Файл: Основные функции в системе менеджмента (Возникновение функций менеджмента).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функций управления в системе менеджмента
1.1 Возникновение функций менеджмента
1.2 Содержание основных функций менеджмента
2. Анализ основных функций менеджмента на предприятии
2.1. Общая характеристика ООО «Глобус»
2.2 Анализ основных функций менеджмента
3. Рекомендации по совершенствованию функций менеджмента на предприятии
Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на потребностях людей. Эти теории пытаются объяснить, почему потребности людей со временем меняются и поэтому сосредоточены на конкретных факторах, которые мотивируют их[23]. Эти теории в целом объясняют мотивацию как продукт внутренних побуждений, которые заставляют человека поступать определенным образом. Основными теориями содержания мотивации являются:
- иерархия потребностей Маслоу;
- теория знаний Макклелланда;
- теория Альдерфера;
- гигиенические факторы мотивации Ф. Герцберга.
Процессуальные теории пытаются объяснить, как происходит изменение поведения и почему люди действуют по-разному в одних и тех же ситуациях. Данные теории сосредотачиваются на том, как индивидуальные потребности сотрудника влияют на его собственное поведение[24]. Эти теории исходят из ранних когнитивных теорий, в которых утверждается, что поведение является результатом сознательных процессов принятия решений. Основными процессами теории мотивации являются:
- теория подкрепления;
- теория постановки целей;
- теория ожиданий
- теория справедливости
Существуют определенные атрибуты, которые способствуют созданию успешной системы вознаграждения для сотрудников. Эти атрибуты таковы[25].
- Признание индивидуальных различий между сотрудниками.
- Четкое определение поведения, признанного достойным признания.
- Разрешение работникам участвовать в системе вознаграждения.
- Система должна связывать награды с производительностью.
- Процесс признания должен иметь четкую видимость.
Контроль включает в себя установление стандартов производительности и мер по наблюдению за ходом выполнения работы сотрудников. Процесс контроля часто приводит к выявлению ситуаций и проблем, которые необходимо решить[26]. Уровень производительности влияет на успех всех аспектов организации, поэтому, должен быть осуществлен его мониторинг. Контролирующая функция менеджмента состоит в том, что все осуществляется в соответствии с принятым планом, приказами, которые были даны, и принципами, которые были установлены. Его цель состоит в том, чтобы указывать на ошибки, чтобы их можно было исправить и предотвратить повторение. Благодаря этой функции, менеджмент проверяет текущую производительность по сравнению с заранее определенными стандартами, содержащимися в планах, с целью обеспечения адекватного прогресса и удовлетворительной производительности[27].
Функция контроля - это систематический процесс, который помогает руководству при необходимости корректировать операции для достижения плана или поддерживать изменения в организационных целях в допустимых пределах.[28] Она обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов для достижения намеченных целей. Контрольная функция измеряет отклонение фактической производительности от стандартной производительности, обнаруживает причины таких отклонений и помогает в принятии корректирующих действий. Контрольная функция выполняется в четыре этапа, а именно:
- установление стандартов эффективности на основе организационных целей;
- измерение и отчетность о фактической производительности;
- сравнение результатов с показателями производительности и стандартами;
- принятие корректирующих или превентивных мер по мере необходимости[29].
Каждый из этих шагов - это решение проблем творческим образом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что контроль - одна из важных управленческих функций, так как помогает проверять ошибки и предпринимать корректирующие действия, чтобы свести к минимуму отклонения от стандартов[30].
Делая выводы по первой главе нужно отметить, что предложенная А.Файолем концепция функций менеджмента является актуальным инструментом, который позволяет полностью описать существующие обязанности. В такие обязанности входят такие функции, как: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Каждая из данных функций влияет на эффективность работы всего предприятия, поскольку менеджер является важным звеном в его функционировании.
