Файл: Построение организационных структур. Характеристика применяемых методов управления предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системы с переменной структурой, хорошо приспосабливаясь к условиям внешней среды, дают потенциальную возможность высокой эффективности организации в достижении стоящих перед ней целей. Однако эти возможности могут быть в полной мере реализованы только при условии учета по крайней мере двух факторов - планирования и управления деятельностью самой организации, а также психологических аспектов.

В процессе планирования и управления деятельностью организации указанного типа необходимо:

  1. постоянно выявлять возникающие проблемы, прогнозировать их важность и необходимые для решения ресурсы;
  2. определять, когда и какие подразделения нужно создать, каким должен быть их состав, какие подразделения и с какой скоростью нужно сокращать, как обеспечить наиболее эффективное решение имеющихся проблем, использовав специалистов с максимальной отдачей;
  3. когда и каких специалистов нужно привлекать дополнительно или увольнять в связи с нецелесообразностью дальнейшей их деятельности. [10, с. 14]

В иерархической структуре каждая подсистема со снижением уровня управления делится на подчиненные ей подсистемы, когда каждой подсистеме должно быть подчинено не менее двух подсистем низшего уровня.

1.3 Развитие подсистемы управления как составной части производственной системы

На ход развития производственной системы в целом влияют различные факторы. Следует различать среди них главные и второстепенные, прогрессивные и консервативные, и еще множество факторов. Одним из прогрессивных является развитие подсистемы управления, которая является составной частью производственной системы.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая подсистема, которая решает задания управления. Если данная подсистема является органической частью организации, ее действиями осуществляется управление предприятием, то ее можно рассматривать как специализированную подсистему производственной системы - подсистему управления. В реальной действительности управленческая деятельность - это функционирование подсистемы, руководит всей производственной системой.

Подсистема управления складывается и функционирует не только соответственно к содержанию функциям управления и характеру отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых она формируется, а также в соответствии с принципами ее построения, функционирования и преобразования.


Первым элементом является совокупность управленческих органов, и подразделений, выполняющих закрепленные за ними функции и решающие поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Информационно-поведенческий элемент подсистемы управления

Основными частями информационно-поведенческого элемента подсистемы управления являются следующие блоки:

  1. управленческая идеология и ценностная ориентация подсистемы управления;
  2. интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
  3. информация и информационное обеспечение коммуникаций в подсистеме управления. [8, с. 76]

Все блоки имеют явно выраженный ситуационный характер, находятся в динамическом взаимодействии как между собой, так и с блоками структурно-функционального элемента подсистемы управления. При этом в разных подсистемах управления в зависимости от общих свойств производственной системы, ее характеристик, а также в зависимости от уровня развитости подсистемы управления и условий осуществления управленческой деятельности степень проявления отдельных блоков, а также характер их взаимодействия могут быть совершенно различными. Но в любых случаях рассматриваемый элемент подсистемы управления имеет общее свойство, суть которого заключается в том, что он связывает воедино на основе развития информационных каналов и связей цели организации. Это позволяет данный элемент охарактеризовать как информационно-поведенческий элемент подсистемы управления.

Реальными формами проявления информационно-поведенческого элемента подсистемы управления являются:

  1. управленческие теории и управленческая идеология;
  2. формальные и неформальные отношения внутри управленческого коллектива, между членами управленческого коллектива и работниками объекта управления, а также между членами управленческого коллектива и представителями внешнего окружения;
  3. уровень организационного развития, а также уровень развития каждого члена управленческого коллектива;
  4. информированность работников. [22, с. 247]

В настоящее время в свяжу с процессом ускоренного и расширенного по распространения информации, а также с заметным увеличением знач ущ ости синергет ичного эффекта, получаемого от органично осуществляемых совместных действий, резко возрастает роль информационно-поведенческого элемент а подсистемы управления.


Следующей составляющей является элемент саморазвития подсистемы управления. Его появление отражает возникновение таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на нововведения, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования подсистемы управления и производственной системы в целом.

Элемент саморазвития подсистемы управления не просто отражает вышеназванные качества подсистемы управления, он является генератором этих качеств, он несет в себе механизм их восприятия, закрепления, распространения и практического воплощения. Данный элемент является проводником потребности подсистемы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, с помощью которого осуществляется развитие управления как составной части производственной системы.

