Файл: История развития менеджмента (Основные этапы и значение изучения истории становления менеджмента, современный российский менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально, владение такой информации будет являться спутником и рычагом правильных решений в конкретных ситуация и вопросах.

Объект исследования – модели менеджмента.

Предмет исследования – исторические аспекты становления менеджмента и их значение.

Цель исследования: проанализировать развитие менеджмента с самых древнейших времен, определить значимость истории менеджмента в современном мире и каковы возможности дальнейшего развития менеджмента.

Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- ознакомиться с предысторией становления менеджмента;

- проанализировать управленческие революции как основные моменты развития менеджмента;

- описать основные этапы развития менеджмента;

- показать значение изучения истории становления менеджмента;

- описать современный российский менеджмент.

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Теоретическую основу работы составили труды таких авторов как: Бабанов В.Н., Булгакова Н.С., Шеховцова С.Р., Версан В.Г., Друкер П.Ф., Ермакова Д.М., Часовских В.П., Воронов М.П., Жильников А.Ю., Емельянов А.В., Ильясова К.Х., Моврукаева П.А., Кисин К.А., Кравченко А.И., Майкл Мескон, Сафонова Д., Стародубцева В.К., Хохлова Т.П. и другие.

Структура работы представлена двумя главами, каждая из которых позволяет всесторонне изучить предмет исследования.

Глава 1. Предыстория становления менеджмента, управленческие революции как основные моменты развития менеджмента

Предыстория становления менеджмента

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности. [2, с.9]


Методы управления возникли на заре формирования человеческого общества вместе с необходимостью координации деятельности людей и эффективного распределения ресурсов. Объясняется данное явление самой природой, сущностью человеческого существования.[6, с.82]

История развития менеджмента уходит в далекое прошлое. Менеджмент зарождался еще во времена древней Греции.

Анализ многочисленных источников, учебников, научной литературы, статей, показал, что история развития менеджмента довольно запутана особенно то касается первых этапов развития, но, в то же время очень важна для современности.

На наш взгляд, начало истории развития менеджмента было положено великим мыслителем Платоном, написавшим труды о том, что для того, чтобы достичь высоких результатов должно существовать, так называемое, разделение труда.[7]

Сократ, в свою очередь, внёс существенный вклад, он отмечал, что у работника, независимо от рода деятельности, обязанности одинаковые, главное - необходимо правильно распределить рабочую силу и полномочия, только тогда и процесс производства будет очень эффективным.[10]

Катон Старший позже описал, как управленцы отчитывались перед владельцев о проделанной ими работе и сдавали ему отчеты о прибылях в сравнении с другими результатами [6].

Существуют не менее яркие примеры становления менеджмента качества, а именно: В Сборнике Законов царя Хаммурапи говорится следующее [13]: «если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, (то) должно убить сына этого строителя».[8]

Второй пример: Петр I издав 11 января свой указ утверждал: «Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи. Старшину альдермала Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья. Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром, и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не спортится. Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду – дьяков и подьячих, бить кнутами и нещадно по оголенному месту.

Хозяину 25 кнутов и пени по червонцу за ружье. Старшине альдермалу – бить до бесчувствия. Старшего дьякона отдать в унтерофицеры. Дьяка – в писари. Подьячего лишить чарки сроком на один год. Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю: «Построить дьякам и подьячим избы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить».


Несмотря на огромный интервал между двумя приведёнными примерами, а именно - около 3 тыс. лет, очевидно какое именно значение придавалось предупреждению плохого качества. Система мер, принимаемых царями, была соизмерима с тем временем и служила чётким мерилом и стимулом особенно тщательно заниматься вопросами качества.

Систематизируем основные факторы, которые воздействовали на развитие менеджмента:

1. Развитие общественного, а потом и промышленного производства.

2. Появление новаторов и теоретиков, которые собирали и обобщали полученный опыт.

3. Развитие логики менеджмента, которая в дальнейшем вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Таким образом, история возникновения менеджмента основывается на опыте, собираемым нашими далёкими предками.

Любая деятельность, пользуясь определёнными правилами разделения труда и правильной мотивацией, начинала приносить результаты гораздо лучше прежних.

Основные принципы не изменялись с годами, а стали лишь дополняться новыми подходами к подчиненным.

Итак, к основным этапам развития менеджмента можно отнести:

1. Древний период - самый длительный период, начавшийся с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век, так называемый период накопления знаний и опыта.

2. Индустриальный период, просуществовавший с 1776 года по 1890 год. Благодаря А. Смиту управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Менеджмент в этот период становится учением и его применяют в управлении, как производством, так и государством.[12, с.35]

3. С 1856 по 1960 наблюдается так называемый период систематизации. Менеджмент активно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления. Именно в этот период менеджмент начинает развиваться как наука. Появляются первые менеджеры.

