Файл: Страхование и его роль на финансовом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

M. Dordin говорит о том, что сотрудничество с банком позволяет страховой компании снизить издержки, связанные с дистрибуцией страховых продуктов, поскольку появляется возможность предлагать услуги клиентам и заключать договора прямо на территории банка.[11] Если речь идет о страховой компании, которая является для банка дочерней, то страховая может рассчитывать на инвестиции от материнской компании.

Для банка взаимодействие со страховой компанией имеет свои преимущества. Во-первых, банк в процессе банкострахования выигрывает от того, что его риски (в особенности риск невозврата кредитов) являются застрахованными. В случае если клиент банка по определенной причине не сможет продолжать исполнение обязательств по кредиту, но будет заключен договор страхования, при наступлении страхового случая взносы по кредиту продолжает выплачивать страховая компания.[12] Таким образом, банк не теряет средства, не возникает просроченной задолженности, в связи с этим банк может формировать меньший резерв на возможные потери по кредитам. Однако стоит понимать, что в случае, когда банк участвует в капитале страховой компании и/или находится с ней в одной финансовой группе, проблемы страховой могут негативно отразиться на деятельности самого банка.

В тоже время банкострахование, по мнению S. Gonual и др., является дополнительным источником прибыли для банка, поскольку страховые компании платят банку комиссию за предложение своих услуг клиентам.[13]

Страхование в банковской сфере позволяет банку расширить перечень предлагаемых клиентам услуг. Банкам запрещено самостоятельно заниматься страховой деятельностью, однако факт, что договор страхования можно оформить прямо в банковском офисе, делает банк более привлекательным и удобным для клиентов и расширяет его клиентскую базу.[14]

Важным является и то, что взаимодействие банка и страховой компании позволяет объединить усилия и знания сторон для создания совместных продуктов, которые станут более выгодными и конкурентоспособными. Также сотрудничество кредитной организации и страховой компании позволит улучшить качество работы. Организации имеют дело с разными стилями управления, у каждой фирмы своя стратегия и требования. Тесно работая вместе, банк и страховая могут изучать опыт друг друга и адаптировать его в собственной компании. E.Clipici и C.Bolovan отмечают, что страховые компании обычно имеют хорошо развитые техники оценки риска, которые впоследствии могут быть использованы банком.[15]


На практике наличие тех или иных выгод зависит от многих факторов, среди которых размер банка и страховой компании, их имидж, правовое регулирование, уровень развития рынка, культурный аспект и, как было обозначено ранее, модель взаимодействия банка и страховой компании. В таблице 1 приведены сравнительные преимущества банкострахования в зависимости от модели взаимодействия банка и страховой компании (составлена C.Wong, L.Cheung[16], дополнена автором). Под Д понимается дистрибуция страховых продуктов через банковский канал, то есть модели чистой дистрибуции и стратегического альянса. Под СП понимается модель совместного предприятия, под ФХ – модель финансового холдинга.

Таблица 1

Сравнительные преимущества банкострахования в зависимости от модели взаимодействия банка и страховой компании

Преимущества

Д

СП

ФХ

Дополнительный источник дохода для банка

Х

Х

Х

Расширение клиентской базы

Х

Х

Х

Создание совместных продуктов

Х

Х

Техническая интеграция

Х

Х

Полное отсутствие риска банка

Х

Доступ к фондам банка

Х

Х

Снижение зависимости страховой компании от других агентов

Х

Х

Х

Из таблицы 1 видно, что в зависимости от выбранной модели взаимодействия между банком и страховой компанией преимущества банкострахования разные. Техническая интеграция участников, а также их совместная работа над предлагаемыми клиентам продуктами возможны только при тесном сотрудничестве, то есть только в случае стратегического альянса и финансового холдинга.

Когда банк участвует в капитале страховой компании и/или находится с ней в одном финансовой группе, то проблемы страховой могут негативно отразиться на деятельности самого банка, то есть банк имеет определенную степень риска, связанного с договорами страхования.[17] В этих же случаях банки могут инвестировать в страховую компанию. Что касается случая, когда банк является лишь дистрибьютором страховых продуктов, то здесь все обстоит иначе и менее рискованно.


ГЛАВА2. РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ

2.1. Анализ динамики страхования в банковской сфере

Общеизвестным является факт того, что все более заметное влияние на экономику России оказывают общемировые тенденции, однако в нашу страну они приходят с заметным запозданием. В то время как за рубежом страхование в банковской сфере развивается уже давно и к настоящему моменту достигло высокого уровня развития и популярности, в России данный феномен получил распространение лишь в последнее десятилетие. С 2006 года в научной среде активно появляются работы отечественных ученых, посвященные теоретической основе банковского страхования, что было описано в первой главе. Взаимоотношения банков и страховых компаний стало популярной мировой практикой с 80-х годов 20 века, однако российские банки стали сотрудничать со страховщиками на 25 лет позже.

В первую очередь необходимо проанализировать, как развивается банкострахование в России, изучить динамику его объемов и определить ключевые тенденции. Как было решено в первой главе, мы будем анализировать лишь страхование, связанное с кредитованием, а также страхование рисков самого банка, поскольку данные виды прямо связаны с банковскими рисками и способны защитить банк от убытков. В таблице 2 представлена динамика страховых взносов на рынке банкострахования России в период с 2008 года по 2016 год, источником данным выступило рейтинговое агенство «ЭКСПЕРТ РА».[18]

Таблица 2

Объем страховых взносов банкострахования России в 2008-2016гг., млрд руб.

