Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6 СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позиция Минтруда России по вопросам решения данной проблемы была неоднократно озвучена и заключается в том, что для реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд таких задач, как:

  • завершение формирования законодательно-правовой базы;
  • оптимизация соотношения уровня данных обязательств к финансовым ресурсам;
  • повышение эффективности администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;
  • создание условий баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов в долгосрочной перспективе.

Одним из важнейших направлений совершенствования системы социального страхования должна выступать ее переориентация с эгалитарных, уравнительных принципов начисления выплат на страховые, ведущие учет накапливаемых индивидуальных страховых прав и финансовых ресурсов застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования.

Международный и отечественный опыт в этой среде говорит о том, что целесообразно формирование финансовой системы социального страхования отдельно от системы государственного бюджета, что позволит достичь автономии финансовых ресурсов и исключения нецелевого использования их в нестраховых целях.

Подобные действия позволят обеспечить тесную связь между страховыми взносами и выплатами, что поможет стимулировать работников и работодателей на легализацию деятельности и повышение уровня заработной платы.

В этом случае действенными могли бы оказаться следующие меры:

  • минимальный размер страховых пенсий и пособий должен постепенно расти, чтобы в ближайшем будущем (за 5-7 лет) их размер сравнялся с прожиточным минимумом пенсионеров и получателей пособий;
  • средний размер пенсий и пособий должен быть повышен за такой же период до 140-150% от уровня прожиточного минимума;
  • максимальный размер страховых выплат должен быть равен коэффициенту замещения не ниже 50-60% от предыдущего заработка.

Применив эти меры, можно будет говорить о создании предпосылок для внедрения механизмов социального страхования, которые могли бы позволить значительно поднять уровень пенсий и выплат, а, следовательно, и поднять уровень жизни российских граждан.

В Российской Федерации неоднократно осуществлялась деятельность по реформированию социального страхования (к примеру, замена с 01.01.2001 г. главного источника поступления средств, страховых взносов, на единый социальный налог, и вступление в силу с 01.01.2003 г. закона о налоге по категории плательщиков - страхователей, осуществляющих с недавних пор платежи по специальным налоговым режимам), но эти меры не принесли ощутимого положительного результата. Уменьшение ставки по единому социальному налогу повлекло лишь сокращение отчислений во внебюджетные фонды, ликвидацию предоставляемого работающим гражданам санаторно-курортного лечения, введение оплаты больничного листа за счет средств обязательного социального страхования начиная с третьего дня. Откровенно говоря, в какой-то момент был утрачен страховой характер обязательного социального страхования, взносы были обезличены, превратившись в некий эквивалент обязательного платежа, ставшего орудием перераспределительной финансовой политики государства. Наблюдалось существенное снижение мотивации работников и работодателей, как и их заинтересованности в собственной социальной защите в форме социального страхования. [11]


В связи с этим, разумным в данном случае будет проведение выбора стратегии социальной политики с уклоном на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности. Важным также остается перейти к применению актуарных расчетов при определении величины страховых взносов для каждой группы застрахованных лиц и для каждого страхователя с учетом всех оказывающих влияний факторов с дальнейшим прекращением существования профессионально-отраслевых видов социального страхования; сделать упор на совершенствование механизма индексации величины страховых выплат. Также следует уделить внимание установлению страховых тарифов, которые были бы обоснованы с экономической точки зрения, способных оказать поддержку в сохранении определенного уровня замещения заработной платы граждан при наступлении страховых случаев. Помимо этого, работодатели должны нести полную ответственность за использование различных нелегальных схем оплаты труда, для чего видится необходимым введение соответствующих статей в кодексы административного и уголовного права. Разумеется, возможные в перспективе изменения нужно подвергнуть детальному анализу и апробации, а для того, чтобы провести процедуру перераспределения обязательств, необходимы определенные поправки в законодательную базу; для предоставления работникам возможности самостоятельной выплаты страховых взносов, следует увеличить размер их заработка.

Одним из ключевых моментов в процессе улучшения работы системы социального страхования видится принятие тех мер, которые будут направлены на обретение финансовой устойчивости системой путем достижения сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Решение этой задачи ставит необходимость в установлении явных границ между сферой социального страхования и сферой социального обеспечения, разделении расходов на страховые и не страховые.

