Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
Введение
Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические исследования конфликтов и их типов;
- изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;
- изучение способов и методов разрешения конфликтов;
- анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.
В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации - невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.).
Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтных ситуациях
1.1 Понятие конфликт, его объект и предмет
Приступая к исследуемой теме курсовой работы - управление поведением в конфликтных ситуациях, первоочередным шагом является определение сущности конфликта.
"Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он может прояснить отношения и способствовать прогрессу."[1]
"Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других."
"Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей."
Анализ экономической литературы, показывает, что все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.
Понятие "конфликт" является синонимом следующих понятий:
• спор, соперничество — дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;
• единоборство — вооруженный конфликт;
• борьба — столкновение индивидуальных соперников;
• скандал — публичное столкновение или шумная ссора.
В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.
Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.
Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности). Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.
Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.
Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные). Социальные конфликты могут возникать между:
• персоналом (например, рабочими и менеджерами)
• группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);
• структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями);
• разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).
Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.
Распространенное понимание конфликта больше соответствует социологической науке. Наша же работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.
В отечественной литературе имеются схожие социологические черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает: «… конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.»[2]
Ю.Г. Запрудский утверждает: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.»
У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»
Конфликт - это факт человеческого существования. Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует решения.
Объект – это та ценность, из- которой зарождается и противостояние интересов .
Предмет конфликта – те противоречия, возникают между .
Если объект является средством реальных целей, такой конфликт название реалистического. В случае, это конфликт, основанный желании получить разрядку.
Схематически можно обозначить образом:
Конфликтная + Инцидент = Конфликт
суть этих .
Конфликтная ситуация - накопления разногласий, содержат существенную конфликта.
Инцидент - совокупность обстоятельств, служат основанием конфликта.
Конфликт - открытое противостояние следствие взаимоисключающих и позиций.
Классификация
Одним из широких и очевидных типологии конфликтов распределение их субъектам, или конфликта на групп:[3]
- внутриличностные,
- ,
- между личностью и ,
- межгрупповые,
- межгосударственные.
конфликта внутриличностного — индивид. Суть конфликта содержится в личных переживаниях, , моральных противоречиях.
конфликт - это между отдельными в социальной и психологической . Здесь большую играют личностные индивидов, психические , социальные навыки, установки. Этот конфликта важен менеджеров и позволяет говорить о межличностной или несовместимости .
Конфликт между и группой - этот конфликта схож с , но является сложным и многогранным. В , с ее боле системой организации конфликта возрастает.
конфликт - столкновение разных формирований. К типу принадлежат между социальными различного размера: , средними и большими. исследования систем малые социальные наиболее интересны. , это та людей, которая общими задачами и , например на , производстве, и непосредственно менеджерами.
Межгосударственный – противостояние между государств, групп . Довольно интересную конфликтов подает Л. А. .
1. По источникам:
а) , которые возникают действий оъективных социальной ситуации;
б) , которые возникают столкновенья потребностей, , взглядов, поведения.
2. смыслу:
а) конфликты деловые дела;
б) как личные .
3. По значимости:
а) , важные лишь отдельных работников;
б) , важные для индивидов, групп, населения и т.п.
4. По решения:
а) конфликты, приводят к модификациям сторон;
б) конфликты, приводят к уничтожению из сторон, позиций, стереотипов, ;
в) конфликты, которые к другой точке обе стороны.
5. форме проявления:
а) того или направления действия, ("приближения - отдаления", " - приближения ", "отдаления - ");
б) конфликты того другого качества, действия, поведения;
в) , которые выражаются или - невербальными (молчания, поза, при восприятии );
г) по типу взаимоотношений – скрытые, .
Также выделяют классификаторы: по жизнедеятельности людей, характеру объектов, направленности воздействия и полномочий и т.д.
Любой - это целостная система, процесс, конфликтных ситуаций и . Но, даже являясь статическим имеет свои элементы.
Они на следующие :[4]
1) объективные (внеличностные);
2) .
Объективные элементы – не связанны с характеристиками и качествами . Это объект, и среда конфликта.
конфликтология делит конфликта на (прямых) и неосновных ().
Основные участники - это главные, стороны, принимающие в противостоянии.
Именно активисты столкновения. интересы – это и противоречия, лежащие в конфликта. Участников субъектами, или конфликта.
В зависимости меры воздействия ход конфликта ранги оппонентов.
остальные участники – неосновные, косвенные. так же стороной. Условно поделены на категории: инициаторы (); организаторы; пособники; (медиаторы).
Следующий элемент в конфликте — среда, состоящая совокупности объективных конфликта. Различают - и макросреду конфликта. , в свою очередь, на физическую, и социальную среды.
В , на предприятиях значимо отражаются и социальная среда . Именно различия являются фундаментальной конфликтов.
Причины
Причина конфликта — то явление, которому возникает . Причины конфликта связанны с потребностями .
Потребность — это или недостаток в -либо необходимом комфортного существования и индивида. Причиной может стать осознанная потребность, как интерес.[5]
такие противоречия :
- внутренние и внешние;
- и неантагонистические;
- основные и ;
- объективные и субъективные.
противоречия – противоборство в , организации, общности обществе вместе .
Внешние противоречия - двумя или относительно самостоятельными .
Антагонистические противоречия — участников с кардинально , враждебными интересами и . Мерой разрешения конфликта является уничтожение одной нескольких сторон , ликвидация основных группы, лишение возможности функционировать в качестве.
Неантагонистические – имеют место в , участники которых к примирению, компромисса. конфликты наиболее во всех . С ними часто менеджеры. Источник противоречий — разнообразие индивидуумов и социальных .
Основные противоречия – при взаимодействии участников конфликта, ключевое значение. А противоречия только конфликт. Иногда к косвенным участникам . Однако основные и противоречия диалектически . В частности, чем накапливается неосновных , тем сложнее основные, что в очередь порождает и многообразные неосновные .
Объективные противоречия – от личностных людей и их . Они неизбежны и , единственный способ их – найти причину конфликта. эта причина и имеет объективный, от воли и людей характер.
противоречия – несовпадения качеств, ориентаций и индивидов.