Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
Введение
В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, но и быть внутренне согласованным выразителем, который не опровергал бы сам себя из-за внутренних противоречий. Единство права обусловлено сущностью, содержанием и функциями права, которые объективно определяются единством общественных отношений, формами собственности, конкуренцией между индивидами и разными организациями.
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм - правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание. Право выступает не как некое собрание разрозненных норм - правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.
Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что категория «система права» является одной из ключевых в теории государства и права.
Цель исследования заключается в изучении системы права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и элементы системы права;
- рассмотреть отрасли права, их понятие и виды;
- рассмотреть внутригосударственное (национальное) и международное право; публичное и частное право и материальное и процессуальное право.
Проблемы теоретического осмысления системы права всегда привлекали внимание ученых в разные периоды развития общей теории права.
В современной теории права этот вопрос также достаточно популярен.
1. Понятие и элементы системы права
Системность - важнейшее объективное свойство права. Только совокупностью необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов можно достичь целей, стоящих перед правом. Данное качество позволяет поддерживать устойчивые связи между составными компонентами права и добиваться от их взаимодействия максимального совокупного регулятивного эффекта, обеспечивающего целостность и плодотворность существования общества.
Системный анализ сложных динамично изменяющихся явлений позволяет установить внутренний механизм действия, как отдельных составляющих компонентов, так и специфику их взаимодействия на разных уровнях[1]. При этом система модифицирует свои составные элементы применительно к собственной природе и наделяет их специфическими свойствами, т.е. она обладает свойством самоорганизации. В свою очередь, обладая относительной самостоятельностью, эти элементы оказывают влияние на систему в целом. Поэтому стабильность права и хороший регулятивный эффект возможны лишь при высокой динамичности первичных элементов, способных адекватно реагировать на изменения в общественной жизни.
В результате взаимодействия составных элементов системы создается такое интегративное качество, совокупный эффект, который отсутствует у каждого из элементов системы и благодаря которому сохраняется целостность системы, а также решаются задачи, поставленные перед правом в целом. Выяснить почему качество системы в целом отличается от суммы качеств ее элементов помогает понятие «структура». Структура представляет собой совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих его целостность при различных внутренних и внешних изменениях. Именно структура обеспечивает необходимую степень устойчивости, целостности системы, отражает особенность внутренней организации явления, которая проявляется в способах взаимосвязи между составными элементами по поводу достижения общей цели.
Таким образом, системный подход на основе анализа внутренних и внешних связей структурных элементов позволяет точнее установить роль и назначение явления в целом. Всякая система это совокупность относительно самостоятельных, органически взаимосвязанных друг с другом элементов обеспечивающих в результате системного взаимодействия с другими системами, достижение функционально обусловленного, запланированного совокупного результата.
Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений .
В учебной литературе приводятся и другие определения системы права, однако всегда подчеркивается, что это:
а) системное образование, т. е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;
б) объективное явление, поскольку предопределено сложившимися общественными отношениями;
в) обусловлено национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды[2] [3].
Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права;
крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей - материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.
Как справедливо указывается в юридической литературе, система права играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений. Это обусловлено тем, что система права:
- устанавливает устойчивые связи внутри права;
- способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;
- позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;
- обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, подинститутов, подотраслей и отраслей права;
- создает преемственность правового прогресса4.
Норма права представляет собой первичный, исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании.
Правовой институт - это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.
Правовой институт может иметь в своем составе подинституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в институте законотворчества в конституционном праве, подинститут референдума в институте народовластия; подинституты страхования имущества, личного страхования, страхования предпринимательского риска - в институте страхования в гражданском праве.
Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.
Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права, местного самоуправления - в конституционном праве.
Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора - к трудовому, гражданскому, международному, государственному, административному праву; институт юридической ответственности - практически ко всем отраслям.
Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве - конституционное правосудие.
Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.
Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.
Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод - какими способами, средствами, приемами
регламентируются данные общественные отношения3.
Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, повторяемостью; во- вторых, государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их; в-третьих, отличаются способностью к внешнему контролю - судебному, административному, со стороны государства.
Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций[4] [5].
Существуют два главных метода регулирования общественных отношений - императивный и диспозитивный[6].
Императивный (властный, авторитарный) метод основан: 1) на подчиненности субъектов общественных отношений; 2) содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения; 3) содержит карательные (штрафные) санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный (автономный) метод предполагает: 1) равенство субъектов; 2) возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права; 3) санкции правовосстановительного характера. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву.
В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный, альтернативный и др.
Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и нередко используются в сочетании друг с другом.
В процессе научных дискуссий по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования. Например, С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т.е. метода регулирования, который определяет способы регулирования - дозволения, запреты и обязывания .
В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий - юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права.
Вместе с тем высказывалось мнение о том, что механизм правового регулирования предполагает не разные предметы и методы правового регулирования, а единые предмет и метод, поскольку в обществе существуют два вида отношений: социально-нравственные и социально-правовые[7] [8].
Социально-правовые отношения требуют единообразного воздействия на общественные отношения со стороны государства. Таким образом, здесь один предмет регулирования - общественные отношения и один метод - государственно-властное воздействие на эти отношения. Но в зависимости от средств правового воздействия, которые применяет государство, выделяют в структуре единого метода три типа правового регулирования: гражданско- правовой, т.е. с помощью дозволений; административно-правовой - посредством предписаний обязывающего характера; уголовно-правовой -
посредством запретов.
Представляется, все три средства правового воздействия присутствуют преимущественно в указанных отраслях, но использование этих средств возможно и в других отраслях. Например, в гражданском праве есть не только дозволения, но и предписания обязывающего характера. Так, в ст. 1104 ГК РФ установлено: «Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре». Содержит Гражданский кодекс и запреты, например ст. 22 устанавливает недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина иначе, как в случаях и в порядке, установленном в законе. Уголовный кодекс помимо запретов содержит и дозволения, например о допустимости добровольного отказа от преступления (ст. 31), или дозволение необходимой обороны (ст. 37), или освобождение от уголовной ответственности (ст. 76).