Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (Понятие, сущность и функции методов мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Важным условием успеха любого предприятия является высокая мотивация работников. Ни одно предприятие не сможет добиться успеха без настроя работников на работу с большим желанием и высокой отдачей, без заинтересованности работников в конечных результатах своей работы и работы предприятия, без стремления работников внести свой вклад в достижение целей предприятия.

Для руководителей очень важно иметь представление о понятии мотивации человека (работника), ведь через нее можно прийти к эффективному управлению. Добиться эффективного управления работником можно только зная, что им движет, к чему он стремится, что побуждает его к деятельности, и какие мотивы лежат в основе его деятельности.

Существуют такие экономические категории, как мотив и стимул. Они имеют большой исторический «стаж», но в их методологии нет полной ясности. В научной литературе полностью отождествляют мотивы и стимулы. Определенно, мотивы и стимулы имеют общее, но между ними существует и различие.

Мотив – это побуждение к действию, которое основано на интересах, на административных решениях, или на иной личностной причине.[1]

Стимул – это побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный, коллективный или общественный) как форма реализации потребностей.

Целью курсовой работы является комплексный анализ мотивации трудовой деятельности в современной организации.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

  1. изучить понятие, сущность и функции методов мотивации;
  2. выявить факторы повышения производительности труда и особенности правил эффективной мотивации работников, применяемых руководителями предприятий;
  3. исследовать актуальные проблемы мотивации трудовой деятельности в современной организации.
  4. обозначить способы повышения мотивации персонала в работе предприятия;
  5. выявить пути совершенствования руководства предприятием и управления стимулами персонала, подходящие для данного предприятия.

Предметом курсовой работы является развитие и совершенствование управления и руководства предприятием и мотивационными процессами в нём, объектом – предприятие общественного питания ресторан «ГрандКафе».

Теоретической и методической основой исследования является труды и разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам мотивации персонала организации, управлении персонала и важности фактора мотивации персонала. К ним относятся работы таких авторов как: Алексеева Е.В., Воробьева М.В., Доценко Е.А., Дмитриенко Н.А., Жуков А.Л. Кузнецова А.А., Сорокина Н.Е., Соколова А.В., Цветкова И.И. и пр.


В курсовой работе использованы общенаучные методы познания: системный и ситуационный, исторический и логический подходы, абстрактно-теоретический и сравнительный. К специальным методам исследования относятся социологические (анкетирование), экономико-математические и статистические методы.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Понятие, сущность и функции методов мотивации

Проблемы мотивации и стимулирования труда персонала в контексте организационного развития широко исследованы российскими и зарубежными авторами. В тоже время необходимо отметить, что в работах различных авторов уделяется мало внимания проблемам построения мотивации труда персонала в тесной связи со стратегическими ориентирами развития компаний. Недостаточно изучены вопросы, связанные с комплексной оценкой механизмов организации мотивации и стимулирования труда персонала предприятий металлургического комплекса, включая и модели системы управления персоналом крупных территориально-распределенных холдингов, что подтверждает актуальность темы исследования по построению механизмов мотивации и стимулирования персонала в контексте организационного проектирования. Крен менеджмента организации на технические решения еще не приведет к оптимальным результатам, так как необходимы инновационные решения в области логистики, новые прорывные решения в сфере организации производства и реализации, в управлении социальной организацией. Разворот к более эффективной экономике определяет необходимость создания стимулов для роста эффективности производства[2].

Понятие мотивации трудовой деятельности в работах различных авторов трактуется неоднозначно. В табл. 1 приведено обобщение мнений различных авторов по определению сущности категории «мотивация».


Анализ подходов к определению мотивации свидетельствует об отсутствии системного подхода и четкости в осмыслении природы и содержания данных категорий.

Основываясь на обобщенных точках зрения различных авторов на проблему мотивации трудовой деятельности персонала можно прийти к выводу о том, что указанные авторские позиции подразделяются или на психолого-поведенческие, или на управленческие механизмы при определении термина «мотивация труда». Представляется, что с учетом мнений авторов по проблемам определения термина можно вывести собственное определение, в котором под мотивацией труда следует понимать комплексный механизм мотивации работника, влияющий как на показатели развития сотрудника, так и побуждающий его к эффективной работе в контексте поставленных целей развития организации.

Анализ подходов к определению мотивации свидетельствует об отсутствии системного подхода и четкости в осмыслении природы и содержания данных категорий.

