Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

1.1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности

1.2. Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскной деятельности в РФ

1.3. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2.2. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении

Глава 3. Процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий

3.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика

3.2. Особенности применения законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы

3.3. Основы оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

3.4. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища

3.5. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Заключение

Список используемой литературы и источников

3.4. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища

Определяя процессуальные моменты проведения обследования жилища, необходимо предварительно отметить некоторые обстоятельства. Во-первых, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Правоотношения, возникающие в рамках оперативно-розыскной деятельности, наиболее близки к уголовно-процессуальным. Это объясняется прежде всего общностью задач оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что обследование жилища может быть гласным, негласным и зашифрованным. Гласное обследование производится в отношении владельцев соответствующего объекта, предполагает сообщение им о сути и содержании производимого оперативно-розыскного мероприятия. При этом конечные цели могут не доводиться до сведения указанных лиц, однако они должны сознавать, что на принадлежащем им объекте проводится оперативно-розыскное мероприятие. Результаты гласного обследования фиксируются в документах, подписываемых всеми участниками, в том числе и владельцами объекта.

Негласное обследование осуществляется оперативным сотрудником в отсутствие владельцев объекта, которые остаются в неведении о самом факте проведения оперативно-розыскного мероприятия. При этом в негласном обследовании могут участвовать, например, специалисты. Зашифрованное обследование проводится в присутствии владельца объекта, но с сокрытием от него смысла и содержания производимых действий (например, оперативный сотрудник прибывает на объект под видом работника коммунальной службы, рекламного агента и т.п., для установления наличия или отсутствия определенных предметов).

Наибольшую сложность, но вместе с тем и важность для доказывания представляет порядок проведения негласного или зашифрованного обследования жилища. В практической деятельности выработан оптимальный алгоритм проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, соблюдение которого обеспечивает возможность использования результатов обследования в процессе доказывания.


Во-первых, после получения информации оперативный сотрудник обязан принять меры к установлению принадлежности жилища, в котором планируется провести оперативное обследование. Данные о собственнике запрашиваются в органах Росреестра или БТИ. Выясняется, не обладает ли какое-либо из проживающих в жилище лиц иммунитетом от уголовного преследования; такие сведения собираются оперативным путем и оформляются рапортом оперативного сотрудника.

После этого оперативный сотрудник составляет мотивированный рапорт на имя руководителя оперативно-розыскного органа, в котором указывает существо поступившей информации о возможности нахождения интересующих предметов на определенном объекте, и ходатайствует о проведении оперативного обследования данного объекта. Обращение в суд допускается после получения письменного согласия руководителя оперативно-розыскного органа, оформляемого в виде резолюции на рапорте.

Во-вторых, для проведения обследования жилища руководителем оперативно-розыскного органа выносится постановление о разрешении проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, в котором приводится обоснование необходимости проведения обследования жилища.

В-третьих, постановление о проведении обследования жилища рассматривается единолично судьей по месту нахождения оперативно-розыскного органа. По результатам судья выносит одно из двух решений: а) о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, в этом случае в постановлении судьи должен быть указан точный адрес жилища и его владелец; в) об отказе в удовлетворении ходатайства. Постановлению судьи присваивается гриф секретности, оно передается оперативному сотруднику[21].

В-четвертых, на основании постановления оперативными сотрудниками осуществляется негласное проникновение в жилище. Во время нахождения в жилище могут произведены следующие действия:

а) непосредственно визуальный осмотр жилища;

б) запечатление обстановки с помощью технических средств (фотографирования, видеосъемки и т.п.);

в) установка технических средств фиксации (скрытых видеокамер, портативных микрофонов и т.п.);

г) сбор образцов для сравнительного исследования (изъятие части обнаруженного в жилище предмета или вещества).

Исходя из сказанного, важно сформулировать следующее правило: в ходе обследования обнаруженные предметы не могут изыматься в полном объеме, допускается либо их исследование на месте, либо изъятие части вещества для исследования в стационарных условиях. По сути, данное правило является частным случаем более общего требования о проведении оперативно-розыскных мероприятий таким образом, чтобы не исключить последующее производство следственных действий, направленных на получение информации из того же источника. Поскольку обследование не имеет присущих следственным действиям механизмов и гарантий достоверности результатов (участия собственника и понятых, составления протокола), подтвердить впоследствии факт изъятия соответствующего предмета из конкретного жилища оказывается крайне затруднительным, а иногда и просто невозможным, в силу чего результаты оперативно-розыскного мероприятия не будут иметь доказательственного значения. Соответственно, при изъятии предмета целиком невозможно будет доказать наличие в действиях лиц состава преступления.


3.5. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Оперативно-розыскные мероприятия имеют два основных законных требования[22]. Эти требования отражены в большинстве законов регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.

Первое требование заключается в возможности использования информационных систем и технических средств, если они не причиняют вреда личности и окружающей среде.

