Файл: Теории происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За время существования науки были сделаны 10-ки самых разных теорий, высказаны сотки разных догадок. Но дискуссии о природе происхождения права длятся по сей день.

Для написания исследования мною был выделен предмет курсовой работы. Предметом курсового изучения является совокупность имеющихся познаний о происхождении права. Объектом изучения стали принципиальные и многосложные составляющие общества, таковых как преимущество. Актуальность предоставленной темы обусловлена тем, что право – одно из самых трудных публичных явлений. Целью предоставленной курсовой работы является обсуждение теорий происхождения права.

Для достижения предоставленной цели были установлены задачи:

1. Рассмотреть пути и предпосылки возникновение права;

2. Изучить главные теории происхождения права;

3. Исследовать формирование права и роль естественного права в общей системе права, роль теории естественного права в формировании гражданского сообщества.

Способ изучения – абстрактный анализ.

Конструкция курсовой работы определена поставленными задачами и состоит из введения, 5-ти глав, заключения и перечня использованных источников и литературы.

Во введении характеризуется актуальность темы, предмет, объект, цели, задачи, конструкция работы и способ изучения. В 1-ой главе рассмотрены главные пути формирования права, точки зрения обстоятельств происхождения права и методы происхождения источников права. Во 2-ой и 3-ей главах описаны главные теории происхождения права и основные фазы в развитии права, причины воздействия на формирование права. В 4-ой главе исследовано естественное право в античные века и средние века, естественное право XIX в. и до нашего времени. В 5-ой главе описаны роли теорий естественного права в формировании гражданского общества с точки зрения Ж. Бодена и его осознания общества и суверенитета, Г. Гроция о естественном праве как основе права внутри государства и права народов, Т. Гоббса о естественном законе в гражданском обществе. В заключении представлены выводы сообразно курсовой работе.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА


1.1 Основные пути формирования права

Зарождение и формирование права происходило под воздействием географического положения, национальных и культурных, экономических и религиозных и др. факторов. Воздействие данных причин в различных странах обусловило некие индивидуальности формирования права в государствах Запада и Востока. На Востоке, где были сильны традиции, право вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с поддержкою государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное основание, поэтому любое нарушение было нарушением правил морали и религии. Право тут рассматривалось как граница подабающего поведения, т. е. как обязанность, но никак не возможность. Западное право считается итогом деятельности человеческого ума, который отражал в правовых нормах ценность отдельно взятой личности и ее неповторимость.[1]

Возникновение права было вызвано общественным регулированием взаимоотношений членов общества.

Относительно времени и происхождения права существуют различные теории:

1) возникновение права и государства произошло одновременно;

2) право и государство – разные явления жизни, поэтому причины их происхождения не могут быть одинаковыми, право возникает ранее чем государство, в виде норм поведения.

Многие научные работники делают предложение выразить предпосылки возникновения права:

1) Потребность принятия целостного порядка.

2) Потребность его укрепления.

3) Формирование товарно-денежных взаимоотношений.

4) Облегчение противоречий между слоями сообщества.

Происхождение права совершалось в ходе продолжительного формирования сообщества.

Главные нормы поведения в эпоху первобытнообщинного строя – правила, которые передавались каждому поколению, виды действия в конкретных ситуациях.

В ходе появления права можно отметить 3 способа (метода), какие приводят к развитию главных источников права.

Данные методы такие:

- Санкционирование традиций. Государство санкционирует, т. е. позволяет влияние, берет под собственную охрану конкретные обычаи, интересные и угодные главенствующему классу либо лицам, стоящим у верха. Вследствие создается такого рода источник права равно как санкционированный обычай - исторически выработавшееся совместное правило действия людей, вошедшее в привычку в следствии постоянного возобновления и поддерживаемое силою государственного принуждения. Подчеркиваем, государство санкционирует никак не любое нравы, а только те, которые справедливо нужны, угодны и интересны верховодящему классу.


- Юридический (прежде всего судебный) опыт. При решении определенных споров, столкновений, судебные (административные) аппараты выносят заключения, опираясь на обычаи и на свою точку зрения о правильности. Данные заключения определяются в последующем при разрешении подобных столкновений. Таким образом, создается юридический опыт. Вследствие данного метода развития права формируется такого рода источник права как законный (судебный, исполнительный) факт, создается прецедентное право. Законный факт - данное заключение суда согласно определенному процессу, что в последующем делается неотъемлемым при разрешении подобных дел. Данный источник свойственен для англосаксонской правовой системы.

- Прямое нормотворчество государства. С целью достижения собственных целей, укрепления выгодных для себя строев государственная сила выпускает специальные акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), постоянные для выполнения в этом государстве и поддерживаемые силою правительственного принуждения. Вследствие прямого нормотворчества государства создается такого рода источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - служебный акт правительственного органа, направленный на утверждение, перемену либо отмену норм права.

1.2 Основные теории происхождения права

Естественно-правовая теория подразумевает симбиоз 2-ух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – данное подобное право, которое публично признано и функционирует в этом либо другом государстве в разновидности законов, прочих законных действий.

В концепции возникновения государства и права данная концепция приобрела название договорной, а кроме того её именуют концепцией договорного происхождения государства и права.

