Файл: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания реализует различные виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой.

Номенклатура товаров – это ассортиментная группа товаров и товарных единиц, реализуемых одним продавцом [7, с.62].

Товарный ассортимент может быть:

- замкнутым (товары одного производителя);

- насыщенным (аналогичные товары многих производителей);

- широким (несколько видов связанных между собой товаров);

- смешанным (разнообразные, не связанные между собой товары)

В целом, сущность планирования и формирования товарного ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

В качестве основных характеристик товарного ассортимента выделяют:

• глубину и широту ассортимента;

• принцип формирования ассортимента;

• структуру;

• поведение товара на рынке.

Глубина и широта ассортимента важны для формирования и распределения степени риска. Широкий ассортимент основан на количестве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент – на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортимент базируется на соотношении между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен.

Принцип формирования товарного ассортимента может быть следующим:

- функциональным (лодочные моторы, одежда, запчасти);

- потребительским (детские товары, военные товары);

- сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);

- ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс») [12]

Первостепенной целью формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса, который в свою очередь является важным элементом рыночного механизма. В спросе концентрируются общественные отношения по проблемам производства, товародвижения, реализации продуктов общественного труда. Спрос определяет емкость рынка, ту часть товарного предложения, которая должна быть реализована в обмен на платежные средства субъектов рынка.

Формирование ассортимента может осуществляться:

– созданием параметрического ряда (product line) (горизонтальная стратегия);


– диверсификацией реализации и разработкой товарной номенклатуры (product mix) (конгломератная стратегия);

– дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, (концентрическая стратегия) [7].

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия) [22, с.127].

К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров. К специфическим факторам относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

На спрос оказывают также влияние следующие факторы социального и экономического характера:

- размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;

- уровень розничных цен и их соотношений;

- деятельность предприятий общественного питания;

- объем привозов продуктов из других регионов;

- географические и климатические особенности проживания населения;

- национальные и исторические особенности данного района и др.

Задача высшего руководства фирмы и состоит в том, чтобы с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря управлению товарным ассортиментом, главной целью которого является его оптимизация.

На рисунке 2 представлена принципиальная схема управления ассортиментом товара предприятия.

Рисунок 2 - Схема управления ассортиментом товара предприятия

Очень важна возрастная структура товарного ассортимента, между старыми и новыми товарами должно быть гармоничное равновесие. Если ассортимент устарел, он будет находить все меньше покупателей. Если он слишком нов, то потребуется длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль [12].

В процессе оптимизации управленческие воздействие направляется на главные характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.


Широта ассортимента – это сумма составляющих ее ассортиментных групп. Если фирма продает ювелирные изделия, косметические товары и хозяйственные принадлежности, то широта равна трем. Фирма может развивать ассортимент за счет реализации товаров новых товарных групп.

Насыщенность ассортимента – это общее количество всех продаваемых товаров. Фирма может развивать ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций.

Глубина ассортимента характеризует степень дифференциации каждого изделия или каждой разновидности товара, поскольку дифференциации могут подвергаться такие пищевые товары, как молоко, а также некоторые сырьевые товары, например железные руды. Фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в одних ассортиментных группах и уменьшить их в других.

Гармоничность характеризует степень однородности ассортимента по отношению к предпочтениям конечного потребителя, торгового посредника, характеру производственного процесса. Так, широкая номенклатура потребительских товаров может быть гармонизирована по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции – по конечному потребителю. Фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп [7].

Оптимизация ассортимента – это непрерывный процесс реализации товарной политики, а ассортимент не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы на рынке. Фирма может гибко реагировать на переход товара от одной стадии жизненного цикла к другой. На первой стадии внедрения на рынок предлагают обычно наиболее популярные модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста расширяют ассортимент и параметрический ряд выпускаемых изделий, и к стадии зрелости вводят на рынок полный набор изделий всего параметрического ряда. В стадии спада на рынке оставляют только одну-две наиболее ходовые модели из всего ряда, которые обеспечивают запасными частями снимаемые с производства изделия.