2. Анализ основных функций менеджмента на предприятии
2.1. Общая характеристика ООО «Глобус»
Компания «Глобус» образована 20 февраля 1997г. на основании протокола решения Учредителей от 12 февраля 1997г. № 1. На сегодняшний день принадлежит компании «КДВ групп». Компания «Глобус» образована 20 февраля 1997г. на основании протокола решения Учредителей от 12 февраля 1997г. № 1. На момент организации фирмы у основателей были достаточно амбициозные планы – торговать сладкой продукцией не только по всей России, но и за ее пределами. География продаж была более чем обширной – от Калининграда до Владивостока, от Воркуты до Астрахани и Краснодарского края. Отсюда и название – «Глобус». Да и сейчас направление оптовых поставок охватывают всю территорию России: Центральная часть, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Целью создания Компании «Глобус» является:
- Насыщение потребительского рынка товарами народного потребления, оказание услуг и выполнение работ предприятиям и гражданам;
- Обеспечение занятости населения в условиях рыночной экономики;
- Получение прибыли для решения социальных и иных программ работников Компании «Глобус».
Компания «Глобус» представляет собой самую крупную фирму в Ульяновской области, занимающуюся оптово-розничной торговлей кондитерскими изделиями.
С первых дней своего существования компания плотно сотрудничала с кондитерской фабрикой «Волжанка». А с 2001года, как только было создано кондитерское объединение «Сладко» компания сразу стала его официальным дистрибьютором. Еще одним перспективным и быстроразвивающимся направлением в деятельности Компании «Глобус» является создание собственного производства. Кондитерское производство Компании «Глобус» образовано в июне 1999 года, вначале как цех по изготовлению конфет - драже с численностью 10 человек. В настоящее время в г. Новоульяновск, установлены и работают линии по производству: драже, пряников, сахарного печенья, сдобного печенья, конфет «Птичье молоко», киселя, карамели, помадных конфет и шоколадных конфет. Главное, что выгодно отличает компанию "Глобус" - это стремление к поддержанию высокого качества продукции и использованию в ее производстве только натуральных компонентов. Вся продукция сертифицирована.
География поставок продукции собственного производства охватывает обширную территорию РФ:
- Центральная часть – Москва, Орел, Брянск и Курск;
- Поволжье – от Твери до Астрахани;
- Урал – Екатеринбург, Челябинск, Башкирия, Удмуртия;
- Приморский край;
- Западная Сибирь.
Компания имеет сеть собственных розничных магазинов. За короткий промежуток времени продукция зарекомендовала себя как высококачественный, конкурентоспособный продукт, о чём свидетельствует высокий спрос и появление новых видов кондитерских изделий с логотипом "Глобус". В отличие от родственных, зарубежных и отечественных предприятий фабрика ориентируется на производство продукции доступной по цене большинству покупателей при поддержании высокого уровня качества. Одним из самых ценных ресурсов компании является персонал. Компании, которые инвестируют в профессиональное и личное развитие своих сотрудников, получают конкурентное преимущество. Разнообразие целей, безопасность труда, условия труда, личное развитие, система вознаграждения - все это вопросы, которые ответственные работодатели должны решать, чтобы обеспечить рабочую силу. В компании «Глобус» есть специалисты разного профиля. Все работники предприятия делятся на две группы - производственный персонал и управленческий персонал.
Структура и численность персона компании «Глобус» представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Анализ численности и структуры персонала
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
1.Руководители |
69 |
72 |
76 |
75 |
76 |
2.Специалисты |
305 |
321 |
299 |
342 |
347 |
3.Производственный и обслуживающий персонал |
708 |
768 |
898 |
883 |
965 |
4.Младший обслуживающий персонал |
60 |
65 |
78 |
79 |
82 |
Всего |
1142 |
1226 |
1351 |
1379 |
1470 |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что численность работников с каждым годом возрастает. Согласно отчету о движении кадров на 30.01.2017 численность работников на ООО «Глобус» составила 1470 человек. Причиной роста является расширение производства, открытие новых цехов. Все больше возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах.
