Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

- государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

- органы службы занятости (по пособиям по безработице);

- органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

- органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

- органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

- исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);

- органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.


Таким образом, Социально–обеспечительные правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права социального обеспечения, а потому, что конкретные обеспечительные общественные отношения нуждается в правовом регулировании. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Другими словами, социально–обеспечительные правоотношения под воздействием определенных социально- экономических и политических условий как бы «вызревают» в недрах общественной жизни.

Социально-обеспечительное правоотношение- это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Любой субъект такого правоотношения — это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права — участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению. А Объект – материальное благо в форме денежной выплаты или натуральной выдачи.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Становление социального государства в России предполагает его активную деятельность по стимулированию производства, перераспределению доходов между социальными слоями общества через разумную систему налогообложения и бюджетную политику, финансирование в необходимых объемах социального обеспечения, здравоохранения, социальных программ. Кроме того, государство должно поощрять развитие добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).

Руководствуясь как прагматическими, так и гуманистическими соображениями, государство принимает на себя определенную долю ответственности за наступление социальных рисков и создает государственную систему социального обеспечения, в рамках которой реализуется право человека на социальное обеспечение, т.е. предоставляются пенсии, пособия и иные выплаты, бесплатные для потребителей медицинские и социальные услуги[15].

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение (рисунок 4.1).

Государственная система социального обеспечения.

Государственная система социального обеспечения – это совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на реализацию мер по социальному обеспечению. 

Современная государственная система социального обеспечения России функционирует на федеральном, региональном и местном уровнях в трех организационноправовых формах:

  • обязательное социальное страхование;
  • обеспечение за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • государственная социальная помощь.

Эти формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, органам управления, видам и размерам обеспечения.[16]

Государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Другой организационной формой осуществления конституционного права на социальное обеспечение в установленных законом случаях является обеспечение за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эта форма охватывает все категории государственных служащих.

Еще одной организационно-правовой формой социального обеспечения служит государственная социальная помощь.

Государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.[17]

Можно сделать вывод о том, что государство, осуществляя социальное обеспечение граждан, преследует некоторые цели. Исследователи подразделяют их на ближайшие, промежуточные и конечные цели. Сложные жизненные ситуации, в которых может оказаться любой гражданин, требуют от него повышенных материальных затрат. Но не каждый человек располагает такими средствами, а также не каждый может приложить дополнительные психические, физические и нравственные усилия, чтобы достичь необходимого результата. В связи с этим, ближайшая цель, на которую ориентируется любой вид социального обеспечения, заключается в оказании материальной помощи и поддержки гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и не могут самостоятельно, без вмешательства государства и иных уполномоченных органов справиться с ней и ее последствиями.


3.1 Негосударственное социальное обеспечение (за счет средств юридических и физических лиц)

Конституционная норма ч. 3 статьи 39 закрепила уже сложившийся опыт функционирования в России иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (ред.12.04.1999), который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, т.е. обеспечения, предоставляемого предприятиями (хозяйствующими субъектами). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинского обслуживания.

11 августа 1995 г. принят ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. 05.05.2014г.), который впервые в России дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. 

Таким Образом, создание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.

Хотя большинство специалистов в данной сфере склоняются к следующей формулировке:

Социальное обеспечение - это форму выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан, финансируется из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов, предоставляется в случае наступления событий, признаваемыми государством социально значимыми, а своей целью ставит выравнивание социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

В тоже время социальное обеспечение является базисом такого явления как ПСО.

В соответствии действующей литературой, касающейся данного явления:

ПСО - это отрасль российского права, регулирующая правоотношения по социальному обеспечению, участниками которых являются - субъекты данных правоотношений.

Субъектами выступают с одной стороны - физические лица — граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению. Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения.

Цель права социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень. Поэтому, руководствуясь как прагматическими, так и гуманистическими соображениями, государство принимает на себя определенную долю ответственности за наступление социальных рисков и создает государственную систему социального обеспечения, в рамках которой реализуется право человека на социальное обеспечение.

Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.

Таким Образом, между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Создание благоприятного правового режима для развития для развития всей системы социального обеспечения является неотъемлемой часть деятельности государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.