Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский учет на предприятии: задачи и возможности.
1.1. Основные элементы метода и принципы бухгалтерского учета.
1.2. Формы бухгалтерского учета, функции, ответственные лица.
2. Организация работы аппарата бухгалтерии.
2.1. Структура аппарата бухгалтерии.
2.2. Права и обязанности главного бухгалтера.
3.1. Общие требования к бухгалтерской отчетности.
3.2 Виды бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к балансу.
Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия — самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения; организация, не имеющая бухгалтерии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах. [7]
2.1. Структура аппарата бухгалтерии.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. (Рис.1)
Отдел по учету расчетов
с покупателями
Производственно-
калькуляционный отдел
Материальный отдел
Расчетный отдел
Главный бухгалтер
Отдел расчетных и
валютный операций
Рис. 1. Структура аппарата бухгалтерии
Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.
Материальный отдел занимается учетом движения основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.
Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.
Отдел по учету расчетов с покупателями осуществляет учет готовой продукции, ее реализации, своевременностью поступления платежей от контрагентов. Контроль за состоянием дебиторской задолженности.
Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел, при отсутствии финансовой службы, возлагается функция организации финансовой работы.
Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной.
На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата-бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям, в пределах их полномочий.
В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания. [8]
2.2. Права и обязанности главного бухгалтера.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.
Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Начиная с 2013 года, главный бухгалтер (или другой человек, на которого возложено ведение бухучета) в компаниях должен соответствовать трем критериям.
Первый критерий — наличие профессионального образования.
Второй критерий — стаж работы, связанной с бухгалтерией или аудитом, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. В случае, если нет образования по специальностям бухучета и аудита, стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет.
Третий критерий — отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Эти же критерии распространяются и на физических лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. Если же договор заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий приведенным выше требованиям.
Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия. Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складом и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.
При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности данных с составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия.
2.3 Учетная политика
Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.
При выборе учетной политики учитываются следующие требования:
- постоянство учетной политики в течение длительного периода;
- регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
- извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.
Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.
Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций за отчетный период;
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя из правовой нормы и экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;
- рациональное ведение бухгалтерского учета, с учетом хозяйственной деятельности и величины организации.
Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении), смене собственников, изменении законодательства РФ и нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.
Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей — учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
К бухгалтерской учетной политике прилагают:
- формы первичных документов;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- положение об инвентаризации активов и обязательств организации.
К налоговой учетной политике прилагаются бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.
1. В разделе «Учет основных средств» налоговой и бухгалтерской учетной политики необходимо прописать порядок учета основных средств стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу.
2. Определить:
- способы начисления амортизации и применения в налоговом учете амортизационной премии, положения об изменении срока полезного использования основных средств после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения;
- способ оценки МПЗ при отпуске в производство и ином выбытии;
- способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) до момента передачи их в продажу (ст. 320 НК РФ);
- способ признания коммерческих и управленческих расходов (ст. 318 НК РФ);
- перечень создаваемых резервов;
- порядок ведения раздельного учета;
- порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей (ст. 286 НК РФ);
- порядок уплаты налогов при наличии структурных подразделений;
- порядок применения ПБУ 18/02 «Налог на прибыль»;
- порядок ведения налогового учета.
Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты.
Методические аспекты:
- Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
- Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.
- Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
- Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
- Перечень резервов предстоящих расходов.
- Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
- Сроки погашения расходов будущих периодов.
- Варианты учета выпуска продукции.
- Порядок создания резерва по сомнительным долгам.
- Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
- Сроки списания доходов будущих периодов.
- Варианты распределения и использования чистой прибыли.
- Порядок начисления и выплаты дивидендов.
- Порядок оценки кредиторской задолженности.
- Формирование резервного капитала.
- Метод распределения расходов на продажу.
Организационные аспекты:
- Выбор формы бухгалтерского учета.
- Организация работы в бухгалтерии.
- Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
- Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
- План счетов бухгалтерского учета.
- Технология обработки учетной информации.
- Объем, сроки и адреса представления отчетности.
- Система взаимоотношений с аудиторскими службами.