Файл: Статус нотариуса (О должности нотариуса в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, фигура нотариуса является значимой и основной в осуществлении нотариальной деятельности. Превентивное правосудие в лице российского нотариата - это удобный способ совершения удостоверения различной сложности документации. Говоря о правоохранительных функциях нотариатов, можно выделить следующие их актуальные черты: универсальность, удобство и быстротечность.
Вышеуказанные признаки полностью подходят для условий высокоразвитого гражданского общества., так как возникают различного рода споры, требующие их быстрого профессионального разрешения с сохранением дружелюбных отношений. Несомненно, такая «идеальная» модель механизма разрешения гражданских споров в реалиях современного бизнеса является значительным плюсом для российской правозащитной системы в целом[1].
Целью данной работы является изучение вопросов, связанных с рассмотрением правового статуса нотариуса в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Исследовать теоретические аспекты развития должности нотариуса;
- Изучить правовой статус нотариуса в Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу работы составили: действующее законодательство России: Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты в сфере правоохранительных органов и нотариального права Российской Федерации.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУС РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
1.1 О должности нотариуса в Российской Федерации
Первоначально о состоянии теории относительно статуса нотариуса.
Так, И.В. Москаленко, сфокусировав внимание на «статусе российского нотариата», высказала следующее обобщающее суждение: «В каком направлении будет двигаться российское законодательство о нотариальной деятельности, покажет время. Хотелось бы надеяться, что это будет движение в направлении укрепления демократических ценностей и развития частной инициативы, ликвидации мелочной опеки и подозрительности, предоставления надежных гарантий всем участникам нотариальной деятельности и повышения их ответственности. Безусловно, нотариальная деятельность является неотъемлемой частью механизма правореализации и правовой охраны в любом государстве, и в этом отношении ее значение действительно велико, но отнюдь не исключительно. Но этого, к сожалению, еще нельзя сказать о конкретных организационных формах осуществления данной деятельности: она может быть целиком монополизирована государством, а может осуществляться независимыми лицами, не состоящими на государственной службе. Россия представляет собой смешанный вариант ее организации. И эту двойственность невозможно оценивать однозначно. Слишком много угроз таит она в себе, осложняющих развитие законодательства о нотариате элементами конкуренции и монополизма, ненужными для нотариальной деятельности. Наиболее оптимальным представляется все же вариант, устанавливающий единый статус основного субъекта нотариальной деятельности — нотариуса, предполагающий ликвидацию государственных нотариальных контор, уход государства из сферы нотариального обслуживания с оставлением за собой функций жесткого контроля за его осуществлением»[2].
О.Н. Воронова, рассмотрев «роль и место нотариусов в системе бесплатной юридической помощи», сформулировала вывод о том, что «круг лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, может быть расширен путем включения в него должностных лиц органов местного самоуправления и должностных лиц консульских учреждений, уполномоченных совершать нотариальные действия» («Таким образом, расширение круга субъектов оказания бесплатной юридической помощи в условиях Российской Федерации, имеющей большую площадь и значительные расстояния, позволит выстроить систему оказания квалифицированной юридической помощи для всех нуждающихся в ней лиц, в том числе и бесплатно»). Некоторые авторы отмечают безосновательность бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, ввиду несоответствия положениям ст. 48 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г..
О.В. Романовская проанализировала «содержание требования о наличии высшего юридического образования, предъявляемого к кандидату на должность нотариуса» («С учетом всех вышеизложенных обстоятельств следует только приветствовать внесение изменений в Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». И не надо изобретать велосипед. Необходимо данное правило просто продублировать в Основах законодательства РФ о нотариате»).
Однозначен вывод правоприменителя С. Безусова: «Таким образом, хочется высказать однозначное мнение, подтвержденное при этом законодателем: нотариус, занимающийся частной практикой, не только не является, но и по своему социально — правовому статусу не может быть должностным лицом, поскольку в этом случае он просто физически не в состоянии будет осуществлять свою изначальную и главную функцию правового и имущественного гаранта гражданского оборота».
