Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2019

Просмотров: 1205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19. Иные участники отношений в налоговой сфере.

4. Другие участники отношений в налоговой сфере

 

К другим участникам налоговых отношений относятся финансовые органы во главе с Министерством финансов РФ, а также органы государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов Российской Федерации — основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности, его доходной части. В его ведении находится ФНС.

Департамент налоговой политики, входящий в состав Минфина России, выполняет следующие функции в налоговой сфере:

  • анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России;

  • участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

  • оценка эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства;

  • разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства;

  • подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ;

  • обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета;

  • принятие нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах;

  • участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения;

  • участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения;

  • методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.

Казначейство. В составе Минфина действует единая централизованная система органов федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя: Главное управление федерального казначейства Минфина РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Главная задача федерального казначейства в налоговой сфере — перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.

В настоящее время Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения (ст. 34.2 Кодекса). Кроме того, в соответствии со ст. 32 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по применению налогового законодательства.


Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37, 39, 41). Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение:

  • социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд РФ);

  • обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях (Фонд социального страхования РФ);

  • бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

20. Понятие налогового производства.

Юридической обязанностью налогоплательщика является уплата налогов. Мера поведения обязанного лица по уплате налогов определена с момента выявления размера обязательств до реального внесения платежа в бюджет или внебюджетный фонд. То есть налоговое производство рассматривается в первую очередь как налогово-правовая категория. В юридическом плане налоговое производство представляет собой установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков и иных лиц по исчислению и уплате налога в бюджет или внебюджетный фонд. Другими словами, это установленный налоговым законодательством порядок исполнения налогового обязательства. Вместе с тем налоговое производство – это и категория административно-правового регулирования правоотношения, предметом которого являются не только элементы налога, но и полномочия налоговых администраций на каждой стадии исчисления и уплаты налога, например, предоставлять отсрочки по уплате налога и т.п. Другой особенностью исполнения обязательств по уплате налогов является и то, что наука и практика налогообложения выработали большое количество способов, средств, технических приемов, методов и методик, посредством которых налогоплательщик исполняет свою обязанность. Многообразие этих приемов и способов объективно требуют своей систематизации и анализа, что позволяет и в технологическом плане выделить определенную самостоятельную подсистему – налоговое производство. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определены ст. 38 – 79 НК РФ, а предметом регулирования ст. 80 – 81 является налоговая отчетность. В

целом налоговое производство делится на две крупные подсистемы: исчисление налогов и уплата налогов (рис. 1).

22. Порядок исчисления налогов.

Исчисление налога — совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд. Как упоминалось, обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налоговые органы или налоговых агентов. В зависимости от этого выделяют налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и налоги неокладные, исчисляемые прочими субъектами. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ). Кроме особенностей, связанных с исчислением налога по правилам налогового учета, имеются и другие моменты, которые необходимо учитывать в практической работе. Кратко охарактеризуем их. 1. Необходимо разграничивать понятия объект и предмет налогообложения. Четкое нормативное определение объекта конкретного налога позволяет избежать многозначности при толковании налоговых норм. 2. При определении объекта налогообложения как юридического факта следует определить правила его ограничения. Например, налогом на добавленную стоимость не облагается продукция морского промысла, добытая в Мировом океане. 3. Необходимо правильно определить налоговую базу. Правильное определение момента возникновения налогового обязательства обусловлено использованием кассового или накопительного метода формирования налоговой базы. 4. Следует учитывать, что налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом, а налоговые ставки по региональным налогам — законами субъектов РФ в пределах, установленных Кодексом. 5. Определение понятия налоговые льготы, а также порядок их применения к федеральным, региональным и местным налогам и сборам являются предметом ст. 56 НК РФ. Принципиальное положение этой статьи — закрепление за законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления исключительного права в части установления льгот. Следует иметь в виду, что льготы предоставляются в различных формах. К ним относятся: освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц; изъятие из базы определенных частей объекта налога; установление необлагаемого минимума; понижение ставок; вычет из налогового оклада; возврат ранее уплаченного налога; отсрочка и рассрочка уплаты налога. 6. Расчет суммы налога связан с определением налогового периода. При этом даже факт переплаты налога в последующие налогооблагаемые периоды не снимает ответственности налогоплательщика за те периоды, в которых допущены нарушения. 7. Исчисление налога может проводиться и разными методами. Так, в отношении подоходного налога могут применяться две системы расчета: 1) глобальная, или германская, — исчисление и взимание налога осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика; 2) шедулярная, или английская, — предусматривает разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода, и каждая часть облагается по отдельности. 8. Надо постоянно иметь в виду, что сумма налогового обязательства фиксируется в налоговой документации, за непредставление или несвоевременное представление которой в налоговый орган предусмотрены штрафные санкции.