Развитие кондитерского рынка в последние годы характеризуется быстрыми темпами и в настоящее время он близок к насыщению. В России объем сегмента шоколадных конфет составляет от 34 до 42 % всего рынка кондитерских изделий. В данной отрасли конкуренция очень высока, что можно увидеть на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 - Рыночные доли основных конкурентов
Можно увидеть, что главным конкурентом является холдинг «Объединенные кондитеры», который включает «Рот Фронт», «Красный Октябрь», «Бабаевский» и др. Также, существуют и другие конкуренты на рынке, среди них «Марс», «Нестле», «Крафт Фудс», «Ферреро». Бренды данных компаний уже давно присутствуют на рынке и являются хорошо узнаваемыми. Сравним показатели конкурентоспособности ООО «Глобус» с некоторыми основными конкурентами. Данное сравнение представим в виде таблицы (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Основные показатели конкурентоспособности предприятий кондитерской отрасли в 2015 г.
Показатели |
ООО «Глобус» |
ОАО «АККОНД» |
ОАО «Красный Октябрь» |
ОАО «СладКо» |
Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской |
1.Объем выпуска, тонн |
55982 |
54776 |
64355 |
46484 |
78 327 |
2.Доля рынка в натуральном выражении, % |
3,2 |
2,5 |
14.5 |
2.3 |
1.8 |
3.Выручка без НДС, тыс. руб. |
1 987 875 |
1 868 850 |
9 078 023 |
8 025 028 |
3 792 343 |
4.Численность персонала |
1318 |
2188 |
2 480 |
1875 |
3897 |
5.Рентабельность продаж,% |
10,5 |
19,16 |
9,53 |
3,58 |
9,07 |
6.Новинки |
27 |
14 |
8 |
5 |
23 |
В целом оценка конкурентоспособности предприятия позволила сделать следующий вывод. ООО «Глобус» значительно уступает некоторым предприятиям - конкурентам по доле на рынке кондитерской продукции (например, ОАО «Красный Октябрь»). Многие эксперты считают, что основными конкурентными преимуществами в кондитерской промышленности является качество продукции, постоянный выпуск новинок, маркетинг.
Компания «Глобус» с каждым годом предлагает большое количество новинок, что видно из таблицы 2.3. Главное, что выгодно отличает компанию "Глобус" - это стремление к поддержанию высокого качества продукции и использованию в ее производстве только натуральных компонентов. Вся продукция сертифицирована.
Таблица 2.3- Количество товаров – новинок
Период |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016год |
Новинки, шт |
19 |
27 |
39 |
47 |
Рассмотрев отчеты за 2008 по 2015 гг. были проанализированы объемы производства (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Объемы производства
Наименование показателей |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г |
Объем производства готовой продукции, всего тонн |
28963 |
34551 |
29892 |
36794 |
45859 |
47753 |
50894 |
55982 |
Объем производства товарной продукции в действующих ценах, всего млн. руб. (без НДС) |
3012 |
3547 |
3128 |
3849 |
4507 |
4842 |
5588 |
6733 |
Из данной таблицы следует, что объем производства готовой продукции растет с каждым годом, но в 2010 он сократился на 4649 тонн. В России (по итогам и оценкам первого квартала 2010 года) сократились как импорт, так и внутреннее производство кондитерских изделий. Причина - снижение покупательной способности населения в следствии финансового кризиса. По оперативной информации Федеральной службы государственной статистики, объем производства кондитерской продукции в январе - феврале 2010 года составил 88 % объема производства аналогичного периода 2009 года. Но в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, объем производства готовой продукции увеличился на 3141 тоны, а в 2015 – на 3882 тонн. Можно сделать вывод, что компания своевременно реагирует на изменения внешней среды, активно развивается, увеличивает объемы производства, старается поддерживать высокое качество изготавливаемой продукции.