Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и содержание социального обслуживания
1.2 Место правовых норм о социальном обслуживании населения в праве социального обеспечения
1.3 Правовые основы права граждан на социальное обслуживание в современной России
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Перечни гарантированных государством социальных услуг и стандарты социального обслуживания
ВВЕДЕНИЕ
Государство как одна из самых главных политических организаций в обществе призвано обеспечивать достойный уровень и качество жизни всем ее гражданам. Для обеспечения жизненно важных интересов населения, достойных условий жизни и деятельности, материального благополучия и прочего, существует конституционная норма, закрепленная в ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации [1], которая устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обслуживание выступает в качестве одного из институтов права социального обеспечения и выполняет ряд важнейших функций, которые связаны не только с поддержкой неимущих, больных, слабых граждан или лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, но и со стимуляцией развития общества.
Институт социального облуживания в Российской Федерации находится на этапе своего становления, что подтверждается целым рядом изменений, внесенных в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» на протяжении 2017-2018 годов.
На сегодняшний день не теряют своей актуальности для государства следующие вопросы: обеспечение социально незащищенных категорий населения комплексным социальным обслуживанием, повышение уровня их бытового и медицинского обслуживания, гарантированных действующим законодательством, усовершенствование технологии социального обслуживания и методов социальной работы.
Изложенным выше обосновывается актуальность темы исследования данной курсовой работы.
Целью исследования данной курсовой работы будет изучение понятия и особенностей правового регулирования социального обслуживания в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы социального обслуживания населения в Российской Федерации;
- проанализировать правовое регулирование отдельных видов социального обслуживания населения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают российские законодательные и подзаконные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ в сфере социального обслуживания населения, законопроекты, теоретические исследования по данному вопросу, практика органов и учреждений социального обслуживания населения.
В работе использовались методы анализа, синтеза, сравнительно-правовой и обобщение изученного материала, из которых были выбраны мнения различных авторов по тем или иным понятиям.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и содержание социального обслуживания
Анализ национального законодательства позволяет сделать вывод, что словосочетание «право на социальное обслуживание» прямо не используется в нормативных правовых актах Российской Федерации. При этом, в научной литературе сложилась однозначная позиция, что право на социальное обслуживание представляет собой социальное право, которое является составляющей права на социальную защиту. Такую же позицию занимает и законодатель, устанавливая, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Характерной чертой социальных прав является то, что для их реализации необходима активная деятельность государства по созданию необходимых организационно-правовых и финансовых механизмов. Уровень, содержание и качество обеспечения права на социальное обслуживание отражает уровень развития конкретного государства и общества, их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность личности. [20, с. 272]
Понятие социального обеспечения рассматривается в научной литературе в двух смыслах:
в узком смысле слова под социальным обслуживанием часто понимают предоставление социально-бытовых услуг: предоставление бесплатного питания, помощь в ведении хозяйства, временное помещение в учреждения социальной защиты и др. [18, с. 119];
в широком смысле социальное обслуживание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения. [16, с. 197]
Определим, какой из указанных подходов воспринят российским законодательством.
Понятие социального обслуживания закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2], согласно которому «социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам». Социальная услуга, в свою очередь, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 этого Закона, представляет собой «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».
Перечень социальных услуг, которые предоставляются при организации социального обслуживания, закреплен в ст. 20 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Анализ закрепленного в законе перечня социальных услуг, дает возможность сделать вывод о том, что право граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации предполагает право на предоставление всех услуг во всех сферах жизни населения - медицина, здравоохранении, образование, трудоустройства и т.д., за исключением денежных выплат. Следовательно, в Российской Федерации воспринят широкий подход к трактовке термина «социальное обслуживание».
