Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

1.1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности

1.2. Система нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскной деятельности в РФ

1.3. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2.2. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении

Глава 3. Процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий

3.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика

3.2. Особенности применения законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы

3.3. Основы оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

3.4. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища

3.5. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Заключение

Список используемой литературы и источников

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия. По общему правилу, дознание осуществляют лица, занимающие должности дознавателей в подразделениях по организации дознания. Однако начальник органа дознания может поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу иным должностным лицам, наделяя тем самым сотрудников других подразделений процессуальным статусом дознавателя, например оперуполномоченных уголовного розыска, подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, участковых уполномоченных, инспекторов, командиров взводов ППСП и т.д.

На практике это может приводить к нескольким видам нарушений. Во-первых, нередко в таких ситуациях в материалах проверки сообщения о преступлении, а затем и уголовных дел нет отдельного документа (либо резолюции на соответствующем документе), которым бы поручалось проведение "доследственной" проверки и возлагались обязанности по осуществлению дознания на конкретного оперативного или иного сотрудника. Следовательно, в этом случае проводить следственные действия оперативный или иной сотрудник в принципе не имеет права.

Деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, являясь частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет лицо, которое не связано и не было связано с проведением оперативно-розыскных мероприятий по этому делу.

Таким образом, осуществление оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении, в случае принятия им решения о возбуждении уголовного дела может приводить к нарушению действующих уголовно-процессуальных норм:

1) не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по уголовному делу;

2) дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу в случаях, если есть обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе уголовного дела, в том числе не мог беспристрастно и объективно, подойти к проверке оперативных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело, если он сам их проводил;

3) дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является свидетелем по уголовному делу.


Глава 3. Процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий

3.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика

На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий.

1) Опрос.

2) Наведение справок.

3) Сбор образцов для сравнительного исследования.

4) Проверочная закупка.

5) Исследование предметов и документов.

6) Наблюдение.

7) Отождествление личности – это способ установление лиц, причастных к приготовлению и совершению преступлений или находящихся в розыске путем установления идентификации, проведения исследования, поиска в информационных системах. Способ оформления этого ОРМ – рапорт.

8) Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9) Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10) Прослушивание телефонных переговоров.

11) Снятие информации с технических каналов связи.

12) Оперативное внедрение – это ввод оперуполномоченного, штатного негласного сотрудника или лица, оказывающего содействие, в преступную среду, с целью выявления, предупреждения, раскрытия преступлений, а также разложения организованной преступной группировки изнутри. Оперативное внедрение имеет ряд условий. Первое - это подготовка внедрения. Второе – это постановка задач. После это назначается подбор сотрудников, которые имеют оперативный опыт, а также избирают вид деятельности для них внутри ОПГ. Следующим условием считается разработка легенды внедряемого сотрудника, обеспечение его документами для прикрытия, техническими средствами и линии поведения. Следующим этапом является разработка оперативной комбинации. Последним важным условием остается соблюдение конспирации. Способ документирования ОРМ – рапорт и справка-меморандум.

13) Контролируемая поставка.

14) Оперативный эксперимент.

15) Получение компьютерной информации — это новое ОРМ, введенное законодателем ФЗ от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ. В Модельном законе СНГ нет ОРМ с таким названием, но есть близкое ОРМ — мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем. Под этим ОРМ в модельном законе понимается получение сведений, необходимых для решения конкретных задач ОРД, и их фиксация путем наблюдения с применением специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, возникающих при обработке информации в информационных системах, базах данных, и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям, и иным телекоммуникационным системам[19].


Представленный действующим законодательством перечень оперативно-розыскных мероприятий делится на два вида: гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.

3.2. Особенности применения законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы

В качестве задач оперативно-розыскных мероприятий устанавливаются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

Минимизировать нарушение прав граждан произвольными или ошибочными действиями (бездействием) должностных лиц и органов - субъектов ОРД возможно, следуя точному исполнению требований закона всеми субъектами, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем любое положение закона предполагает его толкование правоприменителем, а законность его (правоприменителя) действий подлежит проверке и оценке, в том числе судом, на который возлагается функция правосудия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. При этом в толковании и применении законодательных норм неизбежно присутствует субъективный, человеческий фактор, а поэтому ориентиром для правильного и единообразного применения закона в его отраслевом и конституционно-правовом смысле служат именно судебные решения.

Оперативные подразделения наделены правом и обязанностью осуществлять оперативно-розыскную деятельность, задачами которой являются в том числе выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Тем самым оперативно-розыскные средства и методы, используемые в исправительных учреждениях, можно отнести и к оперативно-режимным, не требующим судебного санкционирования.


Таким образом, можно сделать вывод, что право осужденного на тайну телефонных переговоров, гарантируемое Конституцией Российской Федерации, ограничивается и самой Конституцией, статусом осужденного, определенным приговором суда, а также федеральными законами и иными нормативными актами, регламентирующими порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Следовательно, проведение в отношении осужденных оперативно-технических мероприятий по снятию информации с технических каналов связи и прослушиванию телефонных переговоров, предусмотренных нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", имеет правовое основание.

3.3. Основы оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

Во-первых, уголовно-процессуальный закон не устанавливает никаких правовых механизмов, направленных на возможность приобщения материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, то есть придания им подобия процессуальной формы. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности разрешает использование ее результатов в уголовном процессе, а сам закон такой процедуры не содержит>. Ни органы предварительного расследования, ни суды формально не имеют ни малейшей правовой возможности ввести такие материалы в уголовный процесс посредством каких-либо следственных или иных процессуальных действий: подобных действий просто не предусматривает.

Во-вторых, даже если бы сотрудник полиции и устанавливал подобные механизмы (аналогично тому, как это предусмотрено для представления вещественных доказательств или документов подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим и иными заинтересованными участниками), это все равно не повлияло бы на разрешение существующих проблем. Такие механизмы позволили бы лишь формально приобщать материалы оперативно-розыскной деятельности к уголовному делу, при этом не изменяя их правовой природы, не придавая им никакой мнимой уголовно-процессуальной формы.

Можно выделить следующие типичные оперативно-розыскные ситуации по применению средств оперативной техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий:


- невозможность или крайняя затруднительность получения оперативно значимой информации иным путем;

- быстрота и эффективность, которые сопутствуют поставленной цели;

- возможность зашифровать оперативно-розыскные силы, средства и методы работы;

- возможность искусственного создания условий для наиболее вероятного оставления следов преступления.

С нашей точки зрения, понятие оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной сиситеме можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле оперативно-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий предполагает:

- формирование комплекса законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих применение технических средств в розыскной деятельности;

- повышение уровня оперативно-технической подготовки сотрудников оперативных подразделений, применяющих оперативно-технические технические средства при решении возложенных на них задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания;

- модернизацию имеющихся и создание новых образцов оперативно-технических средств, используемых оперативно-розыскных мероприятий;

- улучшение технического оснащения оперативных подразделений УИС.

Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий в УИС в широком смысле можно сформулировать как систему правовых, научных, организационных и иных мер по созданию необходимых условий для разработки, внедрения и практического использования оперативно-технических средств, применяемых для решения возложенных на оперативные подразделения УИС оперативно-служебных задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания[20].

Наряду с постоянной оперативной готовностью оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств существует состояние ситуационной оперативной готовности, отражающее особенности складывающейся оперативно-розыскной ситуации при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий. Ситуационная оперативная готовность - это актуализация приобретенных ранее знаний, умений, навыков, имеющегося опыта для решения конкретных задач, возникающих в ходе оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказания; состояние мобилизованности оперативного сотрудника на целенаправленное тактически грамотное применение оперативно-технических средств в конкретных условиях.