Основные утверждения естественно-правовой концепции:

• против мысли божественного возникновения государства и права;

• рассматривает государство, будто итог объединения людей на добровольном соглашении;

• народ имеет естественное принадлежащее ему право не только лишь в формировании государства на основе общественного соглашения, но и в противодействие мучителям, на его защиту.

Многие утверждения данной концепции были выдвинуты в Античной Греции в V–IV вв. до н. э. софистами. В частности, Гиппий таким образом высказывался о законодательстве, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над народами, вынуждает ко многому, что противно натуре». В XVII–XVIII вв. данную концепцию брали в оружие мыслители, функциональные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Эту концепцию поддержали и совершенствовали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.


П. Гольбах резко осуждал мысли божественного возникновения власти, государства и права, полагал, то, что они приводят к губительным общественным результатам. Гольбах и иные союзники концепции принимали взамен божественной свободы свободу наций, народов, отдельного лица. Только лишь свобода народов, наций, согласно их суждению, имела возможность давать кому-либо высочайшую мощь.

Ж-Ж. Руссо освещал задачи о том, что подобное публичный контракт, каковым обязаны являться его содержание и предназначение и др. Весьма известен его работа «О общественном договоре». Основная цель, какую обязан разрешать общественный договор, полагал Руссо, – данное выбрать такую конфигурацию ассоциации, какая защищает собственной силою личность и имущество любого члена ассоциации и с помощью какой всякий, сочетаясь со всеми, подчиняется только лично себе, остается подобным же вольным, будто и прежде. Государство, согласно его суждению, считается провиантом общественного договора, результатом рациональной свободы народа, человеческим учреждением либо открытием, при этом, образуя государство, всякий человек отдает, устанавливает под верховное управление единой воли собственную личность, собственные мощи. Государство, полагал Руссо, – «условная личность», жизнедеятельность которой заключена в объединении её членов. Одной из основных её проблем считается забота об общем благе, о благе сообщества, народа.

И в последующем союзники естественно-правовой концепции возникновения государства и права поочередно отстаивали принцип о том, что народ государства имеет естественным и принадлежащим правом не только лишь в создание государства в основе общественного соглашения, но и в сопротивление тиранам, незаслуженным правителям.[2]

В Германии (конец XVIII в. - первая половина XIX в.) зародилось и сделалось крайне влиятельным в исследовании права отличительное направление исследовательской идеи. В основании собственных теоретико-познавательных интересов оно установливало вопросы о том, как право зарождается и какова его история.

Г. Гуго (1764–1844) – профессор Геттингенского института, создатель «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права» - считается основоположником тенденции в юриспруденции, получившей название исторической школы права, Виднейшим адептом данной школы был К. Савиньи (1779–1861), осветивший собственные убеждения в книге «Право владения», в брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» и в 6-ти томном сочинении «Система современного римского права».


Ещё один представитель исторической школы права - Г. Пухта (1798–1846), главные творения которого – «Обычное право» и «Курс институций».

Естественно-правовую доктрину и вытекавшие из нее демократические и новаторские заключения, историческая школа права, выбрала основной мишенью для собственных выпадов. Данная концепция вызывала возмущение противников тем, что показывала потребность коренного изменения имеющегося со средних столетий политико-юридического порядка и принятия государством законов, какие соответствовали б «требованиям разума», «природе человека», а практически – назревшим общественным нуждам.

Теоретики этой школы рассматривали прежде всего в целом принцип о позитивном праве, будто о искусственной системе, формируемой нормотворческой работой органов законодательной власти. Они заявляли, то, что функционирующее в государстве право совсем никак не объединяется только к совокупности этих предписаний, какие напрашиваются сообществу, будто б извне, предоставляются свыше людьми, облеченными на то особыми возможностями. Право (и частное и публичное) появляется внезапно. Собственным началом оно обязано вовсе не усмотрению законодателя. Г. Гуго принадлежит весьма характерное сопоставление права с языком. Как будто язык не вводится договором, не вводится согласно чьему-либо предписанию и не дан от господа, таким образом, и право формируется не только лишь в следствии законодательствования, сколько посредством независимого формирования, путем стихийного образования определенных норм общения, по собственной воле народов и причинам его существования[3]

Психическая концепция права завершенную конфигурацию обрела в XX в. Адепты: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и иные.

Основными мыслями данной теории считаются:

- право вводится, прежде всего, только из психологических закономерностей, т.е. — правовых впечатлений людей, какие носят императивно-атрибутивную направленность, представляют собой переживания чувства, сопряженного с правомочием на что-нибудь (атрибутивная норма), и чувтсва обязанности (императивная норма);

- все правовые волнение разделяются в 2 типа права — позитивные (идущие через государство) и интуитивные (индивидуальные, самостоятельные). Последние не связаны с основными. Интуитивное право, отличается от позитивного, и представляется настоящим регулятором поведения людей и следовательно должно рассматриваться как «действительное» право. Таким образом, разновидностью интуитивного права являются переживания например по поводу карточного долга, переживания детьми собственных обязанностей в игре и т.п., которые поэтому вырабатывают «игорное право», «детское право» и т.д[4]