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Общий объем

70

91,7

82,5

96,1

125

168,2

193,4

214

213

Розничное страхование, связанное с кредитованием

53,9

73,4

62,5

74,4

101

132,7

142,1

130,8

104

Страхование юридических лиц через банки

12

14,7

13,4

15,4

16

17,7

16,2

14,7

12,6

Кредитное страхование, всего

65,9

88,1

75,9

89,8

117

150,4

158,3

145,5

116,6

Страхование рисков банков

3,7

3,7

3,6

6,3

8

10,1

8,4

10,5

13,7


За исследуемый период снижение объема взносов имело место только два раза – в 2010 году и 2016 году. Поскольку в 2009 году и 2015 году в России наблюдалась макроэкономическая нестабильность и экономические проблемы, можно сделать вывод, что кризисные явления снижают объем банкострахования. Динамика объемов взносов по банкострахованию напрямую зависит от динамики объемов кредитования в стране (приложение 1) – с ростом выданных кредитов увеличивается и объем страховых взносов от банкострахования.

Также интерес представляет доля рынка, приходящаяся на отдельные виды банковского страхования. Из таблицы 3 видно, что кредитное страхование в банковской сфере составляет преимущественную долю всего рынка банкострахования России. Однако с 2013 года эта доля начинает падать, так как развитие получает некредитное страхование. Что касается страхования банковских рисков, то его доля в общем объеме страхования в банковской сфере изменяется незначительно – от минимума в 4% в 2009 году до максимума в 6,6% в 2011 году.

Таблица 3

Доля отдельных видов банкострахования, %

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Розничное кредитное страхование

77,0

80,0

75,8

77,4

80,8

78,9

73,5

61,1

48,8

Страхование юридических лиц (кредитное)

17,1

16,0

16,2

16,0

12,8

10,5

8,4

6,9

5,9

Страхования собственных рисков банка

5,3

4,0

4,4

6,6

6,4

6,0

4,3

4,9

6,4

В данной работе отдельное внимание будет уделено трем видам банкострахования – розничному кредитному банкострахованию, страхованию юридических лиц через банки и страхованию собственных рисков банков.

Таблица 4

Динамика объемов розничного банкострахования кредитного характера по видам, млрд руб.

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Розничное страхование, связанное с кредитованием, всего

53,9

73,4

62,5

74,4

101

132,7

142,1

130,8

104,0

Ипотечное страхование (титул, залог, жизнь заемщика, ответственность за непогашение кредита)

6,6

13,2

9,8

10,3

12,1

13,5

12,8

16,1

20,8

Автострахование (КАСКО, ОСАГО, ДСАГО), без учета дилерского канала

41,9

55,8

44,2

45,1

56,2

59,8

40,0

34,9

15,3

Страхование жизни и здоровья заемщика потребкредитов, в т.ч. от несчастного случая

4,6

2,9

8,5

18,3

28

49,6

71,8

59,4

45,3

Страхование заемщика от потери работы

0,8

1,5

0,0

0,7

3,6

8,2

9,9

8,9

13,3

Прочие виды розничного страхования заемщиков

1,1

1,6

7,6

11,5

9,3


В таблице 4 представлена динамика объемов страховых взносов по розничному банкострахованию. До 2010 года наблюдался общий рост объема кредитного банкострахования физических лиц, что в первую очередь было связано с активным ростом кредитования. Наибольшая доля в 2008 и 2009 годах приходилась на автострахование (78% и 76%), причинами чего были высокий спрос на новые автомобили и строительство на территории России новых автомобильных заводов известных марок (Toyota, Volkswagen).[19] Эти факты вызвали бум продаж автомобилей, при этом более половины продаж транспортных средств осуществлялось за счет банковского кредита. Наряду с этим растет и средняя величина кредита, так как спрос на автомобили смещается в более дорогой сегмент. Кризис 2009-2010 годов ударил по объемам рынка банкострахования, поскольку снился объем кредитования. Хотя по сравнению с 2008 годом объем взносов по розничному банкострахованию в 2009 году вырос на 36%, этот рост обеспечивался за счет операций в 1 и 2 кварталах 2009 года, в 3 квартале темпы роста значительно снизились, а в 4 квартале кредитование почти остановилось. Автострахование, которое было основным источником роста, перестало практически полностью реализовываться, поскольку с середины 2009 года автокредитование замерло. В этом же году ипотечное страхование выросло в два раза, несмотря на замедление развития во второй половине года, поскольку данная статья поддерживалась за счет получения выплат по старым договорам страхования. Результаты кризиса проявились наиболее ярко в 2010 году, когда общий объем банкострахования розницы упал на 15%, страхование ипотеки через банковский канал – на 26%, а автостахование – на 21% (рисунок 1).

Рисунок1. Темпы прироста розничного кредитного банкострахования, %

Оживление рынка страхования в банковской сфере начало происходить в 2011 году по мере возвращения кредитования в стадию роста. Автострахование выросло всего на 2%, поскольку кредитование и страхование при покупке автотранспортного средства стало перетекать в дилерский канал. Однако становится все более популярным страхование жизни и здоровья заемщиков, объемы которого в 2009 году составляли 2,9 млрд рублей, а в 2011 году выросли до 18,3 млрд рублей. 2012 год был ознаменован продолжением тенденции розничного банкострахования к росту, в этом году оно увеличилось на 36% по сравнению с 19% в предыдущем. Замедлился рост ипотечного страхования, что связано с отказами от пролонгации старых договоров. Активный рост кредитования – краткосрочная тенденция, связанная с выходом из кризиса, уже в 2013 году началось снижение темпов роста розничного банкострахования. В 2013 году наращивание объемов рынка было обеспечено в основном за счет страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, которое увеличилось на 77%. Автострахование выросло незначительно, поскольку все большая часть этого вида страхования переходила в дилерский канал в связи с высокой активностью дилеров и предложением ими более интересных условий. Также можно отметить, что повысился спрос на страхование заемщиков от потери работы – объемы взносов по данному виду выросли на 127%.