ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2019
Просмотров: 2177
Скачиваний: 4
Ввиду разнообразия способов контролируемых поставок документальное оформление их может быть различным: акты осмотров предметов и документов, справки, объяснения граждан.
Оперативный эксперимент — это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для проявления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений.
Объектами данного ОРМ являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 8 ст. 8 Закона об ОРД).
Более детальное определение данного ОРМ дано в международных документах, где под оперативным экспериментом понимается воспроизведение действий, обстановки и иных обстоятельств противоправного события и совершение необходимых опытных действий в целях пресечения преступных деяний, выявления лиц, их готовящих и совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных уголовно наказуемых деяний или получения новых данных о противоправной деятельности.
Следует отметить, что при проведении оперативного эксперимента допустимо негласное применение технических средств для фиксации процесса осуществления эксперимента и его результатов. Подобные ситуации требуют особого правового подхода в связи с тем, что при этом могут нарушаться права человека.
При производстве оперативного эксперимента не допускаются унижение достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и создание опасности для их здоровья.
Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается проведением опытных действий в обстановке, максимально приближенной к действительности, и при отсутствии каких-либо провокационных действий со стороны оперативных подразделений.
В зависимости от конкретных целей выделяют два вида данного мероприятия. Первый — это оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании «приманок» («ловушек») — специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники (например, «автомобили-ловушки», «фирмы-ловушки»,
Цель второго вида эксперимента — документирование преступных действий, задержание с поличным конкретных лиц, чаще всего этот вид эксперимента применяется для изобличения взяточников.
Для обеспечения законности проведения данного ОРМ необходимо соблюдать следующие требования:
-
условия и объекты, используемые для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечить возможность выбора варианта поведения подозреваемого лица (совершение или отказ от совершения преступления);
-
в процессе его проведения должны, как правило, использоваться пассивные варианты поведения субъектов, участвующих в его проведении, позволяющие выявить активные действия лица, его убежденность, желание и направленность на совершение конкретного преступления;
-
при проведении оперативного эксперимента запрещается, провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить лицо в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.
Полученные в результате проведения оперативного эксперимента данные могут способствовать:
-
проверке выдвинутых оперативных (сыскных) версий;
-
проверке и уточнению имеющихся данных о причастности конкретного лица к тому или иному негативному событию (деянию, явлению, процессу);
-
захвату с поличным лица, совершившего тяжкое преступление, непосредственно при совершении преступного деяния (действия или бездействия);
-
подготовке и осуществлению следственных и судебных действий;
-
установлению причин и условий совершения тяжкого преступления и др.3См.: Шумилов Л.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий. М., 1999. С. 107.
Для проведения оперативною эксперимента необходимо оформление плана. Дальнейшее его проведение допускается на основании мотивированного постановления руководителя, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД).
Результаты данного ОРМ оформляются рапортом оперативного сотрудника, а в случае выявления и задержания лиц — актом, к которому прилагаются физические носители информации (диск, иные внешние носители информации), образцы применяемых специальных химических веществ. Указанные документы и приложения к ним могут передаваться органу дознания, следователю, прокурору и в суд.
36. Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования.
Отдельные ОРМ ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ст. 23, 25 Конституции РФ). Соответственно данные мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается оперативно-розыскным законодательством в интересах оптимизации борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности.
К числу таких мероприятий относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД для их проведения требуется судебное решение и наличие следующей информации:
-
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
-
лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
-
событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.
ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД).
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной и иной корреспонденции, передаваемой по сетям электрической и почтовой связи.
Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержание посылок, отбираются образцы для исследования. В особых случаях мероприятие проводится с участием специалистов научно-технического подразделения.
Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, его криминальных связях, местонахождении разыскиваемого.
Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или иной фиксации оперативно-значимой информации, повторной упаковке и отправлении по адресу.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится:
-
на предприятиях почтовой и телеграфной связи;
-
иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;
-
линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;
-
по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).
Функциональная сторона этого мероприятия предполагает: а) негласное обнаружение на предприятиях связи почтовых отправлений; б) вскрытие писем, посылок, бандеролей; в) изучение их содержания и снятие копий, фотографирование и видеозапись.
Вместе с тем могут осуществляться криминалистические и иные исследования маскируемых текстов, а также исследование содержимого посылок и бандеролей.
В результате проведения данного мероприятия могут быть получены сведения о связях подозреваемого лица, в том числе за пределами страны, сообщения о преступной деятельности, личностных особенностях объекта, позволяющие эффективно подготовить и провести ОРМ, выявить и зафиксировать содержимое отправления в целях документирования противоправных действий.
В ходе его проведения оперативный работник обязан:
-
обеспечить сохранение в тайне факта контроля;
-
обеспечить сохранность почтового отправления;
-
сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.
Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в ч. 2, 3 ст. 8 Закона об ОРД. Оно проводится по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения и на основании судебного решения. Организация и тактика проведения данного ОРМ регламентируются специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами.
Изъятие и замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.
Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений согласно указу Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочивании организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» могут выступать только органы ФСБ.
Организационно-техническое обеспечение данного ОРМ включает в себя: вынесение постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД; получение судебного решения; взаимодействие с предприятиями почтовой связи для обеспечения технического содействия операторов связи в проведении данного мероприятия.
Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника. В этом документе отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы. К рапорту могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отбираемые образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.
К телефонным линиям относятся любые сети электросвязи общего пользования; ведомственные сети, имеющие выход на сети общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети передвижной радиотелефонной связи, системы подвижной персональной спутниковой связи.
Объектами ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.
Цель ПТП — получение информации о преступной деятельности лиц и об их криминальных связях.
Содержательная часть данного ОРМ осуществляется путем подключения к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, других юридических лиц, представляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих ОРД. При этом технические средства позволяют ознакомиться с передаваемыми сообщениями, оценить их и зафиксировать необходимые сведения с помощью звукозаписывающей аппаратуры на различные физические носители информации.
Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания — шесть месяцев со дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.
Без предварительного получения разрешения судьи допускается (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД) прослушивание телефонных переговоров граждан в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровью и собственности. Телефоны ставятся на прослушивание на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проведенном мероприятии в течение 48 часов обязательно уведомляется суд (судья). При осуществлении ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.
Субъектами ПТП являются специализированные подразделениями (УСТМ). В результате прослушивания в распоряжении оперативного сотрудника оказываются сведения об абонентах телефонных переговоров, номера телефонов, данные о личности, частоте контактов между соучастниками и др. В процессе проведения данного ОРМ осуществляется взаимодействие оперативно-розыскных органов с операторами связи.
Обязательными элементами организационно-техническою обеспечения являются: мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД; решение судьи и использование специальных технических средств и аппаратуры звукозаписи.
Сведения, полученные в результате ПТП, относятся к непроцессуальной (оперативной) информации. Для введения данной информации в уголовный процесс оперативные материалы необходимо «легализовать», придать им соответствующую требованиям УПК РФ процессуальную форму. В дальнейшем эти результаты могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу только после осуществления следственных действий, связанных с передачей фонограммы от оперативного подразделения следователю, а также с их следственным осмотром и экспертным исследованием на основе научно обоснованных методик идентификации человека по голосу, записанному на фонограмме.
Результаты ПТП оформляются оперативно-служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и различные технические носители информации. В дальнейшем документы с приложениями представляются инициатору задания в опечатанном виде.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
По своему содержанию рассматриваемое ОРМ аналогично следственному действию — контролю и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ), поэтому по возбужденному уголовному делу целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.