Файл: Анализ методов диагностики особенностей мышления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными формами организации конструирования являются: конструирование по образцу, по замыслу, по теме, по модели, по условиям.

Конструирование по образцу.

В процессе этой деятельности дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследования образца помогает овладеть обобщенным способом анализа. Анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями, усвоению функционального назначения каждой из них и создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность.

Конструирование по замыслу.

Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности, здесь каждый ребенок сам решает, что и как он будет строить. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений.

Конструирование по заданной схеме.

Предлагается общая тематика построек («Дома», «Транспорт», «Мебель» и т.п.), и дети сами создают конкретные замыслы, и сами выбирают способы их выполнения. Основная цель - актуализация и закрепление знаний и умений.

Конструирование по модели. (А.Р. Лурия 1948 год) Детям в качестве образца давали модель какой либо конструкции, скрывающую её основные части, например: модель, обклеенная плотной бумагой. Дошкольники должны были построить такую же модель, т.е. им предлагали определенную задачу, но не давали способа решения. Так дети приобретают умение мысленно анализировать предмет. Некоторые исследователи, в их числе им Ф.В Изотова, в качестве образца использовали рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки. Другие исследователи, среди которых А.Н. Давидчук (1973 год), предлагая воспроизвести образец, давали детям строительный материал, в котором не было отдельных деталей, составляющих эту конструкцию, их следовало заменить имеющимися.

Б.П. Никитин в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» предлагает три вида заданий: построить модели по чертежам, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Эти задания учат детей мыслить пространственными образами (объемными фигурами) и умению их комбинировать.

Конструирование по условиям. (И.Н. Поддъяков ) В данном случае детей не знакомят ни с образом постройки, ни со способами ее возведения, а задают условия, которым постройка должна соответствовать. То, что не обходимо получить в процессе решения задачи, и то, что дано ребенку в ее условии, существенно отличается друг от друга, и переход от первого ко второму требует радикальных преобразований исходных данных в мыслительном плане. Ребенок, чтобы иметь представление о том, что за объект ему необходимо построить вынужден идти от анализа данных ему условий, последовательно воссоздавая целостный облик будущей поделки. В этом процессе у детей происходит интенсивное формирование умений строить новый образ будущего предмета на основе исходных образов, которые радикально отличаются от конечного продукта мышления.


Заключение

А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.д. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По самому своему существу мышление необходимы лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей свое начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышления попросту не требуется.

Важнейший механизм творческого мышления заключается в следующем. В процессе мышления объект включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Вслед за Л.С. Рубинштейном мы будем различать наглядно действенное мышление и наглядно-образное мышление.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.


Итак, главным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умения различать план реальных объектов и план их моделей. В процессе использования моделей у детей формируются действия, которые характеризуются своей двойственной направленностью - они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений. Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. В начале формируется система анализирующих действий, в процессе которой ребенка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета. Затем продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в которой ребенок воссоздает в начале основные части предметов, а затем производные. В ходе этого у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании.

Список использованной литературы

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. - М.,2018 г..

2. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск, 2017 г.

3. Богословский В.В. Общая психология. -М., 2017 г.

4. Брушлинский А.В. Мышления и прогнозирование. М.: Мысль. 2018 г.

5. Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 2019 г.

6. Выготский Л. С, Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления,- М.,2017 г.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М: Академия пед. наук РСФСР. 2019 г.

8. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 2018 г.

9. Гуружапов В.А. Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина – Давыдова) 2018 г.

10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М.,2018 г.

11. Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. - М.2017 г.

12. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3,2018 г.


13. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3,2018 г.

14. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. 52018 г.

15. Зак А.З. Различие в мыслительной деятельности младших школьников. Воронеж, 2017 г.

16. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Брунера Н. - М.,2018 г.

17. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М, 2018 г.

18. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребёнка в дошкольном образовании. - М.: Макс-Пресс, 2017 г.

19. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. - М.: Наука. 2019 г.

20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 2018 г.

21. Лурия А.Г. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука. 2018 г.

22. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2018 г.

23. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2017

24. Никольская И.Л. Азбука рассуждения. - М.: Академия. 2018 г

25. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 2017 г.

Методики диагностики мышления, их описание,

достоинства и недостатки.

Существует достаточно много различных психодиагностических методов для исследования мышления. До XX века существовал только метод самонаблюдения. Лущихина выделяет следующие методы:

  • Метод наблюдения.
  • Метод беседы.
  • Анкетирование.
  • Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи.
  • Тестирование. Необходима всегда норма для выборки.
  • Самонаблюдение.
  • Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование.
  • Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов.

Желательно пользоваться всегда батареей методов. Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления.

Примеры методик для исследования уровня мышления

Методика «Раздели на группы»

Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка.

Ребенку показывают картинку, изображенную на рис 1, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»


На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Выводы об уровне развития

Замечание

Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп

10 баллов

Ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

Очень высокий

8-9 баллов

Ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

Высокий

6-7 баллов

ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

Средний

4-5 баллов

За время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

2-3 балла

За время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

Низкий

0-1 балл

За время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

Очень низкий

Позволяет выявить уровень образно-логического мышления.

На проведение данной методики

Требуется небольшое количество времени.

Позволяет выявить у детей наличие понятия о геометрических фигурах.

Нет возможности группового диагностирования.

Требует затрат времени на подготовку раздаточного материала.

Тест: на проверку словесно-логического мышления

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Кто больше: лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают, а вечером?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?
  6. Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?
  7. Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?
  8. Который сейчас час?
  9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка – это…?
  10. На кого похожа собака - на кошку или на курицу?
  11. Для чего на всех автомобилях есть тормоза?
  12. Чем похожи молоток и топор?
  13. Чем отличаются гвоздь и винт?
  14. Что общего между белкой и кошкой?
  15. Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  17. Чем отличаются старый от молодого человека?
  18. Для чего занимаются спортом?
  19. почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?
  20. Для чего на конверте марка?

Выводы об уровне развития

Правильны ответы на 20-18 вопросов

Ребенок готов к школе на 17-14

Средняя готовностьна 14-13

Необходимы дополнительные обследованияот 13 и ниже