Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6 СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В бытность существования СССР социальная политика страны во многом была ограничена своим форматом, при котором соответствующие фонды денежных средств были ограничены бюджетно-налоговыми поступлениями. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость в проведении глубинных реформ как в экономической, так и в социальной сфере.

Социальная защита работающего населения страны является одним из главных векторов направленности социальной политики России в настоящий момент, основной институт которого представлен системой обязательного социального страхования. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства выступает гарантом предоставления социального обеспечения по достижении определенного возраста, по болезни, в случае приобретения инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное страхование в России - не тяжелое наследие СССР, а необходимый фундамент для существования страны.

За последние десятилетия в России шел процесс разработки и становления законодательной базы социального страхования, регламентирующей деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере и создание государственных внебюджетных социальных фонды, а именно: Пенсионного фонда Российской Федерации, который занимается обеспечением страхования и выплатой пенсий по старости, инвалидности, а также по потере кормильца; Фонда обязательного медицинского страхования, выполняющего функции финансирования медицинских услуг на региональном и муниципальном уровне, такие, как, например, госпитализация, неотложная помощь, лекарственная терапия при стационарном лечении; Фонда социального страхования Российской Федерации, ответственного за финансирование: пособий по временной нетрудоспособности, по материнству, по рождению и уходу за ребенком, компенсации по утрате трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональной травмой, осуществляющего выплаты по реабилитации и профилактическому лечению в санаторно-курортных учреждениях, пособий на погребение и т.д.

Доходы пенсионного фонда формируются из следующих источников:

  1. страховых взносов;
  2. средств федерального бюджета;
  3. сумм пеней и иных финансовых санкций;
  4. доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  5. добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  6. средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;
  7. средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
  8. иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. [11]

Доходы Фонда обязательного медицинского страхования РФ формируются из:

  1. страховые взносы хозяйствующих субъектов всех форм собственности /включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица/ в виде фиксированной доли единого социального налога /взноса/;
  2. ассигнования из бюджетов на выполнение программ ОМС;
  3. добровольные взносы юридических и физических лиц;
  4. средства от капитализации временно свободных денежных средств фондов ОМС;
  5. другие источники, не запрещенные законами РФ

Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ образуются за счет следующих источников:

  1. отчислений от единого социального налога;
  2. страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  3. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  4. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  5. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  6. добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  7. ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  8. прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Пусть формы и механизмы социального страхования по-прежнему далеки от совершенства, однако они позволяют предотвращать появление частных и массовых случаев падения уровня жизни граждан до состояния нищеты, предоставляя должное социальное обеспечение пенсионерам, финансовые ресурсы для оказания все необходимой медицинской помощи.

На этом этапе данной работы напрашивается вывод о том, что становление социального страхования в России состоялось. Последующая эволюция социального страхования будет протекать в условиях динамично меняющихся экономических отношений и с учетом необходимости ощутимого повышения уровня жизни российских граждан.

Ниже будет приведен ряд пунктов, отмеченных в этой связи представителями Минтруда России, работниками государственных внебюджетных социальных фондов, а также учеными и специалистами.

Во-первых, отмечается такой факт, как незавершенный процесс правового регулирования системы обязательного социального страхования. Долгое время законодательно не были определены порядки, особенности процедуры, источники поступления средств для выплаты страховой части трудовой пенсии. [11]

Во-вторых, без решения остаются вопросы, которые напрямую касаются совершенствования системы социального страхования, к примеру, следует выбрать путь, по которому пойдет дальнейшее развитие: будет это либерализация, полная модернизация или усиление роли государственного влияния в данной сфере.

В-третьих, существует необходимость налаживания процесса эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственного внебюджетного фонда - Фонда Социального Страхования РФ, поскольку те принципы, на которых строится его работа в настоящий момент не отличаются исключительной стройностью. Исходя из опыта западных стран с рыночной экономикой одним из эффективных методов является система образования фондов, при которой основная нагрузка, от 40 до 60 %, ложится на плечи работодателя, 10-30% уходит на долю работников, и остальная часть в размере 20-40 % на долю осуществляющего обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения государства. Такая система является воплощением идеи совместной ответственности за социальные риски.

