Файл: Мораль и право как факторы регуляции общественных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нормы права и морали занимают достаточно важное место в повседневной жизни каждого гражданина. В современном мире существует множество разновидностей социальных норм, но наиболее важными и особенными регуляторами отношений в обществе являются – право и мораль. Дискуссии о соотношении и взаимодействии права и морали начались достаточно давно и продолжаются по сей день.

Правовые основы часто включают в себя рассмотрение некоторых близких по смыслу терминов, между которыми много и сходств и отличий. Одним из приоритетных заданий считается правильное определение морали и права как самостоятельных отраслей.

Право и мораль представляют собой в некотором смысле объектированные регуляторы человеческого поведения в социальных отношениях. Хотя у них имеется ряд общих существенных признаков, это разные типы социальных норм. Но в то же время эти различия не означают их абсолютную изолированность. Это явление подводит нас к мысли о том, что соотношение права и морали должно базироваться на гармоничных началах. Их взаимодействие может быть определено как соединение потенциалов, регулятивных возможностей в целях обеспечения и защиты базовых общественных ценностей.

Мораль и право имеют общую цель - создание необходимых предпосылок для утверждения в обществе порядка, стабильности, условий для реализации индивидом своих различных потребностей. В этом выражается их главная функция. Они в совокупности образуют относительно общий нормативно-регулятивный механизм социальной жизни.

Решению вопросов: в чем сходство и различия этих двух понятий, а также как правильно сформулировать взаимодействия и противоречия моральных и правовых норм, будет способствовать наше исследование.

На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучению проблем соотношения права и морали посвящены труды ученых-правоведов: В.В. Сорокина, А.А. Васильева, И.П. Павлова; В.Н. Кудрявцева; А.Б. Венгерова, В.С. Соловьева, А.М. Фатхутдиновой и других.

Цель работы - рассмотреть общность, различие, взаимодействие, противоречия права и морали.

Задачи проведенного исследования:

- изучить понятие права, признаки, сущность и функции права;

- исследовать понятие морали как социального регулятора общественных отношений;


- проанализировать общность и единство права и морали;

- раскрыть отличие и различие права и морали;

- выявить проблемы взаимодействия и взаимоисключения права и морали.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правом и моралью.

Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с правом и моралью.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.

1. Мораль и право как факторы регуляции общественных отношений

1.1. Понятие права, признаки, сущность и функции права

В современной научно-правовой литературе поднимается масса вопросов, которые возникли несколько столетий назад (например, соотношение государства и права, естественного и позитивного права, права и морали, частного и публичного права, правовых и политических норм, институтов, типов правопонимания и т. п.), но они не получили всестороннего анализа в современных исследованиях. По нашим подсчетам, около 200 отраслей права существовало либо существует сейчас. Только специалистам – историкам права известны такие отрасли права, как земское, квиритское, кулачное, ленное, перегринское, преторское, указное и др. Современная правовая система и правовое пространство обогатились информационным, картельным, коммерческим, компьютерным, космическим, хозяйственным правом и т. п. При всем их многообразии выделим то относительно постоянное, что характерно для определения права. Но, «чтобы так или иначе разрешить спорный в науке вопрос о существе права, необходимо прежде всего остановиться на тех признаках определяемого понятия, которые не вызывают сомнения»[1].


Взгляды на право, его сущность и признаки менялись по мере развития общества. Несмотря на определенную противоречивость различных теоретических концепций, они имеют ряд общих положений: право представляет собой социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества[2]; право в нормативной форме должно отражать требование общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его общностям или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы, потребности личности как первоосновы общества; право выступает как правила поведения, установленные и охраняемые государством. С этой точки зрения право представляет собой норму свободы.

Вопрос о сущности права рассматривается в теории права в качестве одного из основных.

Известно, что сущность любого явления представляет собой совокупность наиболее важных, решающих, фундаментальных, значимых свойств, которыми определяются все остальные его признаки. В этом аспекте сущность права выступает как главная внутренняя качественная основа права, отражающая природу и назначение его в обществе[3].

В системе различных научных концепций прежде всего выделяется нормативная теория, характеризующая те черты права, которые лежат на поверхности данного явления. В реальной жизни право выступает в виде определенной системы правил поведения, изложенных в законах и других нормативно-правовых актах, которые охраняются принудительной силой государства в качестве общеобязательных норм, адресованных всему обществу в целом. Именно через общие правовые нормы государство применяет равный масштаб к неравным людям, благодаря чему происходит индивидуализация абстрактных правил в конкретных жизненных ситуациях[4].

