Файл: Основные функции в системе менеджмента (Возникновение функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на потребностях людей. Эти теории пытаются объяснить, почему потребности людей со временем меняются и поэтому сосредоточены на конкретных факторах, которые мотивируют их[23]. Эти теории в целом объясняют мотивацию как продукт внутренних побуждений, которые заставляют человека поступать определенным образом. Основными теориями содержания мотивации являются:

  1. иерархия потребностей Маслоу;
  2. теория знаний Макклелланда;
  3. теория Альдерфера;
  4. гигиенические факторы мотивации Ф. Герцберга.

Процессуальные теории пытаются объяснить, как происходит изменение поведения и почему люди действуют по-разному в одних и тех же ситуациях. Данные теории сосредотачиваются на том, как индивидуальные потребности сотрудника влияют на его собственное поведение[24]. Эти теории исходят из ранних когнитивных теорий, в которых утверждается, что поведение является результатом сознательных процессов принятия решений. Основными процессами теории мотивации являются:

  1. теория подкрепления;
  2. теория постановки целей;
  3. теория ожиданий
  4. теория справедливости

Существуют определенные атрибуты, которые способствуют созданию успешной системы вознаграждения для сотрудников. Эти атрибуты таковы[25].

  • Признание индивидуальных различий между сотрудниками.
  • Четкое определение поведения, признанного достойным признания.
  • Разрешение работникам участвовать в системе вознаграждения.
  • Система должна связывать награды с производительностью.
  • Процесс признания должен иметь четкую видимость.

Контроль включает в себя установление стандартов производительности и мер по наблюдению за ходом выполнения работы сотрудников. Процесс контроля часто приводит к выявлению ситуаций и проблем, которые необходимо решить[26]. Уровень производительности влияет на успех всех аспектов организации, поэтому, должен быть осуществлен его мониторинг. Контролирующая функция менеджмента состоит в том, что все осуществляется в соответствии с принятым планом, приказами, которые были даны, и принципами, которые были установлены. Его цель состоит в том, чтобы указывать на ошибки, чтобы их можно было исправить и предотвратить повторение. Благодаря этой функции, менеджмент проверяет текущую производительность по сравнению с заранее определенными стандартами, содержащимися в планах, с целью обеспечения адекватного прогресса и удовлетворительной производительности[27].


Функция контроля - это систематический процесс, который помогает руководству при необходимости корректировать операции для достижения плана или поддерживать изменения в организационных целях в допустимых пределах.[28] Она обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов для достижения намеченных целей. Контрольная функция измеряет отклонение фактической производительности от стандартной производительности, обнаруживает причины таких отклонений и помогает в принятии корректирующих действий. Контрольная функция выполняется в четыре этапа, а именно:

  1. установление стандартов эффективности на основе организационных целей;
  2. измерение и отчетность о фактической производительности;
  3. сравнение результатов с показателями производительности и стандартами;
  4. принятие корректирующих или превентивных мер по мере необходимости[29].

Каждый из этих шагов - это решение проблем творческим образом.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что контроль - одна из важных управленческих функций, так как помогает проверять ошибки и предпринимать корректирующие действия, чтобы свести к минимуму отклонения от стандартов[30].

Делая выводы по первой главе нужно отметить, что предложенная А.Файолем концепция функций менеджмента является актуальным инструментом, который позволяет полностью описать существующие обязанности. В такие обязанности входят такие функции, как: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Каждая из данных функций влияет на эффективность работы всего предприятия, поскольку менеджер является важным звеном в его функционировании.

2. Анализ основных функций менеджмента на предприятии

2.1. Общая характеристика ООО «Глобус»

Компания «Глобус» образована 20 февраля 1997г. на основании протокола решения Учредителей от 12 февраля 1997г. № 1. На сегодняшний день принадлежит компании «КДВ групп». Компания «Глобус» образована 20 февраля 1997г. на основании протокола решения Учредителей от 12 февраля 1997г. № 1. На момент организации фирмы у основателей были достаточно амбициозные планы – торговать сладкой продукцией не только по всей России, но и за ее пределами. География продаж была более чем обширной – от Калининграда до Владивостока, от Воркуты до Астрахани и Краснодарского края. Отсюда и название – «Глобус». Да и сейчас направление оптовых поставок охватывают всю территорию России: Центральная часть, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Целью создания Компании «Глобус» является:


  1. Насыщение потребительского рынка товарами народного потребления, оказание услуг и выполнение работ предприятиям и гражданам;
  2. Обеспечение занятости населения в условиях рыночной экономики;
  3. Получение прибыли для решения социальных и иных программ работников Компании «Глобус».

Компания «Глобус» представляет собой самую крупную фирму в Ульяновской области, занимающуюся оптово-розничной торговлей кондитерскими изделиями.

С первых дней своего существования компания плотно сотрудничала с кондитерской фабрикой «Волжанка». А с 2001года, как только было создано кондитерское объединение «Сладко» компания сразу стала его официальным дистрибьютором. Еще одним перспективным и быстроразвивающимся направлением в деятельности Компании «Глобус» является создание собственного производства. Кондитерское производство Компании «Глобус» образовано в июне 1999 года, вначале как цех по изготовлению конфет - драже с численностью 10 человек. В настоящее время в г. Новоульяновск, установлены и работают линии по производству: драже, пряников, сахарного печенья, сдобного печенья, конфет «Птичье молоко», киселя, карамели, помадных конфет и шоколадных конфет. Главное, что выгодно отличает компанию "Глобус" - это стремление к поддержанию высокого качества продукции и использованию в ее производстве только натуральных компонентов. Вся продукция сертифицирована.

