Файл: Воспитание культуры межнационального общения (на примере МБОУ СОШ № 2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 530

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определена тем, что по социологическим данным последних лет, в Российской Федерации проживает более 190 народов, имеющих свои особенности: менталитет, культуру, традиции, язык. Каждый из этих народов уникален, также, как и индивиды в обществе. Но часто бывает так, что взгляды людей, проживающих на одной территории, но имеющих разные национальные корни, могут сильно отличатся друг от друга. В результате чего происходят конфликты на национальной и религиозной почве, что негативно сказывается на социальных, политических и экономических отношениях, важных как для развития всей страны, так и для отдельного региона. Нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей.

Успех работы педагога наряду с другими факторами, зависит ещё и от того, как, параллельно с преподаванием, он сам учится и следит за новейшими тенденциями в педагогике и достижениями науки в целом. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Цель работы представлена рассмотрением проблематики вопроса воспитания культуры межнационального общения.

Достижение цели планируется за счет решения ряда задач:

  • рассмотрение проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников ;
  • описание культуры межнационального общения как качества личности;
  • отражение уровня сформированности культуры межнационального общения у школьников;
  • представить краткую характеристику объекта исследования МБОУ СОШ № 2;
  • представить педагогические средства формирования культуры межнационального общения ;
  • внести рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения.

Объект исследования курсовой работы представлен культурой межнационального общения.

Предмет исследования представлен воспитанием культуры межнационального общения.

В процессе написания курсовой работы были задействованы труды известных авторов рассматривающие проблематику исследуемого вопроса, так же материалы касательного данной темы представленные в открытых источниках в сети интернет.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников

В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.

Особенность нашей страны состоит в том, что ее население представлено более чем ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, – это множество языков, культур, традиций. Например, Пензенский край (Пензенская область и территории, входившие ранее в состав пензенской губернии) оказался исторически расположенным на стыке двух миров (кочевого и земледельческого), трех языковых групп (финской, тюрской, славянской) и трех культур (языческой, мусульманской и христианской). Это во многом определило своеобразие национального состава края, который стал местом рождения русских, мордвы – мокши, татар – мишар, буртасов, мещеры.[1]

Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов Росси – великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины – территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.[2]

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.[3]


Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение – важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида.

Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать «терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне».

Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.[4]

Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

1.2 Культура межнационального общения как качества личности

Целью современного образования, одной из основных задач общества и государства является «воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества».[5] Чтобы сформировать в ребёнке высокоразвитую духовную личность, способную сознательно выстраивать отношение к другим людям, уважать культуру другого народа, национальные духовные идеалы, необходимо создание условий для усвоения школьниками базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России. И непосредственная роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, несомненно, отводится образовательным учреждениям.


Культура межнационального общения – это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

В основу воспитания культуры межнационального общения в системе образования закладываются принципы, способствующие преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, от­ношений, необходимых для разумного решения проблем межнацио­нальных отношений.[6]

Значительный интерес представляет принцип межкультурной компетенции. Он предусматривает, что в процессе обучения история, литература, искусство, культура многонационального государства рассматриваются с позиций разных национальных общностей, обра­зующих данное государство (или с нескольких точек зрения), а также включает широкий круг вопросов, затрагивающих современную культуру и исторический опыт каждой этнической общности.[7]

Приобщение детей к своей национальной культуре в полиэт­нических образовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад – общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), школа вы­ходного дня (воскресная). Раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют осознанию ребенком себя как «части своего этносоциума», приобщению к его традицион­ной национальной культуре.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

  • воспитание уважения к человеку любой национальности.
  • воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.
  • формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.
  • воспитание гражданственности и патриотизма.
  • воспитание толерантности.[8]

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения.[9]

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

  • освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.
  • формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
  • формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
  • перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.[10]

Так же можно сказать, что культура межнационального общения предполагает знакомст­во с национальными семьями, их обычаями и традициями. Школьники должны изучать праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников

Составными компонентами культуры межнациональных отношений выступают патриотизм и интернационализм, по доведенные до крайности они превращаются в свои противоположности: шовинизм (когда моя нация превыше всех) и космополитизм (отказ от патриотизма, национальной культуры и традиций).[11]

Важной стороной развития культуры межнационального общения является формирование этнической толерантности. Этническая толерантность означает признание самоценности любого человека, независимо от его расы, национальности, вероисповедания и терпимое отношение к иному мировоззрению, ценностным ориентациям, стереотипам поведения. Это признание нрава человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть. В.А. Сухомлинский считал, что межнациональная терпимость является важнейшим элементом духовной культуры личности, показателем ее нравственной воспитанности, позволяющим ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров.[12]