Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.2 Право социального обеспечения как отрасль права, как наука и учебная дисциплина
1.3 Метод и функции социального обеспечения
ГЛАВА 2. ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1 Понятие и общая характеристика права на социальное обеспечение
2.2 Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1 Негосударственное социальное обеспечение (за счет средств юридических и физических лиц)
Введение
- Три главы
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
- Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно, по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
До сих пор отечественной наукой не выработано общепринятого определения понятия социального обеспечения, хотя предлагается множество различных формулировок. Поскольку социальное обеспечение имеет несколько составляющих – экономическую, политическую и правовую, его понятие может раскрываться с указанием соответствующих признаков.
Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:
- Как особая форма распределительных отношений;
- Как функция государства;
- Как правовая категория, которая, в свою очередь, может выступать в значении субъективного права;
- Как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потери кормильца и нетрудоспособности, и в других случаях;
- Как отрасль права и т.д.
В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Социальное обеспечение
Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).
При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.
Многие ученые трактую понятие социального обеспечения в соответствии со своим мировоззрением и пониманием норм права действующего законодательства.
Сулейманова Г.В. полагает, что: «Социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски)[1]»[2].
В определении, сформулированном М.Л. Захаровым и Э.Г. Тучковой, внимание акцентируется на экономической составляющей. Авторы рассматривают социальное обеспечение как «один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса»[3].
М.О. Буянова выделяет политический и экономический аспекты. Под социальным обеспечением она понимает «форму выражения социальной политики государства, направленной политики на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»[4].
В интернете я нашел следующее определение:
Социальное обеспечение (абр. Собес) — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.[5]
Так же существует и такая трактовка изучаемого понятия: Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.[6]
Большое теоретическое значение имеет произведенное Р.И. Ивановой разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. Она полагает, что социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.
По мнению многих ученых данное определение является универсальным, так как оно отражает сущность изучаемого явления независимо от конкретно-исторических условий, в которых оно реализуется.
В его основе лежат следующие устойчивые и значимые признаки:
- Объективные основания для оказания помощи;
- Особые способы предоставления помощи;
- Правила предоставления социального обеспечения закреплены в специальных НПА.[7]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает "предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества"[8]. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными.
Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.
Таблица: «Признаки социального обеспечения».
Признак |
Его Трактование |
Характеристика |
Источники финансирования |
Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. |
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения |
Круг лиц, подлежащий обеспечению |
С юридической позиции общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. |
На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда"; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения. |
Условия предоставления обеспечения |
Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. |
Указанные обстоятельства в большом случае связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой |
Цель предоставления обеспечения |
Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. |
Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. |
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, которая:
- Направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан;
- Финансируется из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов;
- Предоставляется в случае наступления событий, признаваемыми государством социально значимыми;
- Своей целью ставит выравнивание социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
1.2 Право социального обеспечения как отрасль права, как наука и учебная дисциплина
ПСО как отрасль права
Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов XX века). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а так же финансового права.
Право социального обеспечения (далее ПСО) – это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме, предоставлением помощи в натуральной форме и социальных услуг, а так же процедурные и процессуальные отношения.
Предметом ПСО являются следующие группы общественных отношений:
- отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме;
- отношения по предоставлению различных социальных услуг;
- процедурные и процессуальные отношения (установка юридических фактов, наличие которых дает право на социальное обеспечение, а так же реализация и защита права на тот или иной вид социального обеспечения).
Таким образом, процедурным и процессуальным отношениям - самостоятельно не существуют, являются производными и предшествующими от отношений, входящих в первые две группы.
«Ядро» предмета ПСО составляют первые две группы общественных отношений[9].
ПСО как наука
ПСО как наука – это комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функций по социальному обеспечению граждан в случаях предусмотренных законом.