Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6 СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Социальное страхование: сущность, цели, признаки и функции
1.2 Виды социального страхования
1.3 Фонды социального страхования и их функции
Глава 2. Проблемы института социального страхования в России на современном этапе и пути их решения
2.1. Роль социального страхования в решении социальных проблем
2.2. Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения
2.3. Роль Фонда социального страхования в оптимизации социального страхования
Продолжает совершенствоваться система оплаты временной нетрудоспособности (больничных листов). Ежегодные бюджеты региональных фондов социального страхования растут, при их формировании учитывается коэффициент инфляции, совершенствуется контроль над расходом средств фондов на цели, предусмотренные утвержденными бюджетами.
Глава 2. Проблемы института социального страхования в России на современном этапе и пути их решения
2.1. Роль социального страхования в решении социальных проблем
Построение социального государства, политика которого направлена на формирование условий для достойной жизни и развития людей, является важнейшим принципом, характеризующим конституционно-правовой статус современного государства. [11]
Практика проведения социальной политики выработала несколько направлений в ее реализации, среди которых социальная защита граждан стала значимым звеном в системе отношений «государство - гражданин».
Осмысление практического, научного значения социальной защиты в период реформирования современной России является актуальным и своевременным. Ведь именно сейчас создается оптимальная модель социальной защиты населения РФ. [15.C.23]
Кроме того, система социальной защиты населения становится главной ценностью, на основе которой формируется политика отдельного государства и мирового сообщества в целом. Подтверждением становится закрепление значимости системы социальной защиты в ряде международных актов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Конституция РФ (ст. 39) [1], как и основные законы других государств, закрепляет право граждан на социальное обеспечение: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное страхование представляет собой один из способов реализации социальной составляющей экономической системы. Основными принципами функционирования внебюджетных фондов социального страхования являются финансовая реализация конституционных прав и гарантий российских граждан. [11]
Вопросы, связанные с разработкой теоретических и методологических аспектов социального страхования, не одно десятилетие волнуют отечественных и зарубежных исследователей. Все они приходят к выводу, что основой для возникновения различных механизмов защиты (в том числе и системы социальной защиты, включающей социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование) является рисковая природа человеческого существования. [11]
Под социальными рисками понимаются риски ухудшения социального положения, зарождение и реализация которых происходит по различным причинам. Происхождение этих рисков может иметь различную природу. Особенностью социальных рисков, выделяющих их из системы прочих рисков, является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.
Риски, подлежащие социальному страхованию, называются социальными страховыми рисками. Это понятие закреплено в Федеральном законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». [2] Под социальным страховым риском признается предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Однако, не все риски социального значения, включены в перечень рисков, защита от которых гарантируется государством для всех или отдельного контингента населения. Наблюдается некий дисбаланс во взаимодействии фондов обязательного медицинского и социального страхования внутри внебюджетных фондов, выражающийся в передаче и выполнении функций одного фонда другим. Зачастую защита от некоторых социальных рисков выполняется неспециализированным в этой области фондом. Так, например, ФОМС оплачивает социально оговоренный перечень медицинских услуг, а ФСС выплачивает пособие по временной нетрудоспособности. Получается, что оба фонда финансируют профилактическую работу и некоторые реабилитационные мероприятия. [11]
Посредством социального страхования государство решает следующие задачи:
- формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в общественном трудопроизводстве;
- сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
- добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения;
- обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов.
С каждым годом проблема социальной защиты приобретает все большую остроту и актуальность. В 2015 г. дефицит фонда составил 83,3 млрд руб. Это на 27,7 млрд руб. больше, чем в 2014 году. Причем большая часть поступлений приходится на страховые взносы и с каждым годом все увеличивается. Что касается расходной статьи, то наиболее значимыми здесь являются выплата пособий в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности. [18.C.32]
Выступая в качестве экономической основы разрешения социальных проблем, фонд социального страхования активно воздействует и на производственные риски страхователей с помощью мер предупреждения.
В связи с этим начиная с 2001 г. фонд приступил к созданию своей системы предупреждения, которая состоит из трех элементов:
- стимулирования работодателей к созданию лучших условий труда посредством систем скидок и надбавок;
- финансирования подготовки отдельных категорий застрахованных основам охраны труда;
- частичного финансирования предупредительных мер по сокращению профессиональной заболеваемости и производственного травматизма за счет страховых взносов.
Уменьшение расходов или поддержание их на небольшом уровне ставит под угрозу ресурсы всей системы страхования. Нужно отметить, что стратегия предупреждения ущерба либо недопущения наступления страхового случая в значительной степени зависит от индивидуального поведения участников ОСС. Соответственно, современная система социального страхования не будет эффективна при несоблюдении правил поведения отдельными страхователями и застрахованными.