4. С 1960 и по настоящее время - информационный период. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений.

Управленческие революции как основные моменты развития менеджмента

Практики управления как самые главные моменты развития получили название «управленческих революций».

Так, по определению автора А.И. Кравченко управленческая революция - «переход от одного качественного состояния менеджмента к другому».[9]

Первая управленческая революция связана с периодом формирования государств, владевших рабами. Такие государства на Древнем Востоке как Шумерские, Египетские, Аккадские. Получается, что уже 4-5 тыс. лет назад происходило превращение касты священников в касту религиозных менеджеров, что удалось благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше богам нужны были человеческие жертвы, то теперь нет. Богам начали приносить символические жертвы: подношение денег, скота, масла, ремесленных изделий. Всё это вместо человеческой жизни.


Таким образом, появился новый тип деловых людей – еще не коммерческий делец, но уже и не религиозный деятель. Дань с населения собиралась под видом религиозного обряда и не пропадала даром, копилась и обменивалась, а также пускалась в дело. Жрецы вскоре стали самым богатым классом, а деньги для этого были всего лишь побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Жрецы также заведовали сбором налогов, а также управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали всеми имущественными делами.

Результатом деятельности жрецов явилась письменность. Запомнить весь объем деловой информации стало просто невозможно, а также приходилось делать сложные расчеты. Известно, что до наших дней были сохранены таблички, на которых Шумерскими жрецами вели юридические, исторические и деловые записи, которые аккуратно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты. На сегодняшний день эти функции – содержание управленческого процесса.

Таким образом, именно в результате первой управленческой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позже превратившийся в социальный институт.

Примерно через тысячу лет после первой нагрянула вторая революция в области менеджмента, которую часто связывают с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Именно в этот период назрела необходимость административной системы для того, чтобы управлять обширными владениями, только так появилась возможность успешно руководить страной не по личной прихоти или племенному праву, а именно на основе написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, состоящий из 285 законов управления различными сферами жизни общества, который и по сей день имеет значение и стал бесценным памятником древневосточного права и этапом в истории менеджмента, а также других наук.

Огромное значение свода Хаммурапи состоит в том, что благодаря ему была создана первая формальная система администрирования. Был также создан довольно оригинальный лидерский стиль. Образ заботливого опекуна и защитника народного – лидерский стиль. Для традиционных стилей правления именно этот стиль стал нововведением.

Таким образом, суть второй революции заключалась возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, в появлении светской манеры управления, а также зарождении основ лидерского стиля, методов мотивации поведения.

Примерно еще через тысячу лет произошла третья управленческая революция. Автором системы производственного контроля на текстильных фабриках являлся Царь - Навуходоносор (605-562 гг. до н.э.), который применял цветные ярлыки. Пряжа, которая поступала в производство, помечалась каждую неделю. Именно такой метод контроля с точностью позволял установить, насколько долго находилась на фабрике партия сырья.


Таким образом, строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, а также эффективные методы управления и контроля качества продукции являются достижениями Навуходоносора, что и послужило третьей революцией в менеджменте.

С великой индустриальной революцией XVIII-XIX веков, совпадает четвёртая революция в менеджменте, давшая жизнь европейскому капитализму.

Именно так называемая, индустриальная революция оказала огромное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

Капиталисты были заменены сотнями и тысячами акционеров. Вместо одного руководителя появились несколько наемных менеджеров. Была также утверждена новая форма собственности, которая в дальнейшем помогла ускорить развитие промышленности и привести к отделению управления от менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Таким образом, буржуазная революция явилась началом четвертой революции менеджмента, принесшая с собой новую фигуру в истории – собственника, а в помощь ему появился и наемный менеджер. Начало эпохи ознаменовалось появлением капиталиста, а конец – появлением самого менеджера.

Пятая управленческая революция. Промышленная революция и классический капитализм в целом оставались временем буржуа. Менеджер все ещё не считался профессионалом. Именно эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения специалистов. О радикальном перевороте в обществе, который и считался пятой управленческой революцией можно было сказать только с появлением профессиональных менеджеров. Менеджеры перешли из профессиональной страты в отдельный от капиталистов социальный класс.

На сегодняшний день навыки и компетенция менеджеров являются основными элементами любого успешного бизнеса и напрямую оказывают влияние на его показатели и эффективность. Однако чертой российского менеджмента все-таки должна стать опора на трудолюбие работника, старательность и пунктуальность. Эти качества необходимо поощрять для достижения высокого результата в их развитии.

Глава 2. Основные этапы и значение изучения истории становления менеджмента, современный российский менеджмент