Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «СКАНАВТО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия

1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг

1.2. Критерии качества автотранспортных услуг

1.3. Оценка и механизм управления конкурентоспособностью автотранспортных услуг

Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности услуг автотранспортного предприятия

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия

2.2. Анализ конкурентов, качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг предприятия

Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности услуг ООО «СКАНАВТО»

3.1. Рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг

3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава

3.3. Расчет экономического эффекта от внедрения логистической программы АвтоТрекер

Заключение

Список использованных источников

Введение

Услуги транспортно-экспедиционных компаний облегчают работу грузоотправителей в части организации доставки продукции и позволяют выбрать рациональный способ и маршрут транспортировки. Возможность и способность транспортно-экспедиционных компаний качественно реализовывать востребованные рынком транспортные услуги оказывают влияние на повышение их конкурентоспособности и приводят к удовлетворению требований грузоотправителей и грузополучателей в процессе товародвижения.

Современные тенденции в организации предпринимательства обуславливают необходимость организации транспортно-экспедиционной деятельности, направленной на повышение качества услуг, способствующей наиболее полному удовлетворению потребностей и достижению целей партнеров по бизнесу.

Специфика рынка транспортных услуг заключается в том, что для успешной деятельности на этом рынке необходимо не только анализировать основные тенденции его развития, состояние внешней и внутренней среды, но и осуществлять маркетинг товарных рынков. Последнее определяется тем, что наличие спроса на определенную продукцию влечет за собой необходимость ее транспортировки покупателю. Осуществление маркетинга товарных рынков позволяет автотранспортным предприятиям выявлять новые сегменты, расширять клиентскую базу и своевременно адаптироваться к возможным изменениям конъюнктуры на данном рынке.

К числу задач, решаемых транспортно-экспедиционными компаниями можно отнести предоставление сервиса, который имеет свои отличительные особенности, связанные с организацией доставки грузов. Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной компании определяется не только тарифной политикой, но и уровнем предлагаемого сервиса, а также комплексом дополнительных услуг.

Развитие транспортно-экспедиционных услуг позволяет получить их потребителям такие преимущества, как: возможность предоставления грузоотправителям необходимых видов транспортных средств; гибкость в переговорах с клиентом, возможность предоставления ему дополнительных услуг; возможность комплексного обслуживания грузоотправителя, то есть планирование, организация и осуществления всех транспортных операций, необходимых грузоотправителю.

Автомобильный транспорт не только изменяется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он испытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятельность которых обеспечивает автомобильный транспорт.


Становится предельно важным выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий и их услуг. Целесообразность выявления особенностей и специфики организации транспортно-экспедиционной деятельности диктуется необходимостью рациональной организации и управления потоковыми процессами для дальнейшего развития рынка транспортных услуг и роста конкурентоспособности услуг каждого конкретного автотранспортного предприятия. Ужесточение и усиление конкуренции приводит к тому, что повышенное внимание уделяется уровню предоставляемого сервиса.

В процессе развития каждое предприятие сталкивается с такими проблемами, как качество оказываемых услуг, конкурентоспособность предприятия и услуг, конкуренция на рыночном сегменте. Особенно это актуально для автотранспортных предприятий, которые в современных условиях развития рынка в своей деятельности ориентируются не только на оказание услуг транспортировки грузов. Для поддержания конкурентоспособности автотранспортные предприятия оказывают расширенный ряд транспортных услуг, таких как экспедирование, а также любые другие операции, не входящие в состав перевозочного процесса, но связанные с его подготовкой и осуществлением.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что повышение качества и конкурентоспособности оказываемых услуг, выступает фактором эффективного развития автотранспортного предприятия. Предоставление услуг высокого качества является важным аспектом повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия. При оценке качества автотранспортных услуг необходимо формирование определенных стандартов обслуживания, относительно которых можно судить о качестве предоставляемых услуг. В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность.

Целью работы является разработка практических рекомендаций, направленных на повышение качества и конкурентоспособности транспортно-экспедиционных услуг ООО «СКАНАВТО».

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы управления качеством и конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия;
  • дать общую характеристику и проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «СКАНАВТО»;
  • рассмотреть особенности перевозок черного металлопроката и основных конкурентов компании на рынке данного вида услуг;
  • провести анализ конкурентоспособности автотранспортных услуг и выявить основные проблемы в деятельности исследуемого предприятия;
  • разработать предложения по повышению конкурентоспособности услуг предприятия «СКАНАВТО» ;
  • выполнить экономическую оценку целесообразности реализации предложенного комплекса мер.

Объектом исследования в курсовой работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «СКАНАВТО», расположенное в г. Электросталь Московской области и оказывающее транспортно-экспедиционные услуги по перевозке металлопроката по территории г. Москвы, Московской области и Российской Федерации.

Предметом исследования выступает конкурентоспособность автотранспортных услуг предприятия.

В качестве информационной базы использованы данные, полученные из внутренних документов и бухгалтерской отчетности ООО «СКАНАВТО» за период 2014-2017 гг.

