Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3 Состав бухгалтерской отчетности.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы. Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете».

Порядок составления отчетности установлен следующими нормативными документами:

  • Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"; [13]
  • Приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности» от 02.07.2010 г. № 66н; [12]
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N° 34н. (с изменениями на 11 апреля 2018 года). [14]

Составление бухгалтерской отчетности предполагает решение ряда задач:

  • формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений внешними и внутренними пользователями;
  • своевременное и полное раскрытие бухгалтерской отчетности и степень соответствия информации национальным стандартам бухгалтерского учета и МСФО;
  • подготовка отчетности, позволяющей заинтересованным пользователям ориентироваться в тенденциях развития фирмы, оценить ее финансовое состояние путем формирования системы экономических и финансовых показателей.

Баланс и отчет о прибылях и убытках — это основные бухгалтерские отчеты, все остальные формы являются лишь приложением к ним или выступают в качестве разъясняющих отчетных документов.

Комплект годовой бухгалтерской отчетности состоит из:

  • бухгалтерского баланса (ОКУД 0710001) (Приложение 1);
  • отчета о прибылях и убытках (ОКУД 710002) (Приложение 2).

Приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках:

  • отчет об изменениях капитала (ОКУД 0710003);
  • отчет о движении денежных средств (ОКУД 0710004);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (ОКУД 0710006);
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу.

При этом отчет о целевом использовании полученных средств должен представляться общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Для организаций — субъектов малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности. Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации.

Субъекты малого предпринимательства с 2013 года должны представлять баланс и отчет о прибылях и убытках упрощенной формы (приказ Минфина от 17.08 2012 г. № 113н) (КНД 0710096). (Приложение 3)

В активе баланса будут статьи:

  • Материальные внеоборотные активы.
  • Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы.
  • Запасы.
  • Денежные средства и денежные эквиваленты.
  • Финансовые и другие оборотные активы.

В пассиве баланса будут статьи:

  • Капитал и резервы.
  • Долгосрочные заемные средства.
  • Другие долгосрочные обязательства.
  • Краткосрочные заемные средства.
  • Кредиторская задолженность.
  • Другие краткосрочные обязательства.

В отчете о прибылях и убытках будут следующие строки:

  • Выручка.
  • Расходы по обычной деятельности.
  • Проценты к уплате.
  • Прочие доходы.
  • Прочие расходы.
  • Налоги на прибыль (доходы).
  • Чистая прибыль (убыток).

Баланс для малого бизнеса не будет содержать разделов.

Его составление на отчетные даты в течение года не предусмотрено (только на 31 декабря).

В соответствии с новым законом «О бухгалтерском учете» к бухгалтерской (финансовой) отчетности предъявляются следующие требования:

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.


4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразде­лений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем.

8. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

9. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением.

10. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Сроки представления годовой отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Отчет подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хозяйственной деятельности является открытой к публикации для заинтересованных пользователей. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.

Срок для публикации установлен до 1 июля года, следующего за отчетным.

Предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) обязаны представлять отчетность:

  • собственникам (участникам, учредителям) — в соответствии с учредительными документами;
  • государственной налоговой службе;
  • другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;
  • органам статистики.

Предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности полностью или частично, а так­же приватизированные предприятия (в том числе арендные), созданные на базе государственных предприятий или их подразделений до их окончательного выпуска, представляют бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным или муниципальным имуществом.


Предприятия с иностранными инвестициями представляют годовую бухгалтерскую отчетность каждому участнику (собственнику) предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами, органу государственной налоговой службы.

Оформление первичных документов бухгалтерского учета.

Каждая хозяйственная операция на предприятии сопровождается заполнением первичных бухгалтерских документов, которые впоследствии будут являться бланками, подтверждающими факт совершения операции. Эти документы по-другому еще можно назвать оправдательными.

Также на предприятии присутствует и другая группа документов – это распорядительные: всевозможные приказы, распоряжения руководителей.

