Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации работников на предприятиях
1.1 Понятие, роль и значение мотивации персонала на предприятии
1.2 Методы (способы) мотивации персонала
Глава 2. Мотивация сотрудников АО «Имсталькон»
2.1 Общая характеристика и основные показатели деятельности АО «Имсталькон»
2.2 Анализ кадрового состава АО «Имсталькон»
2.3 Анализ системы материального стимулирования персонала
2.4 Анализ системы нематериального стимулирования
Глава 3. Пути совершенствования механизма мотивации персонала в АО «Имсталькон»
3.1 Разработка, внедрение и оценка программ материальной мотивации в АО «Имсталькон»
3.2 Оптимизация системы нематериальной мотивации трудовой деятельности
Введение
Сотрудники компании – это самая важная и ценная часть любой компании, фирмы, организации. Это означает, что вся эффективность фирмы зависит полностью от работающих в ней людей, их квалификации и компетенций, что влияет на объемы работы и прирост прибыли фирмы. Использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя производительности труда компании – это важнейшее условие для развития производительных сил фирмы, а также целой страны, а следовательно – источником роста национального дохода. Сегодня, в быстроразвивающемся мире, мире технологий – развитие кадров и их мотивация для организации не просто обязательный элемент, а необходимый для существования и развития этой фирмы.
Можно выделить большое множество причин, по которым компания должна уделять внимание для обучения своих сотрудников и повышения их квалификаций. Одна из них – это сильная конкуренция.
Таким образом, организация всегда заинтересована в наиболее эффективном развитии кадров.
В наши дни, каждый день человек «впитывает в себя» огромное количество информации, можно сказать, что мы обучаемся беспрерывно, но для того, чтобы быть хорошим специалистом в своей области необходимо обучаться именно профильное. Если не улучшать свои навыки, не изучать новации в своей сфере и не пытаться внедрить их, то организация сначала отстанет от своих конкурентов, а после уже обанкротится и последует закрытие фирмы. Из этого следует, что фирма обязано развивать своих сотрудников, обучать и повышать их квалификацию.
Для обучения и повышения своей квалификации у работников должна быть мотивация, которую так же должна давать фирма, в которой работает человек. В то же время мотивация трудовой деятельности на предприятиях производственно-строительной сферы исследуется в трудах по экономике и менеджменту сравнительно реже.
В данной курсовой работе я попытаюсь изучить основы мотивации работников теоретически, узнать более подробно о системе мотивации труда на предприятии, изучая производственно-строительную компанию (АО «Имсталькон»).
Объект исследования в работе – экономические и управленческие отношения в сфере трудовой деятельности негосударственных предприятий.
Предмет исследования – мотивация трудовой деятельности на предприятии как фактор эффективности использования персонала.
Цель работы – изучить действующую систему мотивации труда персонала на конкретном предприятии. Поиск путей для совершенствования этой системы.
Задачи работы предполагают последовательный анализ:
- понятия, роли и значения мотивации персонала на предприятии;
- основных теорий, методов (способов) мотивации персонала;
- кадрового состава АО «Имсталькон»;
- системы материального стимулирования персонала АО «Имсталькон»;
- системы нематериального стимулирования на предприятии.
Задачами настоящей работы является также выработка путей совершенствования механизма мотивации персонала в АО «Имсталькон». В данной сфере разработана конкретная программа материальной мотивации в АО «Имсталькон», а также предложены пути оптимизации системы нематериальной мотивации трудовой деятельности в данной компании.
Практическую значимость для предприятий имеют конкретные рекомендации, направленные на совершенствование форм и методов мотивации труда персонала, особенно если учесть, что рекомендации выработаны специально для одного из ведущих казахстанских предприятий строительной сферы, проиллюстрирована примерами из практики. Теоретические положения исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем оптимизации действующих систем мотивации персонала в организациях, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере экономики и менеджмента.
Структура работы. Поставленная цель и задачи исследования определили логику построения работы, состоящей из введения, трех основных глав, заключения, приложений и списка использованных источников.
Информация взятая мной есть в открытых источниках в интернете, а так же в учебниках по менеджменту. Учебники, информацию из которых я использую рекомендованы Министерством Образовании РФ. Я использую научные статьи из интернет-журналов, которые так же есть в открытом доступе, в исключительных случаях по подписке на интернет ресурс, журнал.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации работников на предприятиях
1.1 Понятие, роль и значение мотивации персонала на предприятии
Мотивация представляет собой состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации [1, с. 136]. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию [Error: Reference source not found, c. 297]. В указанном случае речь ведется о мотивации, как о процессе, происходящем в самом человеке, направляющем его поведение в определенное русло, побуждает его вести себя в конкретной ситуации соответствующим образом.
Распознавание механизма мотивации необходимо для решения многих практических вопросов. Если знания об исследованиях, связанных с потребностями человека, не будут применяться на практике, то интерес к этим вопросам стоит немного. В первую очередь, такие проблемы интересуют менеджеров, которым очень важно знать мотивы поведения людей их групп с тем, чтобы активно применять свои знания в повседневной работе для повышения эффективности труда коллектива. Мотивация характерна двумя составными элементами – деятельностью и направленностью [3Error: Reference source not found, с. 7].
Мотивация всегда связана с определенной ситуацией. Если отношение к работе меняется достаточно медленно, то мотивация колеблется в зависимости от рабочей ситуации. Разносторонние исследования и накопленный практический опыт показывают, что соотношение деятельности (или активности) человека и результатов его работы характеризуется кривой линией [4, с. 323-324]. Вначале по мере роста активности результаты повышаются. Позже в определенном диапазоне активности результаты сохраняются на одном уровне. Этот этап именуется оптимальным диапазоном активности, когда достигаются лучшие результаты. После того как активность начинает превышать границу оптимального диапазона, итоги работы начинают ухудшаться [5, с. 108].
