Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В развитии рыночной экономики финансам принадлежит особая роль. От того, насколько эффективны финансовые отношения, зависит успех проводимых экономических преобразований, формирование полноценных субъектов рыночной экономики – предприятий, фирм, корпораций и других, а также инфраструктуры, адекватной новым требованиям. Материально-вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.[1]
Финансовые отношения возникают только в ходе образования и использования финансовых ресурсов. Без финансовых ресурсов невозможно представить функционирование финансовой системы государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов. Поэтому понимание сущности финансовых ресурсов, знание их форм и источников, необходимы для полноценного освоения курса «Финансы».
Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с формированием и использование финансовых ресурсов.
В данной работе будут решены следующие задачи:
- Раскрыть сущность финансовых ресурсов;
- Оценить роль финансовых ресурсов;
- Охарактеризовать специфическое содержание финансовых ресурсов;
- Проанализировать источники формирования финансовых ресурсов относительно различных субъектов финансовых отношений.
Предмет исследования – финансовые ресурсы, а объект исследования - особенности и источники формирования финансовых ресурсов государства и организаций различных организационно-правовых форм.
Глава 1. Сущность финансовых ресурсов
Понятие «финансовые ресурсы» намного уже, чем понятие «денежные ресурсы», и является составной частью денежных ресурсов, которые включают в себя денежные доходы наделения, оборотные средства предприятий, финансовые и кредитные ресурсы.[2]
Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которую имеют денежную форму в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов.
Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только часть денежных ресурсов, находящаяся в собственности или распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, социальные нужды и другие общественные потребности) и относится к финансовым ресурсам.
Финансы являются ключевым элементом экономики. Финансовые отношения охватывают сферу государственного централизованного управления, пронизывают кругооборот децентрализованных денежных средств населения и предприятий.[3] Таким образом, без финансов невозможно формирование источников финансовых ресурсов государства и других субъектов финансовых отношений.
Финансовые ресурсы выступаю основным объектом на финансовых рынках. Финансовые рынки обеспечивают торговлю финансовыми ресурсами. Через них проходит преобладающая часть финансовых ресурсов любой страны с рыночной экономикой. Главное назначение финансовых рынков – перераспределение ресурсов, трансформация временно свободных денежных средств в капитал, превращение сбережений в инвестиции.
На финансовых рынках различают три основные группы посредников, участвующие в перераспределении финансовых ресурсов: депозитные учреждения, недепозитные учреждения и государственные финансовые учреждения. К депозитным учреждениям относятся коммерческие и сберегательные банки, которые принимают деньги на хранение и предоставляют ссуды под процент. Наиболее важными недепозитными учреждениями являются страховые компании, пенсионные фонды, взаимные фонды и финансовые компании. Депозитные и недепозитные учреждения аккумулируют финансовые ресурсы населения, предприятий и государственных учреждений, за счет собранных средств создают долговые финансовые инструменты, приобретают активы и вкладываются в инвестиционные проекты. Основным финансовым инструментом третьей группы посредников – государственных учреждений – является бюджет. Но бюджет – нерыночный инструмент. Здесь финансовые ресурсы не покупаются и не продаются, а собираются и перераспределяются.[4]
Доходы государства, фирм и населения, из которых складываются финансовые ресурсы, можно классифицировать по трем стадиям своего движения: первичное распределение (первичные доходы), перераспределение (вторичные, производные доходы), конечное использование (конечные доходы). Финансы имеют отношение ко всем трем стадиям, особенно к первым двум. Первичные доходы образуются в результате распределения выручки от реализации товаров и услуг. Каждый экономический субъект, продав свою продукцию (т.е. получив за нее определенную сумму денег), распределяет ее в соответствии с затратами факторов производства.
После первичного распределения, т.е. формирования на основе валовой выручки первичных доходов, начинаются процессы перераспределения и образования вторичных производных доходов. Это прежде всего всевозможные налоги (за исключением косвенных), взносы в страховые, благотворительные фонды, платежи и взносы в различные религиозные и общественные организации, денежная поддержка нетрудоспособных или неработающих родственников и т.п. Перераспределение может происходить неоднократно, доходы могут быть и вторичными, и третичными и т.д.
Последней стадией распределения (или перераспределения) доходов является их реализация. Доходы ведь нужны не ради них самих, а ради тех благ, которые на них приобретаются. Реализуемые доходы называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. Часть доходов может быть выделена на сбережения в различной форме (спрятана в чулок, внесена в банк в форме различных счетов и вкладов, истрачена на приобретение ценных бумаг). Сумма первичных доходов должна равняться сумме конечных доходов с учетом сбережений. Это одно из основных финансовых равенств.
Объектом финансового перераспределения обычно является не вся сумма денежных доходов, а та их часть, которая называется финансовыми ресурсами. Именно финансовые ресурсы могут быть использованы их владельцем на любые нужды по своему усмотрению. Но по этой же причине именно финансовые ресурсы и являются объектом налогообложения и других форм внешнего изъятия доходов. Для предприятий это обычно прибыль или в более общей форме избыток выручки от реализации продукции над текущими затратами по ее производству. А для государственного бюджета вся сумма его доходов представляется финансовыми ресурсами, так как теоретически эти средства могут быть направлены на удовлетворение любых общественных потребностей.[5]
Таким образом, можно сформулировать определение понятию «финансовые ресурсы»:
Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей наделения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Под финансовыми ресурсами предприятий следует понимать совокупность собственных денежных доходов, накоплений и капитала, а также внешних поступлений денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности.[6]
Финансовые ресурсы являются количественной характеристикой финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение затрат основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают:
- как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
- как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
- как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг,
- как источники их формирования (составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;
- как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др. (рис. 1)[7].
Валовой выпуск продуктов и услуг
Промежуточное потребление
Валовой внутренний продукт
Сальдо экспорта и импорта
Потребление основных фондов
Чистая прибыль
Чистые налоги на производство и импорт
Валовые смешанные доходы
Отплата труда
Финансовые ресурсы
Пенсии, пособия, стипендии
Денежные доходы населения
Налоги с населения
Сбережения населения
Потребление в государственных учреждениях
Потребление домашних хозяйств
Конечное потребление
Затраты на коллективные и социальные нужды
Инвестиционные затраты
Прочее накопление
Прирост оборотного капитала
Прирост основных фондов
Возмещение выбытия в капитальный ремонт основных фондов
Валовое накопление
Рисунок 1. Содержание финансовых ресурсов и финансово-экономические взаимосвязи в процессе воспроизводства
Важная роль в воспроизводстве всех основных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.[8]
Финансы предприятий – главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.
Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование производится в основном за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Глава 2. Источники формирования финансовых ресурсов
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.[9]
Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федераций и субъектов федераций, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.
Источники формирования финансовых ресурсов общества следующие:
- валовый внутренний продукт;
- национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);
- часть национального богатства (ранее накопленных средств от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов и др.);
- денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы, прежде всего прибыль как одна из форм стоимости прибавочного продукта;
- амортизированные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;
- отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, фонды имущественного и личного страхования;
- заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых и эмиссии ценных бумаг, и др.);
- поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);
- доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.