Втрое требование заключается в том, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий возможно привлечение специалистов, а также иных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

На ряду, с законными требованиями оперативно-розыскные мероприятия имеют и ряд законных оснований для применения. Основания оперативно-розыскных мероприятий во многом схожи с общими основаниями ОРД.

Первым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела.

Вторым основанием считается наличие сведений о признаках подготавливаемого или совершенного деяния, а также о лицах его подготавливающих либо совершивших, в случаях, когда нет оснований для возбуждения уголовного дела.

Третьим основанием считается наличие сведений о событиях или действиях, создающих угрозу военной, экономической, экологической безопасности РФ.

Четвертым основанием признается наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовной ответственности.

Пятым основанием является наличие информации о лицах, пропавших без вести и обнаруженных неопознанных трупах.

Шестым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие поручение следователя, дознавателя или суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Данное основание регламентирует четвертая часть, тридцать восьмой статьи уголовно-процессуального кодекса РФ.

Седьмым основанием для реализации оперативно-розыскных мероприятий служат запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Восьмым основанием служит постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, вынесенное уполномоченным на то государственным органом.

И наконец, девятым и последним основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий считается запрос международных правоохранительных органов.


На данном этапе написания дипломной работы, нами было установлено, что контроль и надзор осуществляется за соблюдением законных требований оперативно-розыскных мероприятий, а также за их применением в соответствии с их основаниями.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность существенно ограничивает конституционные права граждан, то за ней предусмотрен прокурорский надзор, ведомственный, общественный и судебный контроль. За оперативными подразделениями МВД, ФСИН, ФТС предусмотрен ведомственный, общественный и судебный контроль. За ФСБ, ФСО, СВР предусмотрен только ведомственной контроль, а в редких случаях судебный, прокурорский надзор за ними не предусмотрен вовсе.

Заключение

В заключении хотим отметить важный факт того, что несмотря на различные доводы прокуроров, правозащитников, репрессивные действия следственного комитета в отношении оперативных сотрудников отдельных правоохранительных органов оперативно-розыскная деятельность будет продолжать развиваться и совершенствоваться. Потому что преступность с течением времени будет все сильнее и изощреннее противодействовать правоохранительным органам, чтобы получать огромную денежную прибыль, нанося своими действиями непоправимый вред современному российскому обществу и государству.

Основываясь на результатах прежних исследований в области доказательственного права, анализируя нормы действующего законодательства, доктринальные позиции по данному вопросу, современную судебную и следственную практику, автор приходит к выводу, что сегодняшние научные подходы и обусловленные ими прикладные технологии формирования доказательств на базе результатов оперативно-розыскной деятельности носят псевдопроцессуальный, искусственный характер и фактически являются не более, чем прикрытием оперативно-розыскной информации наиболее удобным видом доказательств без разбора их гносеологической природы и сущности.

В теории оперативно-розыскной деятельности давно научно обосновано наличие организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности, в которых она осуществляется. Одной из таких форм является выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Информация о них, обеспечивающая решение задач оперативно-розыскной деятельности, в практике принято называть оперативно-розыскной информацией.

При проведении проверочных закупок, наиболее распространенных оперативно-розыскных мероприятий наркотические средства чаще всего изымаются при завершении предусмотренных законом негласных операций. Однако в некоторых случаях тактика борьбы с наркопреступностью требует изъятия и исследования наркотических средств на более ранних, порой даже на первоначальных, этапах преступной деятельности.


Таким образом, с учетом изложенного следует признать, что проблема противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день весьма актуальна. На наш взгляд, оперативно-розыскная деятельность в отношении участников религиозных экстремистских организаций, отбывающих уголовное наказание, на которых было нами выше обращено внимание, требуется активизации именно негласной работы и проведения наступательных оперативно-профилактических мероприятий.

Список используемой литературы и источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (поправки от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.
  3. «Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 15.02.2018) "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282086 (дата обращения 30.01.2020)
  4. Федеральный закон от 27.05.1996 г. №57-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О государственной охране» // Собрание законодательства РФ. 1996. №22. Ст. 2594.

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;"Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
  2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 2018. - С. 236.
  3. Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной деятельности // Труды академии управления МВД России. - М., 2018, № 1 (5). - С. 66-70.
  4. Берлыбекова М.Е. Преступления против жизни, совершаемые женщинами / М.Е. Берлыбекова // Юридическая психология. 2016. N 3. С. 7 –11.
  5. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.М.,2015. - с.144-145.
  6. Горяинов К.К., Щетнев Л.Е. Особенности применения законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 1. С. 22 – 25.
  7. Зарипов З.С., Боровая О.А. Оперативно-розыскная функция подразделений Федеральной службы исполнения наказания: целесообразность и основные направления осуществления // Вестник Владимирского юридического института. 2018.- №1. - С. 19-26.