23. Порядок уплаты налогов и сборов.

Уплата налога — совокупность действий налогоплательщика или иного субъекта по фактическому внесению суммы налога в бюджет или внебюджетный фонд. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном российским законодательством о налогах и сборах. На обязанное лицо возлагается представление в налоговый орган налоговой декларации и других необходимых документов. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты налогов зависят от того, относятся налоги к срочным или к периодично- календарным. Согласно ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или исчислением периода времени (год, квартал, месяц, дни), а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти. Сроки уплаты платежей тесно связаны с понятием недоимки — суммы налога, не внесенного в бюджет по истечении установленных сроков уплаты. При уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Законодательство предусматривает уплату в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по их уплате признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Существуют следующие способы перечисления налоговых платежей налогоплательщиком: самостоятельная уплата; уплата налоговыми агентами; уплата с помощью налоговых оговорок. Обязанность налогоплательщика уплатить налог прекращается в момент его уплаты. Обязанность считается исполненной в случаях, перечисленных в ст. 45 НК РФ. Например, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет денежных средств со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Существуют три способа выполнения обязательства: уплата налога в бюджет или внебюджетный фонд, взаимозачеты с бюджетом и налоговый зачет. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного характера. При наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога к нему направляется Требование об уплате налога и сбора. Вопросы, касающиеся выставления этого требования (реквизиты, порядок, сроки направления), регулируются ст. 69– 70 НК РФ. В соответствии со ст. 73 –77 НК РФ есть разные способы обеспечения исполнения налоговых обязательств: залог имущества и поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества. Порядок возврата излишне уплаченной суммы определен ст. 78–79 НК РФ. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному или иным налогам либо возврату. Аналогичные правила применяются в отношении возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней.


24. Налог на добавленную стоимость.

НДС — это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций. НДС является федеральным налогом.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДС

Плательщиками НДС признаются:

организации (в том числе некоммерческие)

предприниматели

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  • налогоплательщики «внутреннего» НДС

т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ

  • налогоплательщики «ввозного» НДС

т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС

Организации и предприниматели у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (ст. 145 НК РФ).

Не обязаны платить налог по операциям по реализации (кроме случаев ввоза товаров на территорию России) организации и предприниматели:

  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);

  • применяющие патентную систему налогообложения;

  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;

  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;

  • участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).

Исключение! Перечисленные лица обязаны уплатить НДС, если выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Объектом налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их

  • безвозмездная передача;

  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт);

  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

НАЛОГОВАЯ БАЗА

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.


ПОРЯДОК РАСЧЕТА

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС , и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.

Восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в п.3 в ст. 170 НК РФ.

Формула расчета НДС

НДС исчисленный
при реализации = налоговая база * ставка НДС НДС к уплате = НДС исчисленный при реализации - "входной" НДС, принимаемый к вычету + восстановленный НДС

НАЛОГОВАЯ БАЗА

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:

на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). (ст.171 НК РФ)

ВЫЧЕТЫ

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

  • предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);

  • уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;

  • уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Принять к вычету "входной" НДС можно только после того, когда товары (работы, услуги) приняты к учету и имеются соответствующие первичные документы и счет-фактура.

Для применения вычетов необходимо иметь:

  • счета-фактуры;

  • первичные документы, подтверждающие принятие товаров (работ услуг) к учету.

В отдельных случаях вместо счетов-фактур применяются другие документы, подтверждающие уплату налога.

Возмещение НДС, как правило, производится после окончания камеральной проверки которая продолжается 3 месяца

Подлежащая возмещению сумма может быть зачтена в погашение задолженности (недоимки, пеням, штрафам) по федеральным налогам, зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена на расчетный счет.

Возмещение НДС можно получить либо после окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ) либо, в случае применения заявительного порядка возмещения НДС (п. 8 ст. 176.1 НК РФ), — до завершения камеральной проверки.

После проведения камеральной проверки декларации по НДС налогоплательщик подает в инспекцию заявление на возврат и ему производится возврат НДС

Вместе с декларацией предоставляется банковская гарантия и заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (п.7 ст. 176.1 НК РФ), деньги возмещаются налогоплательщику за 12 дней, после чего проводится камеральная проверка.

Исключение! налогоплательщики, уплатившие за предыдущие 3 года более 7 млрд. руб. налогов могут не представлять банковскую гарантию (пп.1 п.2 ст. 176.1 НК РФ).