Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛИ В СОВРЕМННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность и роль организационной культуры в деятельности предприятия
1.2. Классификация видов организационной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПАО КБ «ЦЕНТР-ИНВЕСТ»
2.1. Общая характеристика ПАО КБ «Центр-Инвест»
2.2. Анализ организационной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест»
2.3. Проблемы и недостатки организационной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест»
3.1. Перспективы развития организационной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест»
5. Постоянный контроль за текущим финансовым состоянием заемщиков и полнотой выполнения ими обязательств в части уплаты процентов и погашения основного долга;
6. Регулярное осуществление контроля за имуществом заемщиков, заложенным в обеспечение возвратности кредита;
7. Оповещение руководства банка, юридической службы и службы безопасности в случае возникновения риска невозврата кредитов для принятия совместных решений и осуществления действий;
8. Ведение работы по организации списания ссудной задолженности, безнадежной к взысканию, а также возврату списанной ранее задолженности;
9. Формирование базы данных потенциальных заемщиков, как среди клиентов банка, так и сторонних организаций. Осуществление мероприятий по привлечению элитных клиентов к обслуживанию в банке;
10. Изучение законодательства, инструктивных и методологических материалов по вопросам, входящим в сферу деятельности отдела; изучение опыта работы аналогичных подразделений, новых форм и видов кредитования; накопление различной информации для разработки предложений по улучшению работы отдела;
11. Координация своей деятельности по оптимизации результативности своей работы на основе анализа действующего бизнес-плана;
12. Ведение отчетности по своему направлению в соответствии с требованиями ПАО КБ «Центр-Инвест».
Объектами кредитования юридических лиц в ПАО КБ «Центр-Инвест», могут являться:
1) финансирование приобретения недвижимости;
2) продуктов программного обеспечения;
3) выкуп заемщиком собственных акций;
4) товары и услуги, предоставляемые заемщику по определенным контрактам;
5) оборотные средства в целом;
6) финансирование производственных затрат заемщика.
Ведущей отраслью по предоставлению услуг ПАО КБ «Центр-Инвест» по итогам работы в 2018 году является торговля (40,9%). На предприятия строительной и производственной сферы в структуре пореля приходится 16,6% и 14,3% соответственно. По сравнению с прошлым годом на 2,4% выросла доля сельскохозяйственных предприятий (до 9,8%). 9,2% в структуре корпоративных клиентов ПАО КБ «Центр-Инвест» приходится на финансовый сектор.
ПАО КБ «Центр-Инвест» предоставляет своим клиентам следующие виды услуг:
1. Расчет (ЕРИП);
2. Валютно-обменные операции;
3. Страхование;
4. IVR;
5. SMS–оповещение;
6. Интернет–банкинг.
Следует отметить, что услуга Интернет-банкинга набирает все большей популярности среди населения.
Коммуникации с клиентами ведутся по следующим каналам:
1) Круглосуточный колл-центр банка (бесплатные звонки по РФ);
2) Отделения банка;
3) СМС-информирование;
4) Информирование клиентов путем рассылки через e-mail;
5) Web канал коммуникаций (интернет-сайт банка, он-лайн поддержка);
6) АТМ-канал (широкая сеть банкоматов);
7) DM канал - рассылка информационных писем.
В работе ПАО КБ «Центр-Инвест» активно используются системы развития взаимоотношений с клиентами (CRM-системы). Одним из ключевых понятий ПАО КБ «Центр-Инвест» рассматривает ценность для покупателей.
На начальном этапе реализации клиентоориентированного подхода в ПАО КБ «Центр-Инвест» накапливаются знания о клиентах, т. е. с одной стороны организовываются бизнес-процессы таким образом, чтобы клиент банка при коммуникациях с учреждением оставлял максимум полезной информации о себе – для скоринга, сегментирования, таргетированных предложений и т. д.
Также в ПАО КБ «Центр-Инвест» происходит фиксация всей истории взаимоотношений клиента с банком: продажи продуктов, звонки, письма, необходимость взыскания просроченной задолженности и т. д. С другой стороны, в ПАО КБ «Центр-Инвест» эти данные можно накапливать в автоматическом режиме, не принуждая клиента неоднократно предоставлять банку их вновь и вновь.