Теоретико-методологической основой послужили труды Абалонина С.М., Бочаровой И.Т., Буцкой Н.В, Мишина Ю.В., Юданова А.Ю. и других авторов.

Прикладное значение работы заключается в том, что в ней на конкретном практическом примере показан процесс оценки собственной конкурентоспособности транспортного предприятия на рынке грузоперевозок металлопроката, а также разработаны конкретные рекомендации по повышению качества услуг и конкурентоспособности исследуемой организации.

Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью услуг автотранспортного предприятия

1.1. Содержание конкурентных отношений на рынке автотранспортных услуг

Перевозка грузов является основным видом услуг. В качестве дополни­тельных услуг транспортных организаций можно выделить следующие: погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению грузов, услуги по подготовке грузов к перевозке, предоставление подвижного состава в аренду,

транспортно-экспедиционные услуги, другие дополнительные услуги (информационные, логистический сервис, услуги страхования и др.).

В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и каче­ства данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению его конкурентного статуса. 17,с.6


Конкуренция на транспорте – это соперничество транспортных пред­приятий за лучшие методы хозяйствования, т.е. за наиболее выгодные условия осуществления перевозок, освоение новых рынков и получение максимальной выгоды. Кроме того, конкуренция на транспорте — это борьба за грузовладельцев и пассажиров, за получение максимально полезного эффекта на основе применения современных, более эффек­тивных технологий, повышения качества перевозок, их надежности и скорости перемещения грузов и пассажиров. В соответствии с результа­тами действия конкуренции при использовании так называемых базовых конкурентных преимуществ и, как следствие, с размерами получаемой прибыли на вложенный капитал между различными видами транспорта перераспределяются и ресурсы, а это значит, что между ними есть эле­менты и межотраслевой конкуренции.

Таким образом, на рынке автотранспортных услуг можно выделить следующие виды конкуренции:

  • межотраслевая конкуренция: между автомобильным и другими видами транспорта;
  • внутриотраслевая конкуренция — между различными участниками пе­ревозочного процесса (компаниями-операторами, перевозчиками и т.п.);
  • конкуренция продукции, когда продукт, перевозимый автомобильным транспортом заменяется другим, доставляемым иным видом транспорта (это возможно в долгосрочной перспективе, так как требуется изменение технологии перевозки и технической оснащенности объектов);
  • географическая конкуренция, когда груз может быть доставлен по другому маршруту и/или на другом виде транспорта.

Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), от­ражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат. 5,с.112

Конкурентоспособность комплекса транспортных услуг может быть ценовой и неценовой.

Ценовая конку­ренция определяется величиной затрат на производство и обращение товара, зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также — от способности производителя своевременно и в нужном объеме востребо­вать инновации в области техники, технологии и менеджмента.

Основными видами ценовой конкуренции являются открытая и скрытая.

Открытая ценовая конкуренция как метод конкурентной борьбы предпо­лагает снижение цен для освоения новых сегментов рынка, а также установ­ление демпинговых барьеров для вхождения новых контрагентов в рынок. Как правило, такое снижение цен кратковременно, и затем цены повыша­ются еще больше.


Скрытая ценовая конкуренция на транспорте не­допустима по антимонопольному законодательству, однако возможно применение скидок и формирование гибкой тарифной политики с целью привлечения дополнительных объемов перевозок.

На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров: спрос, предложение и взаимодействие. 12,с.18

Параметры спроса отображают индивидуальные запросы клиентуры, зависят также от размещения и объемов производства предприятий до­бывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в регионе. Эти параметры формируют плате­жеспособный спрос на автоперевозки грузов и пассажиров.

Параметры предложения имеют более сложную структуру и имеют, в свою очередь, четыре подгруппы показателей: показатели развития и размещения производства, показатели транспортной обеспеченности региона, показа­тели качества работы, показатели качества транспортной услуги. Поэтому важно соотнести фактические характеристики качества конкретной пере­возки с теми же характеристиками аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами. Базой для сравнения может быть мировой стандарт, лучший отечественный или другой сертифицированный образец.

Транспортное предприятие в своей деятельности осуществляет соединение и использование мате­риальных, денежных и трудовых ресурсов. Предприятию необходимо получить их в свое распоряжение, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для организации конкурентоспособных перевозок.

Организация перевозочного процесса. Влияние рыночной сферы на транспортное предприятие сказывается на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на предлагаемые перевозки. Организация перевозок представляет собой выбор технологии, техническое состояние подвижного состава, создание стиму­лов к труду, контроль качества и т.п. является внутрифирменной проблемой. Оказывать решающее воздействие на рынок транспортная организация, как правило, не может. Рынок не принимает отдель­ные виды перевозок или услуг подсобно-вспомогательной деятельности, которые не пользуются спросом. Аналогичная ситуация складывается с завышенными ценами на ресурсы, предлагаемыми на рынке. Организуя перевозочный процесс, транспортное предприятие находит способ удовлетворения объективных требований рынка. 5, с.58