Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и значение бухгалтерского баланса
1.1. Основные методы в толковании бухгалтерского баланса
1.2. Структура бухгалтерского баланса
1.3. Виды бухгалтерского баланса
2. Понятие и значение бухгалтерской отчетности
2.1. Состав отчетности и основные требования
К сожалению, в современном мире, при наличии многообразных видов деятельности и операций, следование единым правилам зачастую не обеспечивает достоверность и полноту бухгалтерской отчетности. Исходя из этого, ПБУ 4/99 впервые допускает возможность современному бухгалтеру дать свою оценку достоверности и полноте отображения финансового положения и финансовых достижений фирмы: «В случае, если составляя бухгалтерскую отчетность применение правил настоящего Положения не позволяет создать достоверное и полное представление о финансовом состоянии предприятия, финансовых достижениях деятельности и изменениях в финансовом положении, то предприятие в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил» [19].
Любое несоответствие установленным правилам необходимо освятить в пояснительной записке [17]. Получается, что, начиная исследовать данные бухгалтерской балансовой отчетности, аналитик обязан как можно точно и внимательно изучить ее.
Важным условием создания бухгалтерской отчетности является обязанность предприятия соблюдать нейтральность предоставляемой информации, заключающейся в ней, что значит, исключена возможность одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей перед другими [18].
К этой информации относятся такое требования как:
• соблюдение отчетного периода
• достоверность и полнота – отображаемые в отчетности, показатели обязаны подкрепляться надлежаще оформленными первичными документами и бухгалтерскими записями, такие показатели отображают полно все факты деятельности, имевшие место в отчетном периоде
• последовательность – другими словами, необходимо придерживаться постоянства в формах и содержании бухгалтерской отчетности, а также пояснений к ней
• нейтральность – данные должны отличаться отсутствием какой-либо заинтересованности с чьей-либо стороны
• сопоставимость – информация в бухгалтерской отчетности, обязана соответствовать реальному положению дел с точки зрения управленческого и финансового анализа, а также использования их итогов в управленческом деле
• соблюдение правильного оформления [17].
Важно учитывать, что бухгалтерская отчетность предприятия обязана охватывать показатели деятельности абсолютно всех филиалов, представительств и иных подразделений, даже тех, что выделены на отдельные балансы [20].
В некоторых случаях, существует необходимость изменить существующие содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним. И в случае, если предприятие предоставит обоснование для каждого такого изменения, вполне возможно будет их учесть [21].
Итак, отметим, что современная нормативная база может позволить создать достоверную и полную бухгалтерскую финансовую отчетность для финансового анализа. Но для грамотного пользования ей требуется не только владеть аналитическими методами, но и быть в курсе правил формирования финансовых показателей, и принимать во внимание то, что в разных компаниях одинаковые показатели могут образовываться по-разному (что связано с определенными особенностями учетной политики экономических субъектов).
2.2. Характеристика типовых форм бухгалтерской отчетности
Рассмотрим же основные формы бухгалтерской отчетности по порядку. Как уже было сказано в предыдущей главе, оценивая статьи бухгалтерской отчетности предприятию необходимо соблюдать требования, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» [22].
Форма № 1. Бухгалтерский баланс. Как уже было расписано первой части моей курсовой работы, эта форма наиболее важна для структуры отчетности предприятия. Учитывая, что это пункт уже был ранее подробно описан, мы не станем вновь заострять на нем внимание, и рассмотрим более подробно другие формы бухгалтерской финансовой отчетности. А здесь лишь вкратце конкретизируем 5 разделов бухгалтерского баланса.
Раздел I «Внеоборотные активы». В него входят такие группы статей как:
1) нематериальные активы (те, что отображаются в балансе по остаточной стоимости (не учитывая амортизацию) и являются таковыми в соответствии с ПБУ 14/2007 [23]);
2) основные средства (тут находится оценка всех основных средств, являющихся таковыми согласно ПБУ 6/01. [24]; т.е. данные по действующим средствам, находящимся на консервации или в запасе. Расшифровка движения таких средств в течение отчетного года дается в форме № 5);
3) незавершенное строительство (эта статья отображает затраты на строительно-монтажные работы, которые осуществляются разными способами, а также затраты на капитальные вложения, которые в свою очередь связаны с получением основных средств до введения их в эксплуатацию);
4) доходные вложения в материальные ценности (состоит из доходных вложений в ценности, которые дают предприятию во временное пользование за определенную плату в соответствии с договором аренды);
5) долгосрочные финансовые вложения (это инвестиции в виде вложений на длительный срок (более года) в ценные бумаги/ капиталы других компаний); [20]
6) отложенные налоговые активы (это часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль, который нужно оплатить в следующем или последующем отчетном периоде согласно ПБУ 18/02 [25]);
7) прочие внеоборотные активы (в этой статье информация о средствах и вложениях долгосрочного вида, не отразившихся в предыдущих статьях первого раздела).
Раздел II «Оборотные активы». Здесь следующие группы статей:
1) запасы (это реальная себестоимость активов, признаваемых запасами в соответствии с ПБУ 5/01 [26]);
2) налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (в этой статье указывают сумму налога на добавленную стоимость по материальным источникам, которые обретены у поставщиков согласно с договорами закупки);
3) дебиторская задолженность (включает в себя еще две статьи, зависящие от сроков ее возникновения: краткосрочная (платежи, ожидаемые в течении года после отчетной даты) и долгосрочная (платежи, ожидаемые более года после отчетной даты). Более подробно состояние и движение дебиторской задолженности в форме№5);
4) краткосрочные финансовые вложения (составляют краткосрочные займы для самой организации и ее инвестиции в ценные бумаги других элементов); [20]
5) денежные средства (их приводят в валюте, действующей в РФ, в суммах, вычисленных путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года); [27]
6) прочие оборотные активы (содержат информацию, не отразившуюся в предыдущих статьях второго раздела).