Элемент саморазвития подсистемы управления может быть разделен на две части. Первая часть ориентирует подсистему управления на постоянное совершенствование и развитие. Она обеспечивает потребность в изменении, в направлении улучшения, а также потребность в регулярном обновлении. Для данной части характерно выполнение следующих функций:

  1. разработка, введение в подсистему управления и постоянная поддержка необходимого уровня стимуляторов, побуждающих к самосовершенствованию;
  2. постоянный анализ уровня функционирования подсистемы управления, ее потенциальных возможностей, а также анализ динамики заданий, которые необходимо решать, и изменения окружающей среды;
  3. выявление новых тенденций и направлений развития подсистем управления, которые наблюдаются в мировой практике менеджмента, а также анализ форм и методов восстановления подсистем управления. [7, с. 4]

Вторая часть элемента саморазвития подсистемы управления обеспечивает развитие системы. Наиболее существенными заданиями, которые она решает являются:

  1. выработка траектории саморазвития подсистемы управления, которая включает в себя поиск возможностей совершенствования, дескриптивное описание нового состояния подсистемы управления, разработку процедуры и содержания перехода в новое состояние, а также определение средств обеспечения этого перехода;
  2. организация перехода в новое состояние, которая включает в себя составление программы перехода, распределение заданий и позиций между субъектами перехода, разделение функций координации и корректировки их деятельности в процессе перехода;
  3. анализ результатов перехода, обобщение опыта работы по переводу подсистемы управления в новое состояние, получение выводов по развитию подсистемы управления.

Важнейшим направлением функционирования элемента развития подсистемы управления является развитие кадров. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением подсистемы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали, во-вторых, по горизонтали, в-третьих, внутри.

В совокупности эффективное развитие и совершенствование элементов подсистемы управления приведет к развитию всей производственной системы.

Глава 2 Характеристика применяемых методов управления предприятием

2.1 Целевой подход в управлении

Особое внимание к целям на современном этапе обусловлено усложнением объектов управления - экономики, отдельных отраслей, объединений предприятий и т.п. за счет освоение новых форм собственности и связанных с этим новых систем взаимосвязи.

Неотложной проблемой для каждого предприятия является переход от устаревших форм и методов управления к современным. Чем сложнее система, тем больше существует промежуточных целей, а достижение каждой из них - это шаг к главной цели. В этих условиях существует опасность направленности деятельности людей на достижение именно промежуточных, а не главных целей.

В современной экономике преобладают большие, со сложной иерархией управления системы с многочисленными подсистемами - в прошлом это были производственные объединения, комбинаты, а теперь они превратились в ассоциации, концерны, консорциумы. Подразделения этих организаций, перед которыми поставлены конкретные задачи, выполняют конкретные функции, ориентированные преимущественно на текущую работу. В этих условиях возможен «отрыв» деятельности отдельных звеньев от участия в исполнении главных целей организации. [9, с. 170]

Для достижения общей цели с учетом необходимости выполнения новых работ создаются все новые органы управления, которые опять же свою промежуточную цель считают самой главной, в результате чего с дифференциацией главной цели возрастает процесс изменения отдельных звеньев, выполняющих промежуточные задачи. Поэтому вопреки интересам организации возникают ситуации, при которых органы управления, созданные ради конкретной цели, как этапа в достижении миссии, начинают, исходя из наличного состава кадров, материальных и финансовых ресурсов, влиять на генеральную цель, модифицируя ее в соответствии с собственными возможностями и текущих интересов.


Это приводит к искажению главных целей организации: цель по содержанию становится не целью развития организации как открытой, социально-экономической и материально-вещественной системы, а целью управления этим объектом.

Решение рассматриваемой проблемы находится в плоскости тщательной проработки целевой стадии процесса управления. Цели влияют как на объект, так и на субъект управления:

  1. на содержание их деятельности;
  2. структуру и механизм функционирования;
  3. кадровый состав;
  4. перечень бизнес-направлений;
  5. содержание работы подсистем обеспечения деятельности и развития организации;
  6. ориентация на цель создает условия достижений необходимых результатов.

Учитывая многоцелевой характер деятельности предприятия, следует иметь в виду, что в процессе управления устанавливается и достигается большое количество целей, которые различаются по параметрам, например, по значимости, содержанию, по пространственным и временным границам. Развитый менеджмент обладает различными способами согласовывать разнонаправленные ориентиры, создавать условия для преодоления противоречий и организовывать процесс выполнения определенных задач.

Теория менеджмента выдвинула, а практика доказала эффективность использования целевого подхода к управленческой деятельности.

Целевой подход - это система методов и методических приемов, обеспечивающих постоянную ориентацию управленческой деятельности, планово-управленческих решений, процесс выполнения этих решений на конечные результаты с учетом социально-экономических характеристик, которые постоянно меняются, вследствие развития системы потребностей, количественных и качественных изменений в производственном потенциале системы, в отношении которого применяется целевой подход. [18, с. 395]

Целевой подход, жестоко ориентирован на перспективу, требует четкого определения долгосрочных целей развития, путей их достижения, изменений всех компонентов производственно-управленческих систем, которые необходимы для обеспечения эффективных результатов.

2.2 Развитие методов эффективного управления организационной структурой

Под моделью управления следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, что включает система управления, как она влияет на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла достигать поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, ценности, которые совместно вырабатываются, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.