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изделий, разных по стадиям жизненного цикла товара, одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать фирме относительно стабильные условия или некий баланс обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

В принципе, каких-либо универсальных и стандартных рекомендаций не существует, какое количество видов продукции, ее модификаций фирма должна одновременно производить и продавать на рынке, точно так же, как нет единых оптимальных наборов, одновременно обращаемых на рынке товаров фирмы в зависимости от их стадий жизненного цикла.


В соответствии с рисунком 3 рассмотрим следующие товарные группы, которые рекомендуется предлагать на рынок одновременно:

– основную – товары, приносящие фирме основную прибыль и находящиеся на стадии роста (А);

– поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости (Б);

– стратегическую – товары, призванные обеспечить будущую прибыль предприятия (В);

– тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости (Г);

– разрабатываемые товары (Д) и товары, уходящие с рынка (Е) – товары, учитываемые при разработке ассортиментной политики.

Обычно основная и поддерживающая группы составляют 73-85% всех товаров, находящихся на рынке.

Рисунок 3 - Вариант оптимального ассортимента продукции предприятия

Таким образом, формирование ассортимента является одним из средств или методов управления ассортиментом: формируя ассортимент, включая, исключая те или иные позиции товаров, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ (УСЛУГ) ООО «БЕГЕМОТ»

2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Бегемот»

Общество с ограниченной ответственностью «Бегемот» создано в 2000 году и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и функционирует на основе Устава.

Основным видом деятельности предприятия ООО «Бегемот» является продажа техники для отдыха. ООО «Бегемот» владеет магазином «Техносам», находящимся по адресу г. Архангельск, Воскресенская ул., 112. Магазин предлагает огромный выбор мототехники: квадроциклов, снегоходов, лодочных моторов, лодок, и расходные материалы к ним. В основном преобладают иностранные бренды: Arctic Cat, Tohatsu, Nissan Marine, CF-Moto, Yamaha (Приложение А).

Расположение магазина является удачным для организации торговли продовольственными товарами, так как ближайшие конкуренты находятся на достаточно большом расстоянии. Основными потенциальными потребителями являются мужчины, основная деятельность или хобби связаны с туризмом, охотой и рыбалкой, которые посещают магазин в основном в утреннее и обеденное время - с 10 до 14 часов. Таким образом, видно, что режим работы магазина (с 10 до 19 часов в будни и с 10 до 17 часа в выходные) является наиболее оптимальным для потребителей.


Цены, установленные на товары, рассчитаны на людей с достатком выше среднего, что позволяет обеспечить высокой товарооборот.

Предприятие ориентировано на то, чтобы предлагать потребителям продукцию высокого качества по приемлемым ценам, учитывая все потребности клиентов, предоставляя им качественный сервис. Покупатели, посещающие подобные магазины являются занятыми людьми, которые не хотят тратить много времени на покупку товаров. Поэтому скорость обслуживания также является для них важным фактором при выборе магазина.

Специфика хозяйственной деятельности компании заключается в том, что вся производственная деятельность строится на позаказном принципе. Задача поиска клиентов возложена на отдел маркетинга и менеджера по товару. Почти вся продукция реализуется заказчику, компания практически не имеет остатков нереализованной продукции за счет того что в зале стоит постоянно спрашиваемый товар, эксклюзивы везутся под заказ.

Основными целями деятельности ООО «Бегемот» в настоящий момент являются:

1) увеличение объемов продаж;

2) расширение ассортиментной группы товаров;

3) продвижение продукции в Архангельской области;

4) обеспечение доступности товара и усиление стимулирования;

5) совершенствование рекламной деятельности по продвижению товара;

6) максимизация прибыли.

Численность сотрудников магазина составляет 19 человек

Организационная структура представлена на рисунке 4.

Директор

Администратор магазина

Менеджер по товару

Бухгалтерия

Отдел маркетинга

Кладовщик

Кассир

Продавцы

Механик

Рисунок 4 - Организационная структура управления ООО «Бегемот»

Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, например связь между директором и администратором магазина.

Горизонтальные связи – это связи коопераций равноправных элементов, например связи между продавцом и механиком.

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.