Отсюда вывод: менеджер призван добиваться не максимальной активности подчиненных, а наращивания их активности до оптимального уровня. Только активность не обеспечивает необходимой мотивации. Человек может работать старательно, быть активным, но положительного результата не будет, если он направляет свою деятельность в неправильном направлении. Подобная ситуация встречается тогда, когда подчиненный не представляет конечных целей работы. Причиной может быть неосведомленность, недостаточный контроль и неудовлетворительное руководство его деятельностью. Из-за неверной направленности труда реально также возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива. Для того, чтобы оптимальным образом обеспечить мотивацию персонала, менеджеру следует иметь в виду обе составные мотивации: активность и направленность. Только таким образом реально улучшить мотивацию персонала.
Вместе с тем создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом. Действенные стимулы (мотивации) трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Но имеют место и общие принципы формирования и сохранения мотивации. Прежде всего, постоянная мотивация порождается работой. Ставшая с течением времени однообразной и рутинной работа не обеспечивает мотивации. Человек по мере своего развития желает иметь все более творческие инновационные задачи. Отсюда менеджер обязан обеспечивать положение, при котором содержание работы обновлялось бы достаточно часто. Очень существенно, что точное определение результатов работы, а также конкретная постановка и оценка целей улучшают мотивацию. Если нет заинтересованности в получаемых результатах труда, если их достижение жестко не контролируется, подчиненный придет к выводу, что его работа просто не имеет какой-либо ценности [6Error: Reference source not found, c. 43-44].
Любая мотивация выполняет четыре задачи:
1. Компенсационная. В каждой профессии или организации есть нежелательные факторы. Офисному сотруднику приходится долго сидеть, бухгалтеру - много нервничать. Какие-то организации неудобно расположены, и сотрудникам нужно далеко добираться. Чтобы «погасить» все эти неприятные последствия, работодатель дополнительно (помимо установленных законом гарантий и компенсаций) может применять методы стимулирования. Например, заказать для сотрудников маршрутку от метро, давать дополнительные оплачиваемые отгулы, предоставлять квартиры.
2. Рекреационная. Фитнес, экскурсии и тому подобные мероприятия для офисных сотрудников позволяют хорошо отдохнуть, отвлечься. Не все издерганные менеджеры и работающие на износ специалисты умеют отдыхать. Многие предаются деструктивным формам времяпрепровождения - злоупотребляют алкоголем, а иногда и легкими наркотиками. Проблема еще и в том, что у тех, кто отдает себя компании, ограниченный круг друзей, поэтому для такой категории сотрудников подобная мотивация должна давать отдых - физический, психологический, моральный.
3. Идеологическая. Командный дух, «корпоративная Университет», чувство коллективизма, приверженность компании не появляются сами собой. Их нужно воспитывать в сотрудниках. Один из методов - внедрение специальных форм мотивации. Как правило, это мероприятия, направленные на поддержку наиболее активных сотрудников, отделов. Сюда же входят разного рода корпоративные праздники, приуроченные ко дню компании, «веревочные курсы», пикники.
4. Дополняющая. В некоторых компаниях мотивация увеличивает ценность должности. Это особенно актуально, когда заработная плата невелика - меньше средней по рынку труда. Порой компания не может предложить достойную оплату труда, и потому изобретает для сотрудников разные привлекательные дополнения (обеды, бесплатное обучение и т.д.). Такая мотивация стоит компании часто значительно дешевле, чем если просто увеличить заработную плату [7, с. 74-76].
Мотивацией выступают различные награды и вознаграждения (оплата или другое денежное вознаграждение, почетные знаки, премии за инициативу, памятные подарки, предоставление отпуска). Система оплаты, основывающаяся непосредственно или хотя бы косвенно на результатах работы, выступает важным фактором мотивации. Его отсутствие способно серьезно подорвать эффективность управления [8, с. 49].
В качестве фактора мотивации все чаще выступает делегирование ответственности за деятельность и результаты, а также полномочий принимать решения. Персонал поощряется к расширению круга своих полномочий, а не к чрезмерно педантичному соблюдению его границ. Выявление и ограничение числа факторов, препятствующих достижению результатов, расширяет возможности мотивации. Здесь особое значение приобретает уменьшение индивидуальных проблем, улучшение условий труда, любые другие моменты, увеличивающие привлекательность работы [9, с. 133].
Продвижение по службе, профессиональный рост также выступают факторами мотивации. Планы продвижения по службе должны представлять собой альтернативный вариант сегодняшней деятельности. Когда человек полагает, что достигнутая им должность представляет конечный рубеж, вплоть до ухода на пенсию, его мотивация снизится, а то и уменьшится до нуля. Использование личных разработок персонала также выступает существенным аспектом мотивации. Мы все хотим, чтобы с нами обращались как с личностями. Менеджеру поэтому всегда надо подчеркивать ценность и роль трудовой деятельности каждого работника в общих достижениях. Таким образом, можно естественным путем через работу обеспечить мотивацию и другим. Побуждение подчиненных к качественному труду в процессе определения результатов является по своему характеру мотивацией и поощрением к достижению конечных целей. Повседневное ситуационное управление требует разностороннего ежедневного побуждения и поддержки. При контроле за результатами побуждение является обратной связью, а также вознаграждением в соответствии с достигнутыми результатами.