Таблица 1 . Обобщение мнений различных авторов по определению сущности категории «мотивация персонала»

Группа авторов

Точка зрения

Г.Х. Бакирова[3], А.П. Егоршин[4], А.А. Радугин[5]

Процесс побуждения к трудовой деятельности персонала

А.В. Дейнека, Б.В. Жуков[6]

Непрерывный механизм воздействия на единицу трудового коллектива или на группу людей, организация координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при минимальных затратах

Н.А. Леонтьев[7]

Характеристика психологического состояния человека, отражающая особенности его побудительной структуры определяющая процесс формирования, актуализации и реализации мотивов под воздействием внутренних и внешних факторов

Н.С. Зоткина[8]

Процесс удовлетворения сотрудником собственных мотивационных ожиданий в результате реализации целевых ориентиров и установок развития предприятия

Основываясь на обобщенных точках зрения различных авторов на проблему мотивации трудовой деятельности персонала можно прийти к выводу о том, что указанные авторские позиции подразделяются или на психолого-поведенческие, или на управленческие механизмы при определении термина «мотивация труда». Представляется, что с учетом мнений авторов по проблемам определения термина можно вывести собственное определение, в котором под мотивацией труда следует понимать комплексный механизм мотивации работника, влияющий как на показатели развития сотрудника, так и побуждающий его к эффективной работе в контексте поставленных целей развития организации.


Современный менеджмент располагает богатейшим набором инструментов воздействия на работника. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование является одним из методов мотивации. Концепция стимулирования основывается на применении стимулов, как внешних воздействий на человека для координации его деятельности.

Основной функцией механизма мотивации и стимулирования труда в системе управления организацией является оказание влияния на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия на основе коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Сущность мотивации состоит в том, чтобы персонал предприятия, структурного подразделения или один работник выполняли собственные трудовые функции в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, согласно принятым управленческим решениям. Любая организация как единый организм стремится к достижению поставленной цели, что становится возможным благодаря сплоченности, организованности и высокой мотивированности сотрудников. Мотивация представляет собой процесс сознательного выбора человеком поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Процесс мотивации начинается с физиологической или психологической нехватки (потребности), которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации.

На процесс мотивации оказывают влияние несколько факторов, которые усложняют и делают этот процесс неясным:

  • неочевидность мотивов (можно только предполагать и догадываться о том, какие мотивы действуют, но в явном виде их невозможно выявить, так как для того, чтобы с достаточной точностью сказать какие мотивы являются движущимися в мотивационном процессе, требуются длительные наблюдения);
  • изменчивость мотивационного процесса (даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека могут возникать изменения в поведении человека, так как потребности находятся во взаимодействии.

Следовательно, можно сказать, что мотивационная деятельность человека представляет собой довольно сложный и непредсказуемый процесс, что вызывает трудности при ее организации.

Рассмотрим основные подходы к понятию мотивации.


Мотивация – это действие любых стимулов (внешних и внутренних), которые способны вызвать или активизировать поведение[9].

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних условий, которые побуждают субъекта к активности, а также предмет или объект, на который направлена данная активность, будучи осознаваемой или неосознаваемой[10].

Мотивация – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность[11].

Мотивация – это потребность индивида добиваться успеха и избегания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении[12].

Мотивация – это намерение, желание, побуждающее людей заниматься определенной деятельностью и руководящее индивидуальными действиями с целью удовлетворения определенных потребностей[13].

Мотивация – это использование мотивов поведения человека с целью управления его деятельностью, побуждающих человека к определенной активности и производительности труда и включает в себя формирование мотивов в процессе деятельности человека и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты[14].

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к какой-либо деятельности, задающие границы и формы деятельности и придающие данной деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей[15].

На практике мотивация рассматривается как возможность управления человеческим поведением.

Рассмотрим основные признаки мотивации:

  1. Необходимость создания коллективной рабочей среды.
  2. Необходимость общественного признания Демонстрация личных способностей сотрудника.
  3. Демонстрация скрытых резервов.
  4. Самовыражение сотрудника в труде.
  5. Реализация собственных целей и задач через эффективный труд.
  6. Формирование признака значимости у каждого сотрудника в коллективе.
  7. Стремление к успеху Получение морального и материального поощрения.
  8. Эффективность информационного обмена с сотрудником Внешние изменения условий труда.
  9. Наличие обратной связи между сотрудником и руководителем .

Признаков необходимости мотивации персонала достаточно много. Эффективный руководитель общается с коллективом и получает большое количество информации о каждом сотруднике. В большинстве случаев, руководитель имеет представление о том, в какой именно мотивации нуждается сотрудник. Мотивация не должна быть случайной. Существует целая система поощрений и наказаний, которые применяют эффективные руководители. Рассмотрим практический пример.