Файл: Понятие социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Место правовых норм о социальном обслуживании населения в праве социального обеспечения

Правовое регулирование социального обслуживания можно рассматривать как отдельный институт отрасли права социального обеспечения, хотя в науке данной отрасли права не сформировалась единого мнения относительно высказанной позиции. Это объясняется тем, что количество категорий граждан, имеющих права на социальную помощь, в т.ч. социальное обслуживание, довольно значительное и определяется, например, в таких институт как пенсионное обеспечение, если речь идет о ветеранах ВОВ, одиноко проживающих пенсионерах, детях-сиротах и др. То есть, нуждаемость в социальном обслуживании определяется исходя из категории заявителя, претендующего на ее получение. Любой вид социальной поддержки в России носит заявительный характер, а соответственно и опирается на некую процедуру или алгоритм получения данной помощи, которая, к слову сказать, предоставляется в различных видах.

Государство, помимо принципов предоставления социальной помощи, устанавливает и множество других критериев для получения поддержки и последнее является более широким понятием, чем социальная помощь.

Социальная поддержка в различных формах ее проявления регламентируется нормативно правовыми актами исходя из категориального принципа. В отношении других категорий можно смело говорить, что социальная поддержка предоставляется и в других отраслях права - налоговом: освобождение от уплаты некоторых налогов пенсионеров, налоговые вычеты для граждан, имеющих детей, для той же категории в трудовом праве - гарантии и компенсации, предоставление дополнительных отпусков, в земельном - выделение участков многодетным и т.п. [20, с. 274]

В этой связи, определение места норм о социальном обслуживании населения, даже в рамках одной отрасли достаточно затруднительно. В последнее время часто высказывается позиция о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении, и определении социального обслуживания в генеральный институт, как институт пенсий, например, но реализация такой идеи видится весьма проблематичной. Конечно, огромное число нормативно-правовых актов в одной сфере не говорит об их систематизации, эффективности построения системы взаимодействия органов, полномочных реализовывать положения различных законов, то есть известный постулат о том, что количество не определяет качества, здесь наиболее уместен. Однако, и отрицать важность и значимость той роли и того места, которое отводится нормам, регулирующим социальное обслуживание, не имеет смысла.


Имеющиеся принципы, как основополагающие идеи, руководящие начала в сфере социального обслуживания, являются декларативными позициями законодательства, которые должны быть снабжены действенным механизмом их реализации, исключающим многообразие толкования принципов и двойные стандарты, а также зависимость от возможности обеспечить их реализацию за счет местных бюджетов. Возможность установления дополнительных преференций, имеющаяся в регионах должна как раз опираться на реализацию совокупности этих принципов и закрывать выявленные потребности.

При закреплении принципов социального обслуживания в праве социального обеспечения нельзя допускать, чтобы их применение было избирательным. [16, с. 196]

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что социальное обслуживание населения является одним из основных компонентов социальной политики государства и частью государственной социальной помощи, это система мероприятий, осуществляющихся обществом и его уполномоченными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Её предметное поле включает базовые условия жизнедеятельности людей: материальное обеспечение населения и организацию социальной и медицинской поддержки нетрудоспособным членам общества. Нередко органы и организации, предоставляющие услуги по социальному обслуживанию оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем. Поэтому совершенствование законодательства в сфере социального обслуживания, мониторинг имеющейся нормативно-правовой базы, определение приоритетов в социальной политике должно полностью согласовываться с интересами граждан.

1.3 Правовые основы права граждан на социальное обслуживание в современной России

В основу права на социальное обслуживание положено конституционное положение, закрепленное в ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.


В законодательном регулировании это положение нашло в интегрированном нормативном правовом акте в сфере социального обслуживания - Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Этот нормативный правовой акт вступил в силу с 01.01.2015 года и в значительной мере реформировал порядок оказания государственной помощи нуждающимся лицам. С вступлением в силу анализируемого закона введено понятие социальных услуг - сравнительно новой формы социальной защиты, которая ориентирована на снижение уязвимости и профилактику рисков, является экономически более выгодным и действенным механизмом, чем расширение объема различных денежных пособий (выплат, льгот, субсидий и т. п.). При этом очевидно, что право на социальное обслуживание является существенным дополнением к материальному обеспечению, но не может его заменить.

В научной литературе отмечают такие «сильные» стороны Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: позволяет индивидуализировать подход к оказанию помощи каждой семье (путем составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг) и реально разрешать проблемы, с которыми сталкиваются лица, нуждающиеся в социальном обслуживании; четко обозначает права и обязанности поставщиков и получателей услуг; закрепляет принцип обязательного заключения договора; предусматривает возможность граждан самостоятельно выбирать поставщика или поставщиков социальных услуг; закрепляет обязательные требования, к информационной открытости поставщиков услуг и конфиденциальности информации о получателе социальных услуг; регламентирует вопросы межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания; закрепляет основы института социального сопровождения граждан и другие. [14, с. 27]

Приведенные выше позитивные черты, способствует упорядочению деятельности учреждений социального обслуживания и межведомственного взаимодействия, большей информированности граждан о социальных услугах.

Положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» конкретизируются в подзаконных нормативных правовых актах.

Как следует из ст. 7 этого Закона, полномочиями по формированию нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания наделено Правительство Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.


Как указывается в «Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4], в разделе «Развитие социальных институтов и социальная политика» реализация стратегических целей Концепции требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Среди основных целевых ориентиров социальной политики названы доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения и формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

Правительством Российской Федерации с целью конкретизации положений Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» были приняты несколько нормативных правовых акта. Так, Правительство Российской Федерации утвердило:

примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (с целью большей конкретизации оказываемых населению услуг);

порядок размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг «Интернет».

Порядок предоставления социального облуживания в каждой из форм конкретизируется в соответствующих приказах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» [5];

Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» [6];

Приказ Минтруда России от 24.11.2014 №935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» [7].


Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», основанием для предоставления социальных услуг является договор о предоставлении социальных услуг. Примерная форма такого договора утверждена приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии со статьями 24 - 26 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг.

В целом следует констатировать, что в Российской Федерации федеральная нормативная правовая база в сфере социального обеспечения является сформированной, все вопросы, необходимость урегулирования которых установлена ст. 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», получили законодательное закрепление. При этом очевидно, что федеральное законодательно направлено на установление минимальных стандартов (показателей, условий) социального обеспечения населения. Задача нормативно-правового регулирования на региональном уровне, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» состоит, преимущественно, в повышении «планки» в предоставлении социальных услуг. При этом в научной литературе, указывается на приоритетность таких направлений в правовом регулировании социального обслуживания на региональном уровне: разработка и принятии нормативных правовых актов (межведомственных приказов), направленных на усиление координации деятельности по оказанию социальных услуг и актов, которые имеют своей целью создание в регионах модели комплексного социального сопровождения.

Таким образом, можно сформулировать общий вывод, что к настоящему времени федеральная законодательная база, регламентирующая вопросы социального обслуживания является сформированной. Она закрепила основные минимальные стандарты (показателей, условий) социального обеспечения населения. Дальнейшее реформирование этого института должно основываться на развитии законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам межведомственной координации, создания моделей комплексного социального обслуживания и т.д.