Подобное понимание права получило название «узкого», или нормативного подхода. В соответствии с ним все право сводится к определенной совокупности юридических норм, выражающих государственную волю властвующей социально-политической группы и предназначенных для регулирования общественных отношений. Такой подход имеет свою социальную ценность, поскольку выражение господствующей воли в законе позволяет языком права определить вид и меру возможного и должного поведения людей, установить меру социальной справедливости, предписать, что правильно, а что неправильно, что можно или нужно делать, а от каких действий надо отказаться.


Общественная воля лежит в основе сущности права. Основными признаками права, позволяющими всесторонне раскрыть его нормативное понятие, являются: общеобязательность правовых норм, государственный характер общественной воли носителя власти, связь права с государством и возможность применения государственного принуждения для охраны норм права от нарушения, назначение права как регулятора общественных отношений и другие[5].

Возможности права не исчерпываются законом, поскольку обеспечиваются самой жизнью, практической деятельностью. Поэтому «узкое» представление о праве дополняется более широким, социологическим подходом к его пониманию. В соответствии с ним право выступает как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей, социальных групп, общностей, человеческих институтов[6].

Итак, право – это порядок общественных отношений, определяющих поведение людей в соответствии с государственно выраженной господствующей волей и отраженных в правосознании общества, которые урегулированы сложной системой общеобязательных принципов, нормативных предписаний и действий, охраняемых в необходимых случаях государственным принуждением и нацеленных на установление прочного правового порядка[7].

Регулирование общественных отношений является необходимым условием существования человеческого общества. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое имеет общий характер, поскольку нормы (правила поведения) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. В отличие от этого индивидуальное регулирование относится только к конкретному субъекту и является индивидуальным приказом действовать определенным образом.

Оба вида социального регулирования взаимосвязаны. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных лиц. В свою очередь, индивидуальное регулирование невозможно без общего, т. е. нормативного установления прав и обязанностей, осуществляющего также регулирование отношений и видов деятельности человеческих субъектов.

Социальное регулирование в широком контексте обеспечивается с помощью социальных норм.

Они представляют собой правила поведения общего характера, затрагивающие различные области общественных отношений. Социальные нормы: моральные, политические, религиозные, правовые, корпоративные обычаи, традиции, – оказывают различное по своей силе, характеру и методам воздействия влияние на общественные отношения и играют неодинаковую роль в их формировании и развитии[8].


В системе социальных норм важнейшую роль играют нормы права. Именно право как система общеобязательных, установленных и гарантированных государством юридических норм выступает основным регулятором общественных отношений. Только посредством права государственная воля приобретает значение общеобязательности и общезначимости для населения[9].

Право регулирует наиболее важные стороны общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, регламентирует меру труда и потребления, предусматривает порядок организации и деятельности государственных органов, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и т.д. Право является основным инструментом и средством осуществления государственной власти[10].

Основное предназначение права в обществе заключается в том, что оно выступает как система нормативного регулирования, которая основана на учете интересов различных слоев общества. В праве всегда воплощается определенная коллективная воля той социальной группы, слоя, народа, чьей волей оно создано. Данная воля обусловлена материальными, социально-культурными и иными условиями жизни общества. Общая воля, выраженная в праве, представляет собой результат согласования различных частных интересов и достижения общественного компромисса. Волевая сущность права выделяет его среди иных нормативных регуляторов и придает ему качество общесоциального и общезначимого регулятора. С этой точки зрения право выступает как инструмент достижения общественного согласия, что исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Соответствие права общей воле придает ему реальность и обеспечивает его исполнение, и напротив, если оно не выражает общей воли, то никакими средствами, включая государственное принуждение, нельзя обеспечить его исполнение. Закрепление в праве согласованных интересов участников регулируемых им отношений придает ему обязательность, значимость, всеобщность и утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования[11].

Выступая в качестве общесоциального регулятора, право в нормативной форме должно отражать требования человеческой справедливости, служить интересам общества, а не отдельным его слоям или социальным группам, а также учитывать интересы личности как первоосновы общества[12].