Для того чтобы в будущем избежать проблем с проверяющими органами, нужно следить за тем, чтобы все бланки, формы были правильно составлены, необходимые строки заполнены, в нужных местах стояли подписи и печати.

Бланки могут иметь свободную форму, а могут иметь и типовую. Типовые формы первичных учетных документов разработаны Госкомстатом России, это, так называемые, унифицированные формы.

Унифицированные формы имеют обязательный набор реквизитов, изменять состав которых не разрешается. Если все же вам нужно что-то изменить в типовой форме, то эти изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя. Причем удалять уже существующие строки и реквизиты нельзя, можно лишь их добавить.

Как правило, если для какой-то хозяйственной операции существует типовая форма, то она и используется для оформления. Если же унифицированная форма не утверждена, то организация самостоятельно разрабатывает необходимый бланк. Свободная форма не значит, что вы можете оформлять документ, как вздумается. Любой бланк должен содержать обязательный набор реквизитов, без которых он становится  не действительным.

Обязательные реквизиты первичных документов.

В числе обязательных реквизитов первичных документов значатся:

  • наименование;
  • наименование и необходимые реквизиты организации;
  • дата составления;
  • номер;
  • наименование хозяйственной операции, ее содержание:
  • денежные и натуральные измерители, количественные показатели;
  • подписи и печати сторон.

Заполнять первичные документы в бухгалтерском учете нужно внимательно, если вдруг допущена какая-то ошибка, то ее можно исправить, аккуратно зачеркнув и написав верную информацию, рядом нужно написать «исправлено и согласовано с лицами, составившими бланк», указать дату изменений и поставить свою подпись.


Некоторые формы вообще нельзя исправлять, это, в первую очередь, относится к денежным документам: кассовые и банковские бланки, чеки.

Если, например, в приходном кассовом ордере при приеме наличных средств допущена ошибка, то никаких исправлений вносить не нужно, берется новый бланк ПКО и заполняется заново.

Говоря о первичных бухгалтерских документах, стоит отметить, что подписывать их может только определенный круг лиц. Прежде всего, это руководитель организации, кроме этого правом подписи могут обладать работники предприятия, на которых составлена доверенность на право подписи.

Круглая печать организации может ставиться только на подпись руководителя, если документ подписывает иное лицо, то указывается номер и дата доверенности, на основании которой он имеет право заверить данный бланк.

Когда документ поступает в бухгалтерию, первое, что нужно сделать – это проверить правильность его оформления. Посмотреть, все ли строки заполнены, имеются ли в наличии все обязательные реквизиты, правильно ли посчитаны суммы, есть ли подписи ответственных лиц, стоит ли печать.

Вторым шагом будет регистрация бланка в журнале регистрации этих документов. Например, если это расходный кассовый ордер, то сведения о нем заносятся в журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров форма КО-3.

Затем документ подшивается в подходящую папку, в которой он будет храниться до того момента, пока не отправится в архив.

Срок хранения первичных документов определяется и регулируется архивным законодательством. Хранение и систематизация бухгалтерских документов на предприятии именуется документооборотом. [15]

Особенности учета бланков строгой отчетности.

Наряду с кассовыми чеками возможно использование, так называемых, бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности (БСО) – это кассовые документы, которые могут быть использованы ИП и организациями, оказывающими услуги населению и осуществляющие наличные расчеты с ними. Право заменить чеки и кассовые аппараты на БСО утверждено законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ (п.2 ст.2). [16] Учет бланков строгой отчетности, их использование, хранение, уничтожение регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (ред. от 15.04.2014). [17]

Существуют два вида бланков – утвержденные Правительством в отношении определенного вида услуг (например, железнодорожные билеты) и разработанные организацией или предпринимателем лично.

Если организация самостоятельно создает форму в зависимости от специфики своей деятельности, то нужно руководствоваться указанным выше Постановлением правительства. Следует помнить, что БСО должен содержать минимальный набор обязательных реквизитов, без которых бланк будет не действителен. Перечень реквизитов приведен в пункте 3 Постановления №359.