Файл: Баланс и отчетность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во втором разделе - оборотные активы. К таким активам относят какие-то материалы, сырье, денежные средства и другое. В этом случае конечным показателем становится синтез всякого имущества организации, которое растрачивается и нуждается в пополнении за максимально кротчайшие сроки, если быть точным менее года [9].

В отличие от актива в бухгалтерском балансе пассив отражает источники возникновения любой собственности организации, то есть его Актива. Он представляет собой собственный капитал, вовлеченных денежных средств и обязательств извне [13].

Так же как и актив, пассив можно подразделить на разделы.

В первом разделе будут лежать капитал и резервы. В нем складываются любые собственные средства, принадлежащие исключительно собственникам предприятия.

Во втором разделе лежат долгосрочные обязательства. Здесь образовывается значение суммы всех долгов (займы кредиты и прочее), которые собственники должны выплачивать на протяжении длительного срока, больше одного года [8].

И наконец, к третьему разделу можно отнести краткосрочные обязательства. Этот компонент пассива отображает сумму всех долгов, которые необходимо выплатить как можно скорее, менее одного года. Подобными обязательствами называют задолженность перед поставщиками или невыплаченную заработную плату [9].

На сегодняшний момент действует форма №1 Бухгалтерского баланса, которая была утверждена 02.07.2010 Приказом Минфина РФ [14], которая обладает больше рекомендательным видом структуры ключевых показателей деятельности предприятия.

Основываясь на своих индивидуальных особенностях ведения торговли, организация имеет право на добавочные строки или объединение и удаление существующих значений в принятой форме.

Обе части баланса (актив и пассив) заключают в себе последовательность строк, и в каждой из этих строк находится информация о конкретном показателе денежного положения предприятия. В свою очередь каждая эта строка обладает наименованием показателя и определенный порядковый номер, отображающий расположение показателя в иерархическом построении таблицы (см. Приложение 3).

Как только будут заполнены все строки таблицы с одной стороны (например, для актива) можно будет получить ее итоговое значение. Для этого нужно суммировать результаты первых двух разделов баланса, полученных методом сложения прочих строк в иерархической последовательности.

Аналогичные действия делают и в таблице Пассива.

Исходя из всего выше сказанного, понятно, что в итоге значения баланса Актива и Пассива должны быть одинаковыми, потому что Актив отображает все имущество предприятия, а Пассив описывает, откуда этот Актив был получен.


1.3. Виды бухгалтерского баланса

Вид бухгалтерского баланса зависит от его содержания, назначения и порядка составления. В связи с этим мы рассмотрим каждый отдельно (см. Приложение 4).

Первым мы рассмотрим сальдовый баланс. Его составляет бухгалтерия организации, подсчитывая остаток по существующему имуществу предприятия на конкретную дату. Такой остаток называется сальдо [15].

Далее рассмотрим оборотный баланс. Такой баланс включает в себя данные о возникновении имущества и его остатков , а так же информацию об их передвижении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. Отметим, что такой баланс будет отличаться от сальдового своей структурой. Он сильно влияет на процесс образования вступительного, ликвидационного и заключительного балансов, так является промежуточным рабочим документом. [8]

Итак, теперь самое время рассмотреть и эти балансы. Начнем со вступительного. Такой баланс иногда так же называют начальным потому, что это первый баланс, формирующийся в начале деятельности компании. Здесь в активе отображают состав всего имущества организации, в пассиве же рассматривают источники его образования. Поэтому логично, что перед составлением вступительного баланса, обычно, производится инвентаризация и определение ценности существующего у организации собственности. Вступительный баланс включает в себя меньшее количество статей, чем другие балансы, которые мы вскоре рассмотрим.

Одним из таких балансов является заключительный баланс. Он представляет собой отчётный документ о финансовой и производственной жизни организации за конкретный временной промежуток. Его формируют, полагаясь на достоверные бухгалтерские записи, такие как обороты и остатки по счетам, проверка описей средств и расчётов.

Следующий ликвидационный баланс. Он создается для того, чтобы охарактеризовать материальное состояния организации на дату прекращения его деятельности как юридического лица.

Далее рассмотрим предварительный или, как его еще называют, провизорный баланс. Это бухгалтерский баланс, который составляют предварительно на конец отчётного периода, учитывая возможные изменения в числе имущества компании. В основе этого баланса лежат реальные бухгалтерские сведения о состоянии активных и пассивных статей к моменту его формирования, а так же возможная информация о хозяйственных операциях, которые будут выполнены до окончания отчётного периода [15]. Цель предварительного баланса – преждевременно понять финансовое состояние организации, которое ждет ее в конце отчетного периода.


Баланс-брутто или грубый баланс, составляет регулирующие статьи, его используют с цель научных исследований, усовершенствования функций баланса и прочего (см. Приложение 5).

И последний, баланс-нетто (чистый). В этот баланс не включают регулирующие статьи: ''Износ основных средств'', ''Износ нематериальных активов'' и др. В настоящее время, роль такого баланса возросла. Это связано с тем, что с его помощью можно определить реальную цену имущества организации. Сегодня, сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчётности (см. Приложение 6).

2. Понятие и значение бухгалтерской отчетности

Рассмотрим само понятие бухгалтерская отчетность. «Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам» [16].

Бухгалтерскую отчетность в системе нормативного регулирования учета трактуют как систему показателей, которые отображают материальное и финансовое состояние предприятия на конкретную (отчетную) дату, а также денежные достижения его деятельности за отчетный период. Следует понимать, что отчетный период – это определенный промежуток времени, за который предприятие обязано сформировать бухгалтерский отчет [17].