География поставок продукции собственного производства охватывает обширную территорию РФ:

  • Центральная часть – Москва, Орел, Брянск и Курск;
  • Поволжье – от Твери до Астрахани;
  • Урал – Екатеринбург, Челябинск, Башкирия, Удмуртия;
  • Приморский край;
  • Западная Сибирь.

Компания имеет сеть собственных розничных магазинов. За короткий промежуток времени продукция зарекомендовала себя как высококачественный, конкурентоспособный продукт, о чём свидетельствует высокий спрос и появление новых видов кондитерских изделий с логотипом "Глобус". В отличие от родственных, зарубежных и отечественных предприятий фабрика ориентируется на производство продукции доступной по цене большинству покупателей при поддержании высокого уровня качества. Одним из самых ценных ресурсов компании является персонал. Компании, которые инвестируют в профессиональное и личное развитие своих сотрудников, получают конкурентное преимущество. Разнообразие целей, безопасность труда, условия труда, личное развитие, система вознаграждения - все это вопросы, которые ответственные работодатели должны решать, чтобы обеспечить рабочую силу. В компании «Глобус» есть специалисты разного профиля. Все работники предприятия делятся на две группы - производственный персонал и управленческий персонал.


Структура и численность персона компании «Глобус» представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Анализ численности и структуры персонала

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

1.Руководители

69

72

76

75

76

2.Специалисты

305

321

299

342

347

3.Производственный и обслуживающий персонал

708

768

898

883

965

4.Младший обслуживающий персонал

60

65

78

79

82

Всего

1142

1226

1351

1379

1470

Из данной таблицы можно сделать вывод, что численность работников с каждым годом возрастает. Согласно отчету о движении кадров на 30.01.2017 численность работников на ООО «Глобус» составила 1470 человек. Причиной роста является расширение производства, открытие новых цехов. Все больше возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах.

Развитие кондитерского рынка в последние годы характеризуется быстрыми темпами и в настоящее время он близок к насыщению. В России объем сегмента шоколадных конфет составляет от 34 до 42 % всего рынка кондитерских изделий. В данной отрасли конкуренция очень высока, что можно увидеть на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 - Рыночные доли основных конкурентов

Можно увидеть, что главным конкурентом является холдинг «Объединенные кондитеры», который включает «Рот Фронт», «Красный Октябрь», «Бабаевский» и др. Также, существуют и другие конкуренты на рынке, среди них «Марс», «Нестле», «Крафт Фудс», «Ферреро». Бренды данных компаний уже давно присутствуют на рынке и являются хорошо узнаваемыми. Сравним показатели конкурентоспособности ООО «Глобус» с некоторыми основными конкурентами. Данное сравнение представим в виде таблицы (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Основные показатели конкурентоспособности предприятий кондитерской отрасли в 2015 г.

Показатели

ООО «Глобус»

ОАО «АККОНД»

ОАО «Красный Октябрь»

ОАО «СладКо»

Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской

1.Объем выпуска, тонн

55982

54776

64355

46484

78 327

2.Доля рынка в натуральном выражении, %

3,2

2,5

14.5

2.3

1.8

3.Выручка без НДС, тыс. руб.

1 987 875

1 868 850

9 078 023

8 025 028

3 792 343

4.Численность персонала

1318

2188

2 480

1875

3897

5.Рентабельность продаж,%

10,5

19,16

9,53

3,58

9,07

6.Новинки

27

14

8

5

23


В целом оценка конкурентоспособности предприятия позволила сделать следующий вывод. ООО «Глобус» значительно уступает некоторым предприятиям - конкурентам по доле на рынке кондитерской продукции (например, ОАО «Красный Октябрь»). Многие эксперты считают, что основными конкурентными преимуществами в кондитерской промышленности является качество продукции, постоянный выпуск новинок, маркетинг.

Компания «Глобус» с каждым годом предлагает большое количество новинок, что видно из таблицы 2.3. Главное, что выгодно отличает компанию "Глобус" - это стремление к поддержанию высокого качества продукции и использованию в ее производстве только натуральных компонентов. Вся продукция сертифицирована.

Таблица 2.3- Количество товаров – новинок

Период

2013 год

2014 год

2015 год

2016год

Новинки, шт

19

27

39

47

Рассмотрев отчеты за 2008 по 2015 гг. были проанализированы объемы производства (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Объемы производства

Наименование показателей

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г

Объем производства готовой продукции, всего тонн

28963

34551

29892

36794

45859

47753

50894

55982

Объем производства товарной продукции в действующих ценах, всего млн. руб. (без НДС)

3012

3547

3128

3849

4507

4842

5588

6733

Из данной таблицы следует, что объем производства готовой продукции растет с каждым годом, но в 2010 он сократился на 4649 тонн. В России (по итогам и оценкам первого квартала 2010 года) сократились как импорт, так и внутреннее производство кондитерских изделий. Причина - снижение покупательной способности населения в следствии финансового кризиса. По оперативной информации Федеральной службы государственной статистики, объем производства кондитерской продукции в январе - феврале 2010 года составил 88 % объема производства аналогичного периода 2009 года. Но в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, объем производства готовой продукции увеличился на 3141 тоны, а в 2015 – на 3882 тонн. Можно сделать вывод, что компания своевременно реагирует на изменения внешней среды, активно развивается, увеличивает объемы производства, старается поддерживать высокое качество изготавливаемой продукции.