Файл: Особенности коммуникаций в организации (Коммуникации в организации: сущность, современные технологии и типы связей).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммуникации в организации: сущность, современные технологии и типы связей
1.1 Сущность процесса коммуникации
1.2 Современные технологии осуществления коммуникационных процессов
1.3 Типы связей коммуникации в организации
2. Особенности коммуникаций в организации: проблемы, способы предупреждения и их совершенствование
2.1 Внутрифирменные коммуникации в организациях
2.2 Совершенствование коммуникаций в организациях
2.3 Проблемы коммуникации в организации и способы их предупреждения
3. Эмпирическое исследование коммуникаций в организации (на примере кафе “Грабли”)
Для предотвращения проблем должны соблюдаться следующие условия:
каналы связи должны быть точно определены и известны всем;
линия коммуникации должна быть максимально прямой и короткой;
компетенция сотрудников, образующих коммуникативные центры, должна быть адекватной;
должна быть предусмотрена защита от перебоев в коммуникациях.
Одним из средств предотвращения проблем в коммуникациях является внедрение системы внутренних коммуникаций (СВК).
В.А. Мельман предлагает схему создания эффективной СВК из семи основных этапов [14]:
необходимо провести диагностику существующей системы коммуникаций. Например, выяснить, проводятся ли собрания, есть ли корпоративный сайт, информационная рассылка, понять, через кого и как быстро распространяются слухи, проводится ли в компании анкетирование, обучение;
создание единого информационного пространства, разработка стандартов СВК;
внедрение этих стандартов;
укрепление лояльности персонала;
мониторинг работоспособности системы;
оценка ее эффективности;
принятие мер по ее улучшению.
Инструменты повышения эффективности СВК делятся на 4 основных вида:
информационные (корпоративный сайт, информационная рассылка);
аналитические (анкетирование);
коммуникативные (тренинги, мероприятия);
организационные (совещания, выступления руководства).
Большинство компаний используют не больше двух групп инструментов одновременно, в то время как для построения эффективной системы рекомендуется использование инструментов каждой группы.
Созданию единого информационного пространства в компании и ускорению процесса адаптации новых сотрудников способствует внедрение «корпоративных правил». В них должна быть отражена вся информация, необходимая сотрудникам: стандарты переписки, переговоров, требования к внешнему виду, структура компании, правила пользования документами, порядок выплаты зарплаты. Необходимо одновременное использование внутреннего сайта, где может быть размещена вся важная информация об организации, новых сотрудниках и др.
3. Эмпирическое исследование коммуникаций в организации (на примере кафе “Грабли”)
Исследование проводилось в кафе “Грабли”.
Количество исследуемых составило 32 человека.
Метод социометрии был разработан американским социальным психологом Д. Л. Морено. С помощью данного метода выявляется сплоченность группы, межличностные отношения и наличие неформальных лидеров.
В данном эксперименте было предложно сделать ограниченное количество выборов из всех членов коллектива кафе “Грабли”. Каждому работнику кафе были розданы бланк карточки.
В качестве определения диагностических показателей и их интерпретации выступают:
А) численность группы, число членов группы (в процентах) и уровень их образования, половой и возрастной состав, профессиональный состав членов группы, их распределение по стажу работы, семейное положение (таблица 1).
Таблица 1 - Социально-демографическая характеристика исследуемой группы кафе “Грабли”
№ пп |
Пол |
Воз раст |
Образова ние |
Стаж в кафе “Грабли” |
Занимаемая должность |
Семейное полож. |
1 |
муж |
28 |
В |
8 |
администратор |
женат |
2 |
жен |
34 |
В |
5 |
бухгалтер |
Не замужем |
3 |
жен |
26 |
В |
5 |
бухгалтер |
замужем |
4 |
жен |
30 |
В |
4 |
завсклад |
разведена |
5 |
муж |
26 |
нез\в |
7 |
бармен |
холост |
6 |
муж |
21 |
нез\в |
1 |
бармен |
холост |
7 |
муж |
20 |
ср |
1 |
бармен |
холост |
8 |
муж |
26 |
В |
2 |
шофер |
холост |
9 |
жен |
22 |
В |
3 |
повар |
разведена |
10 |
муж |
27 |
Ср спец |
5 |
повар |
женат |
11 |
муж |
42 |
Ср спец |
2 |
повар |
женат |
12 |
муж |
35 |
ср |
6 |
Пом. повара |
женат |
продолжение таблицы 1
13 |
жен |
41 |
ср |
3 |
Пом. повара |
женат |
14 |
жен |
30 |
Ср спец |
3 |
Пом. повара |
вдовец |
15 |
жен |
23 |
ср |
1 |
официант |
не замужем |
16 |
жен |
20 |
В |
7 |
официант |
замужем |
17 |
жен |
25 |
Ср спец |
5 |
официант |
разведена |
18 |
жен |
21 |
Ср спец |
5 |
официант |
Не замужем |
19 |
жен |
20 |
В |
4 |
официант |
разведена |
20 |
жен |
26 |
нез\в |
5 |
официант |
замужем |
21 |
муж |
23 |
нез\в |
1 |
охранник |
холост |
22 |
муж |
22 |
В |
2 |
охранник |
холост |
23 |
муж |
23 |
В |
3 |
охранник |
женат |
24 |
муж |
27 |
В |
5 |
сторож |
женат |
25 |
муж |
43 |
ср |
2 |
сторож |
женат |
26 |
муж |
35 |
В |
8 |
сторож |
женат |
27 |
муж |
41 |
ср |
3 |
рабочий |
женат |
28 |
муж |
45 |
Ср спец |
3 |
рабочий |
вдовец |
29 |
муж |
32 |
Ср спец |
1 |
рабочий |
разведен |
30 |
жен |
45 |
ср |
2 |
уборщица |
Не замужем |
31 |
жен |
30 |
Ср спец |
3 |
уборщица |
разведена |
32 |
жен |
26 |
Ср спец |
5 |
уборщица |
вдова |
Анализируя полученные демографические данные, можно сделать вывод, что:
50% исследуемых кафе “Грабли” составляют мужчины, 50% - женщины;
возраст работников составляет от 20 до 45 лет, из них: 70% - до 30 лет, 40% – имеют высшее образование, 40% – среднее специальное или незаконченное высшее, 20% – среднее образование;
60% работают в кафе “Грабли” от 1 до 5 лет, 40% - 5 лет и более
40% – семейные люди.