Как ни странно, обобщение учетной информации идет на пользу структуре предприятия. Эта информация уточняет и иногда помогает организации улучшать или корректировать дальнейший путь ее деятельности. Из этого следует, что основными пользователями этой отчетности становятся руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Сама идея формирования и публикации отчетности - это фундамент современной системы национальных стандартов бухгалтерского учета во множестве стран мира [18]. Этот принцип наводит на мысль, что всякая компания в разной степени все время требует новые источники финансирования (ими, как правило, владеет рынок капитала).

Информируя предполагаемых инвесторов или кредиторов о своих финансовых и имущественных успехах в бухгалтерской отчетности, предприятие получает шанс увеличить свои активы. Так как любого вкладчика волнует надежность компании и ее результативная деятельность, которую можно отследить через бухгалтерскую отчетность, чем правдивее утная информации, тем больше вероятность новых источников финансирования.


Правдивой и точной является та бухгалтерская отчетность, которая состоит по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету [17].

Составляя бухгалтерскую отчетность необходимо придерживаться правдивой информации о финансах предприятия.

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении» [19].

Анализируя бухгалтерскую финансовую отчетность, видишь, что фигуры рыночных отношений имеют разные цели. Если это деловые партнеры, то им нужны сведения о способности предприятия вовремя закрывать задолженности. Если это инвесторы, нужна информация о вероятности последующего развития, роста, денежной стабильности предприятия. В случае же акционеров - это рыночная стоимость акции, размеры и порядок выплат дивидендов [18]. Соответственно, при формировании бухгалтерской финансовой отчетности создают два комплекта, которые учитывают разность этих целей. Один предназначен для бухгалтерской финансовой отчетности, второй – для налоговых органов. Для перечисленных субъектов интересен первый комплект. Второй, не считая отчетности, содержит в себе еще и расчеты по конкретным видам уплачиваемых предприятием налогов и разных справок к расчетам.

Из всего вышесказанного понятно, что бухгалтерская финансовая отчетность – это информация, образованная посредством анализа счетов бухгалтерского учета за истекший год и отображающая итоговый результат деятельности предприятия за этот год (см. Приложение 7).

В зависимости от вида экономики различаются и задачи бухгалтерского учета [18]. Например, в планово-административной экономике приоритетными задачами становились сбор и обработка данных для государственных (министерств и ведомств) и статистических органов управления. Получается, что управление организацией предоставлялось вышестоящим органам. Здесь, компания расценивалась в качестве отдельного элемента по управлению государственной собственностью, а бухгалтерский учет предоставлял информацию о ее сохранности [20].

В современной  рыночной экономике  у бухгалтерского учета в связи с определенным рядом причин совсем иная задача. Во-первых, в условиях рынка изменяется структура собственности. Во-вторых, предприятие обязано реализовывать свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, что вынуждает все время быть в курсе рыночного состояния, и серьезно планировать дальнейший путь предприятия. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем дело с постоянно меняющимися формами, видами и условиями финансирования. Т.е. при фактической нехватке бюджетного и государственного финансирования или кредитования предприятие от безысходности вступает в конкурентную борьбу за кредитные ресурсы коммерческих банков или других возможных инвесторов.


В связи с вышеперечисленными причинами, бухгалтерская финансовая отчетность должна своевременно и в полном объеме предоставлять сведения о достижениях своей деятельности для интересующихся лиц [20]. И как уже было упомянуто, не последней целью публикации бухгалтерской финансовой отчетности внеорганизационным лицам служит привлечение новых финансовых источников. Бывают случаи, когда бухгалтерская финансовая отчетность, а конкретно ее данные, кардинально влияют на будущее предприятия [16].

Отметим, что бухгалтерская финансовая отчетность создана для удовлетворения общих потребности большого множества людей, однако она вовсе не обязана предоставлять всю информацию, которая может понадобиться пользователям, принимающим экономическое решение. Бухгалтерская финансовая отчетность – это, как правило, финансовые итоги прошлого. Она действительно отображает финансовое положение и финансовые достижения деятельности предприятия, но в связи с неограниченным кругом пользовательских лиц, она отражает лишь основные характеристики бухгалтерской финансовой отчетности. [18].

Таким образом, получается, что факты хозяйственной деятельности и хозяйственные операции - это объект бухгалтерского учета. И при их отображении бухгалтер обязан удовлетворять стандартам учета и требованиям построения системы бухгалтерского учета, а также он должен соблюдать принцип достаточности и существенности информации.

2.1. Состав отчетности и основные требования

Состав бухгалтерской финансовой отчетности и основные требования к ней устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. [19].

Бухгалтерская отчетность представляет из себя:

  • бухгалтерский баланс
  • отчет о прибылях и убытках, а так же приложений к ним и пояснительной записки
  • аудиторское заключение, подтверждающее правдивость бухгалтерской отчетности компании, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту [17].

Обратимся к предыдущему разделу курсовой работы, где мы говорим о том, что бухгалтерская отчетность обязана излагать правдивые и полные сведения о финансовом состоянии предприятия, финансовых достижениях деятельности этого предприятия, а также переменах в финансовом состоянии. В случае анализа заведомо неверной информации, будут сформированы недостоверные ориентиры для лиц, заинтересованных в финансировании организаций, что позволит им принять скорее всего ошибочное решение. Бухгалтерская финансовая отчетность считается полной и достоверной только в том случае, если она создана исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [16].