Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности.
1.1. Основные элементы метода и принципы бухгалтерского учета.
1.2. Формы бухгалтерского учета, функции, ответственные лица.
2. Организация работы аппарата бухгалтерии.
2.1. Структура аппарата бухгалтерии.
2.2. Права и обязанности главного бухгалтера.
3.1. Общие требования к бухгалтерской отчетности.
3.2 Виды бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к балансу.
Введение
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.[1]
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
- контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
- контроль целесообразности хозяйственных операций;
- контроль наличия и движения имущества и обязательств;
- контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.
1. Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности.
1.1. Основные элементы метода и принципы бухгалтерского учета.
Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта, который включает в себя следующие основные элементы:
- документирование – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;
- оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;
- бухгалтерские счета – способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;
- двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;
- калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости;
- бухгалтерский баланс – является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;
- бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.
Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:
- принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия;
- принцип двойной записи – все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- принцип действующей организации организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами;
- принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт;
- принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов;
- принцип начислений – все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция;
- принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты;
- принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации – коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность;
- принцип денежного измерения – единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России. ПБУ являются обязательными документами. [3] Следовать им должны все компании, которые ведут бухгалтерский учет.
Перечень действующих ПБУ:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- ПБУ 1/2008 Учетная политика организации;
- ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда;
- ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;
- ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;
- ПБУ 6/01 Учет основных средств;
- ПБУ 7/98 События после отчетной даты;
- ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы;
- ПБУ 9/99 Доходы организации;
- ПБУ 10/99 Расходы организации;
- ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах;
- ПБУ 12/2010 Информация по сегментам;
- ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи;
- ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов;
- ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам;
- ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;
- ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;
- ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль;
- ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;
- ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;
- ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
- ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов.
1.2. Формы бухгалтерского учета, функции, ответственные лица.
Цель любого бизнеса – прибыль. Но как бы хорошо не была организована основная деятельность, без систематизированного учета, планирования, продуктивного расхода средств и контроля в финансово-хозяйственной деятельности, руководитель лишен возможности максимально эффективно управлять предприятием. [5]
Правильно организованное ведение бухгалтерского учета на предприятии дает возможность:
- оптимизировать денежные потоки предприятия;
- осуществлять оперативный контроль финансовых показателей и деятельности предприятия в целях обеспечения максимальной эффективности работы всех производственных структур, принятия оперативных управленческих решений;
- оптимизировать систему учета и документооборота по финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечить высокий качественный уровень бухгалтерской и налоговой отчетности.
Ведение бухучета в РФ регламентировано законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ [2], также различными Положениями о бухучете (ПБУ) и различными нормативными актами. Ответственность за организацию бухучета и его соответствие законодательным нормам несет руководитель предприятия. Его полномочиями:
- в качестве структурного подразделения учреждается бухгалтерская служба, возглавляет которую главный бухгалтер;
- составляется и утверждается штат (вводятся и исключаются должности) бухгалтерской службы;
- может быть передано ведение бухгалтерского учета в аутсорсинг конкретному специалисту или выбранной компании;
- в небольшой компании бухучет может вестись лично самим руководителем или назначенным им сотрудником.
Организация бухучета на предприятии – это системный комплекс функций, выполняемых аппаратом бухгалтерии, в числе которых учет:
- финансовой деятельности – фондов, прибыли, резервов, изготовления и реализации продукции;
- МТЦ – основных средств, активов и материалов;
- затрат на производство;
- расчетов на оплату труда работников предприятия;
- денежных операций – движения наличных и безналичных средств (по кассе, расчетному счету, расчеты с бюджетом, поставщиками, кредиторами и проч.);
- документооборота и составление бухгалтерской отчетности.
Предприятие в обязательном порядке, с учетом норм действующего законодательства, разрабатывает учетную бухгалтерскую и налоговую политику – правила, по которым фирмой ведется учет. Для правильного отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, применяется рабочий план счетов бухучета. [5]
Немаловажную роль в организации учета, играет его форма, применяемая на предприятии. Выбор формы ведения учета, перечня применяемых регистров учета, их построения, последовательности и способов введения в них учетных данных – прерогатива предприятия, отражаемая в учетной политике.
Форма бухучета определяется в зависимости от многих факторов – масштаба и вида деятельности предприятия, квалификационного уровня аппарата бухгалтерии и ответственных работников подразделений, степени внедрения и использования автоматических систем учета в бухгалтерии и на различных участках и этапах производства. Различают следующие формы учета:
- журнал-главная;
- автоматизированную;
- журнально-ордерную;
- мемориально-ордерную;
- упрощенную.
Рассмотрим самые популярные из перечисленных форм бухучета:
Мемориально-ордерная:
Мемориально-ордерная система – оптимальная форма бухучета для бюджетных организаций, поскольку позволяет четко и последовательно отражать информацию по каждому счету.
Ведение учета осуществляется посредством мемориальных ордеров, составленных на основе проверенных и сгруппированных по конкретному признаку первичных документов. Все заполненные мемориальные ордера за текущий отчетный период, в хронологической последовательности вносятся в журнал регистрации, после чего информация по ним, конкретно по каждому синтетическому счету, отражается в Главной книге.
Журнал-главная:
Одна из наиболее распространенных и применимых в любой отрасли и форме деятельности предприятия. Специалисты считают эту форму учета упрощенной разновидностью мемориально-ордерной системы, которая позволяет удобно и детализировано формировать информацию, необходимую для финансовой отчетности.
Ведение учета по этой форме предусматривает внесение информационных данных из первичных и сводных бухгалтерских документов в журналы и ведомости, где указываются суммы, отражающие дебетовый и кредитовый оборот по соответствующему счету. По окончании текущего периода учета, итоговые записи по каждому из счетов переносятся в Главную книгу, по данным которой формируется баланс предприятия.
Упрощенная:
Упрощенная форма бухучета – применяется для малых предприятий, имеющих в отчетном периоде небольшое количество хозяйственных операций.
Допускается два варианта ведения учета по упрощенной форме – простая и с использованием регистров учета имущества.
В первом варианте все хозяйственные операции отражаются исключительно в Книге учета хозяйственных операций без применения двойной записи. Во втором варианте, кроме Книги учета хозяйственных операций, дополнительно предусмотрено использование учетных регистров –
ведомостей. [6]
Основное отличие перечисленных форм бухучета заключается в применяемых регистрах. Выбор оптимальной формы остается за предприятием, исходя из специфики его деятельности. Любая из применяемых форм учета может быть автоматизирована, что значительно упрощает организацию и ведение бухучета любого современного предприятия.
2. Организация работы аппарата бухгалтерии.
Бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, и составление на ее основе бухгалтерской финансовой отчетности.