В ПАО КБ «Центр-Инвест» консолидируются следующие данные относительно клиентов:
- контактная и демографическая информация о клиенте и его домохозяйстве;
- информация о финансовом обеспечении клиента;
- договора, заключенные с банком;
- история платежей по договорам;
- кредитная дисциплина;
- звонки, письма клиента;
- отклики на те, или иные предложения банка.
Таким образом, ПАО КБ «Центр-Инвест» является довольно привлекательным для клиентов. Организационная культура и поведения сотрудников банка влияет на качество предоставления услуг (следовательно – и на отношение клиентов, а также на конкурентоспособность банка). Потому дальнейшее изучение корпоративной культуры, существующих недостатков и направлений их устранения является важным для ПАО КБ «Центр-Инвест».
2.2. Анализ организационной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест»
Организационная культура компании часто не осознается сотрудниками, но может сильно влиять на принятие принципиальных решений. Для исследования корпоративной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест» была использована методика К.Камерона - Р.Куинна. Проведенный анализ свидетельствует, что корпоративная культура банка соответствует «рыночному» типу культуры.
Организационная культура «рыночного» типа предусматривает, что персонал в процессе работы ориентируется на внешние факторы, а не на внутренние отношения. Лидеры организации являются твердыми конкурентами, общей целью для организации (и коллектива) выступает стремление достижения лидерских позиций на рынке. Критерии успеха определяются в терминах «доля рынка», «проникновение на рынок» и т.д.
Несомненным достоинством организационной культуры «рыночного» типа является нацеленность персонала на результат, ключевой заботой персонала является выполнение поставленных задач, персонал характеризуется целеустремленностью и высоким духом соперничества между собой. Однако, отсюда вытекают и недостатки организационной культуры «рыночного» типа – высокий уровень соперничества персонала, низкая сплоченность коллектива, конфликты в коллективе за распределение внутренних ресурсов.
Проведенное исследование дало возможность выделить следующие элементы корпоративной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест»:
- персонал принимается директором и его заместителями независимо от ранга – выделено определенное время, круг вопросов, подлежащих обсуждению между сотрудников и руководителем, четко не обозначен (возможно решение как служебных, так и личных вопросов);
- благодарность за успешно выполненную работу осуществляется на виду у коллектива (признание вклада сотрудника, пример для других);
- выговоры - с глазу на глаз.
Были выделены следующие сильные стороны корпоративной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест»:
1. Персонал объединен общей целью, цели развития банка в целом и Ростова-на-Дону в частности четко определены и понятны сотрудникам.
2. Каждый из сотрудников осведомлен о конкретных целях, поставленных перед ним, знает общие цели и цели других сотрудников. То есть система целей банка и ее составляющие (подцели) точно известны.
3. Сотрудники ответственно относятся к своим участкам работы и ждут аналогичного отношения от коллег. Однако, в случае, если одним из сотрудников обязанности выполняются недостаточно качестве и это влияет на общий результат, то в коллективе возникают конфликты (часто возникают взаимные обвинения сотрудников банка в случае, если поставленные руководством задачи не были достигнуты).
4. Есть общее ощущение стремления к успеху. Каждый понимает, что повседневные мелкие дела их коллег - составление документов, телефонные звонки, встречи - имеют значение для общего результата.
5. Все знают, что могут попросить коллегу о помощи. Работа организована так, что никто не обязан делать все в одиночку. Однако, в случае отказа коллег помочь (даже в силу объективных причин, например, занятости или необходимости выполнять другие поручения) могут возникать обиды и конфликты в коллективе.
6. Персонал приходит на работу с удовольствием (а не только за тем, чтобы прокормить себя и семью).
7. При желании каждый может внести предложение или поучаствовать в работе, которая не входит в его компетенцию.
8. Каждый знает, что может поговорить с кем угодно из высшего начальства в компании, не рискуя навлечь на себя гнев непосредственного менеджера.
Опрошенный персонал ПАО КБ «Центр-Инвест» практически единогласно высказал своё мнение по поводу необходимых условий и установок, способствующих эффективной работе:
- дружественное отношение между коллегами;
- установка на качественную подготовку персонала;
- хороший профессиональный уровень руководства;
- наличие общих целей;
- ответственность;
- уважение к сотрудникам;
- дисциплина;
- выполнение и знание функциональных обязанностей.
Результаты диагностики корпоративной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест» позволили выделить и ряд недостатков, а именно:
- наблюдаются перебои в получении внукорпоративной информации;
- не практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления;
- наличие конфликтных ситуаций.
