок такого взаимодействия регулируются Уставом и другими нормативными актами Интерпола, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола

Для успешного решения проблемы борьбы с иностранной организованной преступностью необходимы изменения в сфере организации и тактики оперативно-розыскной деятельности ОВД.
Как было отмечено, преступность иностранных граждан и лиц без гражданства в России нередко является частью международной (транснациональной) преступности. Причем свыше 80% этой преступности является организованной
Анализ практики раскрытия преступлений иностранцев свидетельствует о наличии ряда факторов (обстоятельств), отрицательно сказывающихся на установлении и розыске лиц, их совершивших, которые заключаются в следующем: отсутствие полной информации о факте совершения преступления; примерно каждое третье преступление иностранцами совершается в отношении своих соотечественников, причем информация о них редко доходит до правоохранительных органов, так как потерпевшие опасаются мести со стороны преступников; наличие неточных, а порой и ложных заявлений со стороны иностранных граждан о преступлениях, как правило, имущественных, с целью получения страховки при возвращении на родину; нежелание иностранца выступать в качестве свидетеля преступления, присутствовать при опознании, на очных ставках, совершении других следственных действий; сокращение процессуальных сроков ведения расследования по преступлениям, совершенным иностранцами, в связи с кратковременностью пребывания потерпевших иностранцев в России; при этом почти каждое пятое преступление совершается в отношении граждан зарубежных стран, прибывших в Россию с кратковременными визитами (туризм, деловая поездка, приглашение и т.д.); низкое профессиональное мастерство оперработников, ведущих борьбу с преступностью иностранцев, и, как следствие, просчеты в организации раскрытия преступлений; неразработанность методик раскрытия конкретных преступлений, совершенных гражданами зарубежных государств, активное противодействие правоохранительным мерам со стороны преступных элементов. 
Перечисленные факторы организационно-управленческого характера, негативно влияющие на раскрытие преступлений, совершенных гражданами зарубежья, являются благоприятными условиями для существования и развития латентной преступности иностранцев, размеры которой при данном уровне аналитической работы не могут быть определены достоверно Раскрытие преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом содержания криминалистической тактики как части криминалистики является системой тактических рекомендаций, общих для расследования всех видов преступлений, основанных на нормах уголовно-процессуального закона и соответствующих задачам расследования
Проведенное исследование тактики раскрытия преступлений, совершенных иностранцами, позволяет сделать вывод, что криминальный профессионализм иностранных преступных групп совершенствуется значительно активнее и эффективнее, чем оперативное мастерство сотрудников подразделений криминальной милиции, занимающихся данной проблемой. 
При раскрытии преступлений, совершенных иностранцами, моделироваться должны не типичные ситуации их совершения, которые в принципе достаточно идентичны независимо от национальности преступника, а наиболее вероятные действия преступника-иностранца с учетом стереотипа его поведения, основанного на этнических особенностях, а также возможных ходов лидеров иностранного преступного формирования с целью затруднения проведения расследования. 
Таким образом, при раскрытии преступлений, совершенных иностранцами, прежде всего необходима активность и наступательность в получении информации об иностранцах либо их группах, совершающих преступления, включая сведения об их криминальной деятельности; связи с криминальными структурами как в России, так и за ее пределами; каналы поступления в Россию запрещенных товаров (наркотики,
оружие, боеприпасы), похищенных изделий (антиквариат, автомобили, изделия из золота) и др.; информация об иностранных гражданах, находящихся на нелегальном положении; мотивация приезда иностранцев, подозреваемых в совершении преступлений, в Россию, их социальное положение, образ жизни, положение в землячестве; сведения о лидерах ОПГ и наиболее активных ее членах; сведения психологического характера, касающиеся взаимоотношений среди иностранцев, входящих в одно преступное сообщество (группу).