Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения
2. Виды налоговых правонарушений
3. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности
3.1 Правовая природа налоговой ответственности
4. Общие условия привлечения к ответственности
Налоги - необходимое условие существования государства. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, в конституционной обязанности налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому законодательство о налогах и сборах, охраняя интересы государства в области взимания налогов с целью финансового обеспечения своей деятельности, защищает и интересы общества в целом. Все налоговые правонарушения, таким образом, посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества.
Итак, общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.
При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.
Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними.
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия - неисполнения предписываемых законом обязанностей - например, неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены - действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.
Не рассматривается как налоговое правонарушение деяние физического лица, содержащее признаки состава преступления, то есть деяния, предусмотренного уголовным законодательством. В таком случае к виновному лицу применяются меры ответственности, установленные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и подлежащим налоговой ответственности, может быть как физическое лицо, так и организация.
Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и является вменяемым.
Физическое лицо признается невменяемым, если в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, находилось в состоянии, при котором не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Доказательством такого психического состояния лица служат медицинские документы, которые по смыслу, содержанию и дате должны относиться к тому периоду времени, в котором совершено налоговое правонарушение.
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступать только те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуального предпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также не являющиеся частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами.
Российские организации - это все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России.
Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от их организационно - правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу Российской Федерации не являются организациями.
Иностранные организации - это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Все они могут являться субъектом налогового правонарушения, совершенного на территории России.
Налоговый кодекс Российской Федерации не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного правонарушения или преступления они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вина субъекта, как указывалось ранее, является обязательным элементом состава любого правонарушения, в том числе и налогового.
Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет две формы вины правонарушителя - умысел и неосторожность.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния.
Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло это осознавать.
Как видим, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в данном случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства. Напротив, он ошибочно полагает их правомерными, не противоречащими закону. Субъект не только не стремится к вредным последствиям, он вообще не думает о возможности их наступления. Однако закон исходит из того, что ему надлежит действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, при принятии решения учитывать возможные последствия своих действий (бездействия).
Однако большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно или неосторожно. Так, налогоплательщик может не подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по разным причинам:
- знает об этой обязанности и не желает попадать в поле зрения налоговых органов, чтобы в будущем не платить налоги;
- знает об этой обязанности, но игнорирует ее, считает несущественной, не имеющей значения, пока он не ведет предпринимательской деятельности;
- вообще не знает о существовании у него этой обязанности.
Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему бездействию, в данной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки состава правонарушения.
Заключение
Уплата налогов играет для России как для любого государства существенную роль, так как из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми правонарушениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства.
К настоящему времени в Российской Федерации сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития. Очевидно, что от того, насколько правильно построена система налогообложения, от юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций.
Под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Классификация налоговых правонарушений может проводиться по различным основаниям. Единой классификации не существует. В зависимости от характера деяния правонарушения делятся на административные, финансовые, уголовные. Противоправность – один из обязательных элементов налогового правонарушения. В зависимости от этого выделяются несколько групп налоговых правонарушений. Кроме того, существуют и другие основания для классификации. Это является одной из проблем - дублирование аналогичных правонарушений в разных кодексах недопустимо.
В связи с этим предлагается унифицировать нормы, дать единое понятие налогового правонарушения, собрать все налоговые правонарушения в едином кодексе (налоговом), определиться с понятийным аппаратом, четко разграничить различные виды правонарушений.
Сегодня, достаточно остро стоит проблема формирования подотрасли налогового права как составной части отрасли финансового права и ее соотношения с другими отраслями и подотраслями права, и в первую очередь административного и уголовного.
Традиционное деление права на отрасли, имеющие профилирующее, определяющее влияние на все развитие права и законодательства, сложилось в советское время. Критериями выделения различных отраслей права выступали предмет и метод правого регулирования, а это давало одномерную, лежащую в одной плоскости картину системы права.
Сегодня общая тенденция развития права сводится к появлению комплексных отраслей. Комплексные отрасли права и законодательства формируются на основе более современных потребностей общественного развития, объективно требующих объединения в такие массивы норм, каждая из которых по своим юридическим качествам может относиться к одной из основных отраслей. Представляется, что институт налоговых правонарушений можно отнести к комплексным институтам. Он, вне всякого сомнения, испытывает влияние проводимой государством налоговой политики и, следовательно, будет изменяться в зависимости от того, в каком направлении государство будет развивать свою налоговую систему.
Среди проблем можно также назвать несовершенство законодательства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации, содержащий всего несколько составов налоговых преступлений, содержит массу недостатков, которые необходимо устранить в ближайшее время.
Проблемой является также применение различного рода санкций. Четкое обозначение, недопущение альтернативных санкций способствовало бы установлению определенного порядка при применении наказаний.
Рассуждая над вопросом о развитии института административной ответственности за налоговые правонарушения, можно отметить, что целесообразно включить в законодательство составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность не только налогоплательщиков и иных обязанных лиц, но и сотрудников налоговых органов и органов власти, должностных лиц. Это значительно повысило бы их ответственность, ускорило бы процесс придания налоговой системе России стабильности и определенности.
Все цели в ходе настоящего исследования выполнены, проблемы выявлены. Как видно, налоговая система нуждается в реформировании. В исследовании содержатся конкретные предложения по устранению проблем, по совершенствованию действующего законодательства, в частности о необходимости внесения изменений в ст.54, 88 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, об исключении ряда статей. Также выносится предложение о принятии единого акта, направленного на борьбу с налоговыми правонарушениями – Программы развития налоговых отношений в Российской Федерации.
Кроме того, необходимо чтобы споры, вытекающие из налоговых правоотношений, учитывая их сложность и масштабность, разрешались бы специализированными налоговыми судами, возможность создания которых предусмотрена законом Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации".
Библиография
Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2005. С. 178.
Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырена. М., 2005. 648 с.
Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв.ред. Б.С. Эбзеев. Т. 2: Защита прав и свобод граждан. М., 2006. 974 с.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 06.12.2007г.).