Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Экономическое содержимое финансов и финансовой системы
1.1. Понятие и функции финансов
1.2. Содержимое финансовой системы
Особенности функционирования финансовой системы в России
2.1. Анализ современного состояния финансовой системы
2.2 Проблемы функционирования финансовой системы и пути их решения
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три крупные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой – особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;
- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. [15, с.273-283]
Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: «государство – предприятие» (ГП), «предприятие – государство» (ПГ), «государство – государство» (ГГ), «предприятие – население» (ПН), «население - государство» (НГ), «население - предприятие» (НП), «предприятие – предприятие» (ПП), «население - население» (НН), «государство - население» (ГН).
В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий, специальные правительственные фонды.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно разделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Главным звеном этой системы является государственный бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической революции происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.
Государственный бюджет — основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).
Основными доходами государственного бюджета являются налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ закреплены главные налоги – налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. А так же штрафы и пенни, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
Из государственного бюджета производятся и основные расходы – на финансирование отраслей экономики, на финансирование социально-культурного развития и науки, на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, на национальную оборону.
Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, является определяющим для обеспечения экономической и финансовой стабилизации национальной экономики.
В теоретико-практическом плане важной является проблема типологизации существующих финансовых систем. Анализ этой проблемы ведет к выводу о целесообразности и возможности выделения таких двух типов финансовых систем: чистые и реальные системы.
Чистая финансовая экономическая система — это совокупность механизмов, институтов или учреждений формирования, движения и использования так называемых чистых финансовых фондов (или чистых финансов), которые трактуют в экономической литературе по-разному и соответственно этому выделяют разные типы или виды чистых финансовых экономических систем.
Чистая экономическая система, объединяя три сектора — предпринимательский (коммерческий), государственный и фондовый – является элементом национальной денежно-кредитной системы (и банковской системы), без которой она вообще не может существовать и нормально функционировать. Учитывая это, понятия финансов и денег (финансовой и денежно-кредитной системы) очень часто отождествляются.
Реальная финансовая система — это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов (денежных фондов, формирующихся вследствие определенной предпринимательской деятельности) дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формирующихся в результате выпуска акций и облигаций) и так называемых фискальных (налоговых) финансов (денежных фондов, которые формируются на налоговой основе). Любая из нынешних национальных финансовых систем по своему характеру является смешанной, реальной ли, финансовой системой, поскольку она предусматривает как формирование чистых, так и квазичистых и фискальных финансов.
Соответственно такому содержанию реальной финансовой системы в ее составе выделяют три сектора.
Сектор 1. Это чистый финансовый сектор реальной финансовой системы, в котором процесс формирования денежных фондов осуществляется на эквивалентной основе в соответствии с действием закона стоимости. Чистый финансовый сектор влияет на преобладающую часть бизнеса, на население и частично на государство.
Сектор 2. Это квазичистый финансовый сектор, в котором денежные фонды сначала формируются не вследствие осуществления определенной предпринимательской (коммерческой или производственной) деятельности, а на ссудной основе в результате выпуска и реализации ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.). Выпускать акции и облигации имеют право корпорации и государство.
Сектор 3. Этот так называемый фискальный (или налоговый) сектор реальной финансовой системы, в котором денежные фонды формируются преимущественно за счет налогов. Фискальный сектор охватывает сферой своего влияния государство и его территориальные органы и реализует себя в формировании, во-первых, государственного, во-вторых, регионального (областного), в-третьих, местного (муниципального) бюджетов как определенных денежных фондов доходов и расходов соответствующих уровней государственной власти.
Соотношение между этими секторами реальной финансовой системы неодинаково во всех экономиках в различные исторические эпохи их развития.
В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа финансовых систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что
- курс валюты был строго фиксирован;
- собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство;
- предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
- имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах
- цены не выражались в отечественной валюте;
- валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация — это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка — это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
Особенности управления финансовой системой
Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике.
Финансовая политика – это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а так же осуществление практических действий, направленных на достижение этих целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия – это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.
Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. В управлении финансами используются планирование, оперативное регулирование, учет и контроль.