В-четвертых, существует срочная надобность в повышении уровня пенсионного, медицинского и социального страхования и изыскании соответствующих средств для реализации данной цели. Здесь специалистами активно предлагается принятие мер, способствующих доведению уровня выплат до минимальных значений, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", а также Европейским Союзом.


Помимо того, система российского обязательного социального страхования содержит в себе некоторые нерешенные проблемы: недостаток средств в Фондах, отсутствие следования принципам страхования, обуславливаемое следующими внешними факторами: неблагоприятным состоянием экономики страны, а также сильнейшей дифференциацией доходов граждан. Эффективность деятельности экономики в стране влияет на формирование видов и объема финансового обеспечения. Об этом можно судить по результатам проведенного по объемам социального страхования в странах Европы, анализа. Так, к примеру, расходы на социальное обеспечение у развивающих стран, имеющих сравнительно невысокий экономический потенциал, составляют около 16-18% от ВНП; а расходы развитых стран - приблизительно 30% от ВНП. В РФ эта цифра держится на отметке, приближающейся к 13%, что говорит о заведомо низком уровне страховой защиты, не способном обеспечить достойный уровень жизнь в отдельно взятых случаях.

Так, фактический уровень замещения пенсией предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2014 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32,6%, в то время как в нормах Конвенции МОТ № 102 минимальное значение прописана как равное или превышающее 40%, стандарт Европейского Союза равен по этому показателю 55%. Стоит отметить, что средней размер заработной платы намного меньше среднего размера заработной платы в странах Европы.

Не менее острой выглядит проблема в значительной мере низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2014 г. составил всего 55% прожиточного минимума граждан, в то время как его величина должна составлять более 80% прожиточного минимума.

Средний размер пенсии хотя и несколько превысил прожиточный минимум и составил 102% его величины, но абсолютные размеры пенсий подавляющего большинства получателей не способны обеспечить их основные нужды.

Если говорить о пенсионном страховании, то задачи государственной социальной политики должны быть обозначены, в первую очередь, в рамках повышения минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.

В-пятых, система социального страхования не может похвастаться реализацией принципа зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что в большей степени свойственно категориям застрахованных граждан, имеющих средний или высокий размер заработка. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них не выходят за пределы 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.


Кроме того, к общим проблемам системы социального страхования следует отнести следующие:

  • повторяющиеся функции, отсутствие налаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
  • применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
  • применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат;
  • непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования. [11]

Таким образом, в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение, а скорее осознанная необходимость. Не так давно многие ученые были убеждены в том, что более современной систему социального страхования могут сделать разгосударствление и переход на рыночное регулирование. Это мнение ориентировалось в первую очередь на то, что существующая в стране система больше похожа на систему социального обеспечения, нежели на страхование в полном смысле слова. В рамках данного подхода подразумевается разграничение социального страхования и государственного социального обеспечения; разделение участников социальной защиты на тех, кто получает ее из дотаций федерального бюджета, и на тех, кто получает средства из страховых фондов.

Тем не менее, нельзя недооценивать роль государства, выступающего порой основным и самым важным страхователем. Ведь государственное влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования помогает системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. В настоящий момент Правительство РФ одним из первостепенных приоритетов видит повышение уровня и качества жизни населения. Однако такая задача ставит целый ряд мер для реализации, мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление адресности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.

На данный момент о расформировании или замены ныне действующего Фонда социального страхования в правительстве речи не идет. Напротив, все возможные силы направлены на его укрепление, расширение и создание улучшенных нормативных актов, касающихся страхования. С учетом подведенных итогов Правление ФСС планирует обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов; продолжить реализацию пилотных проектов; своевременно организовывать финансовое обеспечение обязательств; предоставлять государственные услуги посредством единого портала; перейти на прямую выплату пособий. Однако интенсификация и совершенствование деятельности одного лишь Фонда социального страхования - необходим комплексный подход к оптимизации деятельности всех составляющих системы социальной защиты населения и обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования. Только в этом случае будет обеспечена социально-экономическая эффективность для застрахованных лиц по реализации их прав на получение социальных гарантий независимо от сложившейся жизненной ситуации.