Н.В. Сучкова оперирует термином «должность нотариуса» («Таким образом, вполне допустима ситуация, при которой на момент проведения конкурса его участники могут и не иметь рекомендаций нотариальной палаты. Но в таком случае участник конкурса не может быть признан его победителем и, соответственно, не может быть назначен на должность нотариуса»).
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно должности нотариуса предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.
В первую очередь обращаем внимание на «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. («Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации: 1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; 2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; 3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; 4) сдавший квалификационный экзамен. Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо: 1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу; 3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление; 5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса; 6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья). При совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность» — ст. 2). Обращаем внимание на название главы II («Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса») (статьи 12—14) названного нормативного правового акта с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов10. Представляется обоснованным использование в нормативном правовом акте исключительно термина «должность нотариуса».
Термин «должность нотариуса» используется и в подзаконных нормативных правовых актах: Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе» № 275 от 26 ноября 2008 г.; Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса» № 430 от 23 декабря 2009 г.; Приказ Минюста России «Об утверждении Порядка замещения должностей нотариусов, учреждаемых в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» № 81 от 21 апреля 2014 г.; Приказ Минюста России «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» № 151 от 29 июня 2015 г.; Приказ Минюста России Об утверждении Порядка назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе» № 12 от 22 января 2016 г.; Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» № 63 от 30 марта 2018 г..
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, нотариус является основным субъектом всякого нотариального действия.
Во-вторых, отождествление статуса нотариуса с должностью нотариуса является обоснованным и подтверждает его персональную ответственность при осуществлении неправомерной нотариальной деятельности.
В-третьих, целесообразно принятие Федерального закона РФ «О должности нотариуса в Российской Федерации»
1.2 Правовое положение помощника нотариуса
Одним из обязательных условий для назначения нотариуса в Российской Федерации является завершение стажировки не менее одного года в государственной нотариальной конторе или нотариусе, занимающемся частной практикой. Период стажировки для лиц, имеющих не менее трех лет опыта работы в юридической профессии, может быть уменьшен совместным решением органа правосудия и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть меньше шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется решением Совета Федеральной палаты нотариусов и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 179. Порядок прохождения стажировки лицами, применяющими на должность нотариуса.
Лицо принимается на стажировку, если: 1) является гражданином Российской Федерации; 2) имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного стандарта или полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке; 3) имеет необходимый уровень подготовки.
Для определения уровня подготовки лиц, желающих пройти курс обучения у нотариусов, проводится экзамен. Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, принимают решение о необходимости создания комиссии, которой могут быть поручены экзамены лиц, желающих пройти обучение нотариусами , а также другие функции для организации стажировки. Количество постов нотариусов определяется ежегодно совместным решением органа правосудия и нотариальной палаты.
Заявление о допуске к экзамену в форме, установленной органом правосудия, подается лицом, желающим пройти стажировку у нотариуса, по крайней мере, за один месяц до даты экзамена (не менее чем за два месяца до даты выезд в общественные места в помещении органа юстиции и нотариальные информационные материалы о предстоящей стажировке). При подаче заявки предоставляются оригиналы и копии: документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации; документ государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, или документ о высшем юридическом образовании, полученный в другом государстве и признанный в Российской Федерации в установленном порядке; документ, подтверждающий длительность обслуживания (книжку работы) - если у вас есть опыт работы.
Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают кандидатуры руководителей стажировок среди нотариусов, имеющих не менее трех лет опыта работы в качестве нотариуса при условии, что у них есть соответствующие условия для организации работы стажера.
После экспертизы орган правосудия и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, которые показали наилучшие результаты на экзамене. На основании этого решения орган юстиции или нотариальная палата заключают трудовой договор с указанными лицами на период стажировки не позднее месяца со дня экзамена. Дата начала стажировки одинакова для всех стажеров. Назначение на должность стажера с указанием главы стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а также нотариальной палатой в качестве стажера нотариуса, занимающегося частной практикой. Оплата труда за стажера нотариуса, который занимается частной практикой, оплачивается из фонда заработной платы нотариальной палаты. Работа стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.