Результаты оценки психологического климата в ПАО КБ «Центр-Инвест» показали, что наряду с высокими и средними показателями психологического климата в некоторых подразделениях наблюдается низкий уровень, следовательно необходимы мероприятия по улучшению психологического климата. В рамках исследования корпоративной культуры ПАО КБ «Центр-Инвест» был проведен опрос сотрудников относительно уровня удовлетворенности их современным состоянием отношений и организации корпоративной культуры на предприятии.
В табл. 1 приведены результаты анкетирования сотрудников ПАО КБ «Центр-Инвест» проведенного в мае 2018 года (количество респондентов – 40 человек).
Таблица 1
Результаты анкетирования удовлетворенности сотрудников ПАО КБ «Центр-Инвест»
Показатели анкетирования |
Результаты |
|||
Полностью удовлетворены |
Частично удовлетворены |
Частично не удовлетворены |
Полностью не удовлетворены |
|
Доступность информации |
80 |
15 |
5 |
- |
Полномочия |
70 |
15 |
10 |
5 |
Привлечение к принятию управленческих решений |
70 |
10 |
15 |
5 |
Возможность обучения |
85 |
10 |
5 |
- |
Возможность самореализации |
70 |
20 |
10 |
- |
Достижение целей служебной деятельности |
70 |
20 |
10 |
- |
Отношение со стороны руководства |
95 |
5 |
- |
- |
Отношения в коллективе |
95 |
5 |
- |
- |
Условия работы |
85 |
10 |
5 |
- |
Равные возможности |
70 |
20 |
10 |
- |
Условия найма |
90 |
5 |
5 |
- |
Безопасность и охрана труда |
80 |
15 |
5 |
- |
Оплата труда |
70 |
15 |
10 |
5 |
Удовлетворенность политикой предприятия |
80 |
10 |
5 |
5 |
Удовлетворенность деятельностью руководства |
80 |
10 |
5 |
5 |
Анкетирование проводилось путем выставления рейтинговых оценок:
2 - полное не удовлетворение
3 - частичное неудовольствие
4- частичное удовлетворение
5- полное удовлетворение.
Результаты в табл. 1 представлены в процентах к общему числу респондентов ПАО КБ «Центр-Инвест». Анализ данных анкетного опроса относительно удовлетворенности сотрудников ПАО КБ «Центр-Инвест» свидетельствует о том, что подавляющее большинство сотрудников удовлетворено по всем показателям анкетирования.
Нужно обратить внимание на то, что небольшой процент сотрудников ощущает полное неудовольствие (5%) и частичное неудовольствие (10%) в предоставленных им полномочиях, поэтому руководителям нужно обратить внимание на распределение функциональных полномочий, возможно нужно активнее применять делегирование полномочий.
Кроме того, 5% сотрудников полностью недовольны и 15% частично недовольны степенью привлечения к принятию управленческих решений (следует отметить, что привлечение к принятию управленческих решений выступает важным инструментом мотивации работы, применение которого значительно повышает ответственность сотрудников).
Частично недовольные предоставленными возможностями обучения 5% сотрудников ПАО КБ «Центр-Инвест». Предоставление возможностей самореализации, возможность достижения целей служебной деятельности и предоставление равных возможностей частично не устраивает 10% сотрудников предприятия, а 5% сотрудников частично не устраивали условия работы, условия найма и обеспечение безопасности и охраны труда ПАО КБ «Центр-Инвест». Полное неудовлетворение политикой предприятия и деятельностью руководства ощущают 5% сотрудников, а частичное неудовлетворение - 5%. Оплата труда полностью не удовлетворяет 5% персонала, частично не удовлетворяет 10% персонала.
Наибольшее количество сотрудников (95%) полностью удовлетворены отношениями в коллективе банка и отношением со стороны руководства. Относительно данных о неудовлетворении сотрудников определенными показателями, то менеджеру по кадрам необходимо провести тщательный анализ причин неудовлетворения и стараться максимально их изменить.
В ходе управления ПАО КБ «Центр-Инвест» используются административно-организационные и социально-психологические методы управления. Организационно-административные методы управления ПАО КБ «Центр-Инвест» базируются на:
- системе законодательных актов страны;
- системе разрабатываемых в организации планов, программ, заданий;