Право на социальное обслуживание закрепляется во второй главе Конституции Российской Федерации, что дает основания считать это право непременным элементов правового статуса гражданина, следовательно, право на социальное обслуживание является статусным. Кроме того, указанное конституционное право является естественным и сопровождает граждан от самого рождения до смерти, включая достойное погребение. [18, с. 120]
При этом следует понимать, что потребность в социальном обеспечении у человека может не возникнуть. Статья 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет категории граждан нуждающихся в социальном обслуживании, которые с момента начала предоставления социального обеспечения именуются потребителями социальных услуг. Граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании в случае, если имеют место обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Перечень из семи таких обстоятельств предусмотрен ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Однако данный перечень не является закрытым и может быть дополнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались этим правом и существенно расширили перечень лиц, признающихся нуждающимися в социальном обслуживании. Так, например, в Кемеровской области ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан дополнительно признано пять обстоятельств, в Волгоградской области - девять.
Такой подход законодателя позволяет индивидуализировать направленность социального обслуживания в каждом конкретном субъекте Российской Федерации с учетом местных условий, распространенности социальных проблем и т.д.
Еще одним фактором, который отражает индивидуальный подход к социальному обслуживанию (уже на уровне отдельного лица) является необходимость составления индивидуальной программы - документа, в котором указываются следующие аспекты социального обслуживания: форма социального обслуживания; виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг; перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг; мероприятия по социальному сопровождению (ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Практика показывает, что нормативные правовые акты субъектов Федерации могут закреплять существование рекомендуемых индивидуальных программ. Примером такого акта может служить Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 466-р «Об утверждении рекомендуемых индивидуальных программ социального обслуживания получателей социальных услуг в разрезе форм социального обслуживания, видов социальных услуг и категорий получателей социальных услуг в Санкт-Петербурге».
Часть 2 ст. 16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предполагает пересмотр индивидуальной программы в зависимости от изменения потребностей получателя социальных услуг, но не реже чем раз в три года. Данная норма является важным отражением сущности права на социальное обслуживание в Российской Федерации и «свидетельствуют о том, что законодатель принял решение поменять вектор социального обслуживания, заменив поддержку социально незащищенных слоев населения, оказываемую в целях недопущения ухудшения их положения, адресной помощью, которая позволит им преодолеть трудную жизненную ситуацию, иными словами, перейти от выплаты гражданам социальных пособий к самообеспечению ими своих жизненных потребностей». Очевидно, что не все категории получателей социальных услуг способны перейти к самообеспечению жизненных потребностей, прежде всего, это касается случаев, когда необходимость в социальном обеспечении связана с объективами факторами (инвалидность, пожилой возраст и т.д.).
Статья 19 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматриваем существование трех форм социального обслуживания: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в полустационарной форме; социальное обслуживание в стационарной форме.
Предоставление социального обслуживания, по сути, предполагает бесплатность или льготный режим оплаты предоставляемых услуг. В настоящее время согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в форме социального обслуживания предоставляются на бесплатной основе исключительно несовершеннолетним лицам, лицам, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также лицам, которые на дату обращения имеют среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода. При этом, как в случае и с категориями потенциальных получателей социальных услуг, законодатель предусмотрел право субъектов Российской Федерации устанавливать нормативными правовыми актами иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Так, например, в городе Москва правом на бесплатное социальное обслуживание дополнительно наделяются девять категорий граждан преклонного возраста, преимущественно те, чей правовой статус связан с участием в Великой Отечественной Войне, а также инвалиды детства и лица, подвергшиеся насилию. [20, с. 273]
Таким образом, в результате проведенного анализа, можно сформулировать следующие выводы:
социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность организаций социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
субъектами социального обслуживания являются с одной стороны организации социального обслуживания, а с другой стороны потребители социальных услуг - граждане, признанные нуждающимися в социальном обеспечении;
содержанием социального обслуживания являются социальные услуги, которые предоставляются нуждающимся в социальном обеспечении гражданам бесплатно или платно;
право на социальное обслуживание имеет индивидуальную направленность, что выражается в возможности субъектов Российской Федерации расширять круг потенциальных получателей социальных услуг, лиц, которым социальное обслуживание предоставляется бесплатно; в необходимости составления индивидуальных программ социального обслуживания.