Раздел III «Капитал и резервы». Этот раздел объединяет долгосрочные источники предприятия [14]:
1) уставный (складочный) капитал – сумма вкладов (долей акций, паевых взносов) учредителей предприятия;
2) собственные акции, выкупленные у акционеров, – цена выкупленных у акционеров ценных бумаг с возможной перепродажей или аннулирования.
3) добавочный капитал – итог переоценивания основных средств и образования эмиссионного дохода;
4) резервный капитал – совокупность резервов, созданных согласно законодательству и учредительным документам;
5) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – прибыль (убыток) делящаяся на:
- прибыль (убыток), сохранившийся в распоряжении предприятия по итогам работы за прошлые периоды,
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года.
Раздел IV. «Долгосрочные обязательства». Тоже содержит ряд статей:
1) займы и кредиты на краткосрочный период;
2) отложенные налоговые обязательства – произведение ставки налога на прибыль на налогооблагаемую временную разницу; [25]
• прочие долгосрочные обязательства (суммы долгосрочных задолжностей).
Раздел V. «Краткосрочные обязательства». Раздел ключает в себя такие суммы: [20]
1) займы и кредиты (требующие погашения в течение года после отчетной даты);
2) кредиторская задолженность (суммы задолженности поставщикам и т.д.);
3) задолженность участникам по выплате доходов (суммы задолженности по причитающимся к выплате дивидендам;
4) доходы будущих периодов (доходы, обретенные в отчетном периоде, но принадлежащие к следующему отчетному периоду);
5) резервы предстоящих расходов (резервы на предстоящую оплату отпусков работников; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств и прочие резервы;
6) прочие краткосрочные обязательства.
Важно понимать, что обязательства по расчетам с банками и бюджетом должны быть связаны и одинаковы. Отсутствие соответвия этих сумм при формировании бухгалтерского финансового баланса не имеет места [14].
Форма №2. Отчет о прибылях и убытках. В этой форме отображаются финансовые итоговые показатели предприятия, его доходы и расходы. В свою очередь доходы и расходы делят на определенные группы [20].
К первой, относят доходы и расходы по обычным видам деятельности. Она состоит из показателей объемов продаж продукта, себестоимости реализованного продукта, валовую прибыль, значение коммерческих и управленческих расходов, а также прибыль (убыток) от продаж.
Ко второй - прочие доходы и расходы. В этой группе доходов и расходов располагаются проценты к получению и уплате, прибыль от участия в каких-либо предприятиях и другие доходы и расходы, не относящиеся к расходам по стандартным формам деятельности.
В тоже время форма №2 включает в себя:
- отложенные налоговые активы;
- прибыль до налогообложения
- текущий налог на прибыль;
- отложенные налоговые обязательства;
- чистая прибыль организации [28].
Форма №3. Отчет об изменениях капитала. Она представляет собой показатели состояния и передвижения личного капитала компании, ее целевого финансирования и поступлений, в так же резервов предстоящих расходов и платежей и оценочных резервов. Передвижение любого вида капитала или резервов выстроено путем балансового уравнения [11].
Само уравнение состоит из остатка средств различных видов капитала, резервов и фондов на начало отчетного периода (ОСн), повышения капитала (По), израсходования капитала (Ио) и, наконец, остатка средств различных видов капитала, резервов и фондов на конец отчетного периода (ОСк).
Конечный вид формулы выглядит так: ОСн + По – Ио = ОСк
Так же отчет имеет еще несколько разделов:
1) «Изменение капитала». В нем находятся значения, отражающие наличие и движение составных элементов капитала предприятия;
2) «Резервы». Здесь содержится информация обо всех резервах, возникших в результате образования нераспределенной прибыли предприятия согласно учетной политике и нормативным законодательным актам;
3) «Справки». Включат в себя важный аналитический показатель, а именно величину чистых активов компании на начало и конец отчетного периода [11].
Форма №4. Отчет о движении денежных средств. В такой форме можно увидеть денежные потоки (показатели движения финансов) [20].
Денежные потоки – это сумма всех передвижений денежных средств, которые образуются в результате разных операций организации (см. Приложение 8). Информация этого отчета обязана описывать любые перемены в денежном состоянии предприятия в разрезе всех видов деятельности.
Всего таких видов деятельности три: текущая, инвестиционная и финансовая. К первому виду относят деятельность компании, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной или неосновной цели. Это может быть заготовка какой-то продукции, продажа и прочее.
Ко второму, инвестиционному, виду деятельности относят такую деятельность, как покупку предприятием земли, какой-либо недвижимости, нематериальных и прочих внеоборотных активов, оборудования. Но помимо приобретения, сюда же относят и деятельность, связанную с их продажей. Это может быть, собственное строительство, расходы НИОКР, финансовые вложения.
И наконец, к третьему, финансовому, виду деятельности причисляют такую деятельность, которая в итоге изменяет размер и структуру личного капитала предприятия, а также заемных средств [28].
В конце концов, рассчитывают суммарное значение чистых денежных средств для каждого вида деятельности, а затем вычисляется общее чистое повышение или понижение финансовых средств, а также их остаток на конец отчетного периода.
Форма №5. Приложение к бухгалтерскому балансу. Эта форма необходима для более подробного раскрытия данных о личных активах организации, нематериальных активах, доходных инвестиций в материальные ценности. Здесь же записывают информацию о начальной стоимости этих активов и начисленной амортизации [20].