Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время, стремительными темпами растет уровень преступности, а также наблюдается общее обнищание человека. В связи с этим, признание Конституцией РФ прав человека, а также его прав и свобод как высшая ценность, носит формальный характер. Одновременно с этим, демократический потенциал, который заложен в Конституции нашей страны, является основой для борьбы за права и свободы человека и гражданина.

Также необходимо акцентировать внимание на том, что при существенной значимости широкого спектра формально – юридических гарантий, которые присутствуют в правовом государстве, особая роль в деле по защите прав и свобод человека и гражданина, отведена институциональным гарантиям. На сегодняшний день, система институциональных гарантий, которые включают в себя различные организации, куда можно обратиться за защитой своих прав, достаточно обширна.

В частности, к ней относятся:

1) Президент Российской Федерации;

2) Органы прокуратуры Российской Федерации;

3) Различные органы исполнительной власти;

4) Уполномоченный по правам человека;

5) Уполномоченный по правам ребенка;

6) Общественные организации и комиссии;

Кроме того, в качестве основной институциональной гарантии право и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выступает гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту, подкрепляется различными процессуальными гарантиями, в частности, правом на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности и так далее. Указанные выше органы, а также судебные инстанции, представляют собой механизм по внутригосударственной защите прав и свобод человека и гражданина.

2.2 Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ

Гарантия – это поручение, которое обеспечивает что-либо. В свою очередь, гарантии прав, а также свобод человека и гражданина выступают в качестве структурного элемента правового статуса личности, а также могут рассматриваться через призму конституционных гарантий. Конституционные гарантии обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории нашей страны, а также ключевых конституционных принципов и основ конституционного строя. Можно заключить, что гарантии прав, а также свобод человека и гражданина – это конституционно-правовые нормы, способы и средства, которые в полной мере обеспечивают практическую реализацию, защиту и охрану конституционных прав и свобод [13; с.74].


В данном случае, необходимо акцентировать внимание на том, что система существующих гарантий прав и свобод достаточно обширная и включает в себя структурные элементы, отраженные на рисунке 1, а именно:

- социально-экономические гарантии. К гарантиям данного типа стоит отнести стабильность экономики и отношений собственности, действенную налоговую систему страны и, как следствие, эффективность социальных программ;

- политические гарантии. К данной группе стоит отнести демократический строй, а также государственный режим, который в полной мере отражает политическую стабильность, культуру и развитость институтов гражданского общества;

- юридические гарантии. Под юридическими гарантиями понимают правовые средства, а также способы практической реализации и защиты прав и свобод человека.

Рисунок 1. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии. Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ). Кроме того, особое значение приобретает закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15). Особо стоит отметить запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) и другие[5; с.274].

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и другие. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.


При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить подходы к характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет минимально.

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление и некоторые другие.

2.3 Полномочия государственных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Как уже отмечалось ранее, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляют различные органы государственной власти. В частности, органы исполнительной власти, к которым относятся министерства и ведомства. Особая роль в деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, отведена органам Прокуратуры Российской Федерации.

Прокурорский надзор – это гарантия практического соблюдения прав и свобод человека и гражданина, на территории нашей страны. Прокурорский надзор выступает в качестве основного направления деятельности органов прокуратуры, на современном этапе.

Предметом прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, выступает соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Предмет прокурорского надзора в данной области определен статье 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Так, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должно осуществляться следующим субъектами [2]:

  1. Федеральными министерствами;
  2. Органами исполнительной власти РФ;
  3. Органами местного самоуправления РФ;
  4. Органами военного управления;
  5. Органами контроля, а также их должностными лицами;
  6. Органами управления коммерческими и иными организациями;
  7. Сотрудниками мест лишения свободы;

Таким образом, сотрудники органов прокуратуры РФ, не заменяют иные государственные органы и их должностных лиц, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, органы прокуратуры РФ не осуществляют вмешательство в оперативно – хозяйственную деятельность организаций.