В современной системе социального страхования можно отметить следующие особенности:
-во-первых, зависимость фонда социального страхования от федерального бюджета, причем эта зависимость сильная поскольку доля доходов от него продолжает увеличиваться.
-во-вторых, совпадение функций внебюджетных фондов с функциями социального бюджета. [11] Сами функции являются достаточно размытыми и неточными. Как следствие, разделены обязанности и не определена ответственность каждого из этих инструментов.
-в-третьих, дефицит финансовых средств. Отмечается тенденция повышения не только доходов, но и расходов. Рост расходной части сопряжено в первую очередь с изменением численности населения, а также увеличением сумм страховых выплат, что положительно отображается на социальной составляющей экономической системы.
На наш взгляд, можно сформулировать ряд рекомендаций по внесению изменений в нынешнюю систему социального страхования. В частности, такие как:
- Введение дополнительных видов социального обеспечения. В случае страхования от несчастных случаев на производстве, в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, предлагается сначала выдавать пособия на общих основаниях, а в качестве дополнительных выплат предлагается назначение специального страхового обеспечения в зависимости от степени тяжести последствий, которое должно распространяться на всех работающих по найму. В случае, когда производственная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему должно назначаться пособие в размере 100% утраченного заработка до достижения возраста выхода на пенсию. Из фонда медицинского страхования будут оплачиваться расходы на лечение, превышающие размеры выплат;
- Социальные выплаты и пособия должны финансироваться за счет двух источников - государственного бюджета и страховых взносов. Кроме того, размер социального пособия зависит от уровня зарплаты и стажа работы. Соответственно, почти все социальные выплаты распределяются неравномерно. В основе такого распределения должна лежать идея, что перед социальными потрясениями равны все, поэтому социальная помощь не должна зависеть от заработной платы индивида и стажа работы. Напрямую должны влиять только его потребности; [18.C.43]
- Численность жителей региона должна быть определяющей при субсидировании расходов поликлиник (в настоящее время государство ориентировано на количество посещений медицинских учреждений).
Таким образом, система соцстрахования как экономическая основа содействует разрешению проблем социального значения и тем самым осуществлению социальной составляющей экономической системы. Выше выявленные особенности, носящие прежде всего негативный характер, устойчиво влекут за собой порождение новых проблем различного характера, что несомненно отражается на экономической системе в целом. Помимо этого, актуально стоит вопрос о справедливом распределении финансовых ресурсов между различными слоями общества. Достижение общественного согласия по вопросу справедливости в обществе предполагает наличие комплексного подхода в поддержании ценностных ориентаций граждан. Система распределения благ и услуг, в частности, в сфере здравоохранения, направленная на потребности, должна быть ориентирована в первую очередь на тех, кто в силу обстоятельств (например, по старости или инвалидности) не имеет возможности удовлетворить свои основные потребности в поддержании и сохранении здоровья. Эти обстоятельства обуславливают необходимость внесения изменений в существующую систему соцстрахования.
2.2. Проблемы социального страхования в России и возможные пути их решения
Человек, а также его права и свободы являются высшей ценностью, если исходить из основ, заложенных в Конституции Российской Федерации. [1]
Следовательно, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются прямыми обязанностями государства. Одним из основных направлений политики, направленной на создание благоприятных условий жизни общества является институт социального страхования. Численность страхователей, учитываемых органами ФСС РФ, насчитывает свыше 5,2 миллионов работодателей, а застрахованные лица составляют 58,6 миллиона человек.
Таким образом, социальное страхование граждан занимает далеко не последнее место в защите населения от всевозможных социальных рисков, а также играет важную роль в социальной экономике, являясь при этом самостоятельной составной многоуровневой социально-экономической системой. Политика развитых стран, придерживающихся социально ориентированного рыночного устройства, уделяет особое внимание такому значимому элементу, как система обязательного социального страхования. Такие ее функции, как экономические, социальные, медицинские делают возможным справедливое и эффективное распределение финансовых ресурсов среди работающих граждан и их семей, оказание медицинской и социальной помощи в тех случаях, когда они сталкиваются с какими-либо социальными рисками.
Системы социального страхования функционируют в странах Запада уже более ста лет. За это время стало предельно ясно, что построение такой системы должно исходить из сбалансированных, уважающих мнение работников и их интересы, а также интересы работодателей и государства, принципах, что сделает социальное страхование эффективнейшим механизмом в процессе демократизации общества и будет стимулировать укрепление всеобщей солидарности и рост индивидуальной ответственности. [11]
Страхование граждан ставит своей основной целью обеспечение социальной защиты работающего населения, однако в то же время оно выступает и в качестве необходимого механизма социальных инвестиций. "Доходы", получаемые от таких инвестиций, конвертируются в достойный уровень жизни населения, стабильность во многих общественных сферах, увеличение трудовой активности и повышение уровня образования и квалификации работников.