Мы полагаем, что выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам носят в высшей степени страховой характер, расходы на выплату пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение, предоставляемое населению, и оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этих соображений предлагается определять по каждому виду расходов, проводимых средствами, определенными на социальное страхование, свои источники финансирования. Это имеет место на существовании при условии выстраивания четкого порядка оплаты труда и уделения должного внимания условиям, сопровождающим этот процесс, гражданам, занятым на производстве, а также перспективы определенного увеличения их заработка. Также вполне разумной кажется постановка вопроса о введении на постоянной и обязательной основе в формирование доходов по бюджету социального страхования персональных страховых взносов.


Таким образом, можно заключить, что система обязательного социального страхования в России функционирует в силу своих возможностей в условиях рыночного устройства экономики, однако требует внесения корректировок для оптимизации работы по предоставлению гражданам всех необходимых социальных услуг и надежной защиты от социальных рисков. [11]

2.3. Роль Фонда социального страхования в оптимизации социального страхования

Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, ФСС финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

Основная задача Фонда социального страхования РФ - выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Основные задачи ФСС:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, осуществление мер по совершенствованию Фонда социального страхования, разработка совместно с другими заинтересованными ведомствами предложений о размере тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  3. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения о необходимости и целесообразности страхования;
  4. сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Председатель ФСС руководит деятельностью фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между заместителями, вносит проект бюджета ФСС на утверждение в правительство РФ.

В работе Фонда имеются проблемы, связанные с причинами как внутреннего, так и внешнего характера:

  1. Сложный и специфический финансовый механизм деятельности Фонда, наличие многочисленных разноплановых функций. Помимо прямых направлений деятельности ФСС выполняет значительный объем функций, не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно передать другим государственным органам. Это поможет снизить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования.
  2. Финансовый кризис.

Доходная часть бюджета Фонда напрямую зависит от текущего состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел к ряду негативных явлений, в том числе снижению финансовой устойчивости и ликвидации предприятий, росту банкротств, сокращению числа страхователей. Экономическая ситуация и политические события в стране неизбежно влияют на современное состояние страхового рынка. Все это свидетельствует о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства[2].

  1. Нерациональное распределение страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний [3].

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний структурно распределяются нерационально: в среднем больше половины страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты. Однако предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с экономической и социальной точки зрения обходится дешевле, чем лечение и реабилитация пострадавшего, выплата ему пенсии по инвалидности, зачастую пожизненной.

Остановимся на основных перспективных направлениях развития Фонда:

  1. Развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц.

Важнейшей перспективой функционирования Фонда является более широкое применение интерактивных форм взаимодействия всех субъектов Фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание интернет-сайтов, сдача отчетности в электронном виде, прием граждан по средствам видеосвязи.


  1. Создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности.

Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности на уровне каждого отделения [4].

  1. Снижение детской заболеваемости.

Выводы:

Увеличение финансирования на оздоровление детей застрахованных граждан является профилактической мерой снижения детской заболеваемости и расходов на выплату пособий по уходу за больным ребенком.

Таким образом, можно сказать, что Фонд социального страхования Российской Федерации на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом, однако есть еще много недоработок, которые стоит устранить.

Заключение

Социальное страхование организовывается на следующих базовых принципах: всеобщность, универсальность, самоуправление, равенство граждан в праве на социальное страхование, разделение условий и размеров пенсий, пособий и др.

Система социального обеспечения предназначена для поддержания трудоспособности граждан на оптимальном уровне, а также для материального обеспечения лиц не способных к труду. Главная функция страхования – защитная функция. Заинтересованность страхователя в страховании заключается в получении защиты условий его существования, что в материальном плане выражается в защите своего имущественного положения. Страховщик за определенную плату предоставляет страхователю услугу в виде страховой защиты, при помощи которой и осуществляется защита условий существования застрахованного лица.

Социальное страхование являет собой не только самостоятельный элемент социальной протекции граждан, но и является особой финансовой системой. В широком понимании, как элемент системы финансов,  страхование – это совокупность отношений, в соответствии с которыми осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в образовании целевых фондов денежных средств, которые используются для социальной защиты граждан. Речь идет о внебюджетных фондах : Бюджет Пенсионного фонда РФ, который является одним из особо важных социальных институтов страны, ибо это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в РФ, Бюджет Фонда социального страхования РФ и Бюджеты Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Порядок их составления, утверждения и исполнения осуществляется по принципам бюджетного процесса. Представленные фонды – самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Автономность бюджетов фондов социального страхования является залогом эффективного функционирования системы социального страхования. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации, средства бюджетов различных уровней бюджетной системы страны, штрафные санкции и пени, прочие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.