Б) социометрический статус в системе межличностных отношений.
Статус определяется числом полученных им выборов.
Исследуемые работники кафе “Грабли” будут отнесены к одной из
четырех статусных категорий:
1 – «лидеры»: 4 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» – 0–3 выбора,
3 – «пренебрегаемые» – (-1) – (-3) выбора,
4 – «отверженные» – свыше 4 отрицательных выборов.
1 и 2 группы - благоприятные и можно определить насколько благоприятен статус каждого исследуемого в коллективе.
В) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется как высокий в том случае, если большая часть исследуемых в коллективе оказывается в 1 и 2 статусных категориях.
Группа, также, считается благополучной, если изолированных (некоммуникационных) сотрудников в коллективе нет или же их число не превышает 5–6%. Менее благополучной считается группа при числе изолированных около 15–25%;
Исследуемым были присвоены статусные категории:
1 статус – «лидеры»: 4 и более выборов, оказалось у №1 – (+8 выборов), в данном случае им является администратор кафе “Грабли”, №10, 13, и 21 (+4 выбора)
2 статус – «предпочитаемые», 0–3 положительных выбора, оказались у
№3, 7, 18, 5, 26, 2, 4, 6, 9, 14, 27, 30, 31, 32
3 статус – «пренебрегаемые» – имеющие (-1) – (-3) выбора, таковыми оказались респонденты под №12, 25, 28, 8, 22, 23,
4 статусом – «отверженных», имеющих больше 4 отрицательных выборов в исследуемом коллективе не оказалось.
В этой команде есть 4 лидера, т.е. 12,5%, один из них - администратор кафе “Грабли”, 14 из 32, 44% - имеют статус «предпочтительный» и только 20% - «пренебрегают», «изгоем» нет, что соответствует высокому уровню Благополучие межличностных отношений.
Этот метод показал, что исследовательская группа безопасна: в команде нет изолированных и исключенных, имеет высокий уровень сплоченности. 34% респондентов имеют взаимные выборы, что соответствует сплоченности и благоприятным межличностным отношениям в кафе “Грабли”.
Половина коллектива имеет статус «предпочтительного», глава кафе занимает лидирующие позиции в команде, это означает, что он соответствует позиции, которую он занимает в отношениях со своими подчиненными и правильно организованной трудовой деятельностью. Это показатель благоприятных межличностных отношений и подтверждает результаты предыдущей методологии о благоприятном социально-психологическом климате в кафе “Грабли”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одно из условий существования организации – наличие связей между сотрудниками - коммуникации. Эффективные коммуникации – это необходимое условие успешного функционирования организации. Знание причин проблем в коммуникациях важно для построения системы эффективных коммуникаций и предупреждения возможных проблем.
Изучив особенности коммуникаций в организации сделаем выводы:
1. Значение информации и коммуникации постоянно возрастает. Время и технический прогресс диктует свои правила, с которыми необходимо соглашаться.
2. Знание и умение правильно использовать приемы коммуникаций помогает руководителю приблизиться к решению задачи - получение прибыли.
3. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными, будь то индивиды или группы.
4. Различия в восприятии являются распространенной преградой на пути обмена информацией, так как люди реагируют только на то, что воспринимают. Если у них разные системы ценностей и предпочтений, то они будут воспринимать и интерпретировать информацию по-разному.
5. Руководитель может повысить эффективность межличностных обменов, проясняя идеи для того, как сообщать их, учитывая возможные различия – семантики и восприятия, – представляя значение языка поз, жестов и интонаций, поощряя формирование обратной связи.
6. Обмен информацией в организации можно улучшить, создав режим обратной связи, регулируя информационные потоки, предпринимая управленческие действия.
Одной из важнейших причин недооценки важности коммуникаций в организации является психологический фактор: людям часто свойственно ожидать, что их деятельность, мысли, действия, решения известны всем окружающим, потому что они известны им самим.
Было проведено исследование в кафе “Грабли” с использованием метода социометрии Д.Л. Морено.
Исследование показало, что исследуемая половина коллектива имеет статус «предпочтительного», группа безопасна: в команде нет изолированных и исключенных работников, имеет высокий уровень сплоченности.
34% респондентов имеют взаимные выборы, это соответствует сплоченности и благоприятным межличностным отношениям в кафе “Грабли”.
Половина коллектива имеет статус «предпочтительного».
Руководителю необходимо формировать более высокий командный дух в организации. Для этого необязательно прибегать к модной ныне «командной работе», поскольку далеко не все люди относятся положительно к этому, многие любят работать максимально автономно и самостоятельно.