Анализируя содержание статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ», приходим к выводу, что полномочия прокурора в рамках анализируемой деятельности, распространяются на все органы и должностные лица, вне зависимости от их подведомственности. В частности, начиная федеральными министерствами и заканчивая общественными организациями, закон не содержит ограничений в полномочиях прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

Следовательно, при наличии сведений о том, что имеет место нарушение прав и свобод человека и гражданина, прокурор имеет право провести соответствующую проверку, а также провести иные действия надзорного характера в любом учреждении и организации.

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, заключается в создании оптимального положения, при котором данные права и свободы будут соблюдаться всеми органами и должностными лицами. В свою очередь, граждане будут уверены, что их права и свободы находятся под надежной защитой, а в случае нарушения их прав и свобод, они могут обратиться за помощью в государственные органы. В частности, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Выявим основные задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

1) Осуществлять обязательное вмешательство в случае поступления информации относительно нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) Использовать весь спектр возможностей прокурорского надзора в профилактике правонарушений и преступлений;

3) Активизировать и совершенствовать деятельность органов государственного контроля, направленную на обеспечение нормативно – правовых актов надлежащим образом.

4) Укреплять законность и правопорядок посредством проведения прокурорских проверок;

5) Реализовывать на практике принцип неотвратимости наказания за нарушение прав и свобод граждан и совершение преступлений / правонарушений;

6) Доводить до населения информацию о деятельности органов прокуратуры и сущности прокурорского надзора;

7) Повышать культуры государственных органов и должностных лиц в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.


Генеральный прокурор РФ требует, что деятельность по контролю и надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, была приоритетной в контрольно – надзорной деятельности. Кроме того, генеральный прокурор неоднократно указывал, что прокуратура должна остро реагировать на все факты нарушения прав и свобод человека и гражданина. Одновременно с этим, в качестве предмета особой заботы прокуратуры, должно выступать соблюдение прав и свобод незащищенных слоев населения.

В первую очередь, надзорные мероприятия должны включать в себя проверку в тех государственных органах, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. От того, каким образом указанные органы, а также должностные лица применяют свои полномочия, а также исполняют свои обязанности, зависит общее состояние прав и свобод человека и гражданина. Одновременно с этим, прокурор, осуществляя контрольно – надзорную деятельность, не должен выходить за пределы своих компетенций, в частности, не вмешиваться в оперативно – хозяйственную деятельность данных органов и не подменяя их. Например, прокурор, не подменяя судебные органы, может обратиться в суд с иском о защите нарушенного права другого лица.

Таким образом, основная задача органов прокуратуры, которая выступает в качестве федерального, правозащитного органа заключается в том, чтобы обеспечить эффективную защиту интересов личности и общества. В связи с этим, в деятельности прокуратуры присутствуют такие действия, которые активно способствуют защите прав и свобод человека и гражданина.

2.4 Проблемы практической реализации прав и свобод

Анализируя проблемы практической реализации личных прав и свобод можно выделить три группы вопросов. Во-первых, проблема ограничения прав и свобод граждан. Во-вторых, проблема «легального» лишения человека права на жизнь. В-третьих, нарушение личных прав и свобод нормативными актами и действиями органов государственной власти [9; с.139].

В рамках формально-юридического аспекта, под ограничением прав и свобод стоит понимать юридическую невозможность практической реализации прав и свобод в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законом, а также существенное сужение объема прав данной категории. Ограничение прав - это сужение объема право по основаниям и в порядке, который предусмотрен действующим законодательством. Стоит отграничивать сужение объема права и ограничение объема права от юридических способов и приемов фиксации границ дозволенной свободы. К числу таких приемов и способов можно отнести запреты, примечания, оговорки и исключения. Отличие способов фиксации границ прав и свобод в законе от ограничения состоит в том, что в этом случае не происходит сужения объема права; имеет место уточнение его содержания, обозначение границ, с которыми связано действие этого права. В то же время с фиксацией права может быть связано и его ограничение, обусловленное законотворческими ошибками или намеренными действиями законодателя. Особым случаем ограничения прав является не включение в число закрепляемых законом тех прав, легализация которых государством отвечает его международным обязательствам. Не получило закрепления в Конституции РФ положение п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, о праве «каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».