Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в организации
1.1 Основные теории мотивации персонала в организации
1.2. Методы и способы мотивации персонала в организации
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Аквалюкс»
2.1. Общая характеристика ООО «Аквалюкс»
2.2. Анализ кадрового состава в ООО «Аквалюкс»
2.3. Анализ эффективности мотивацией персонала в ООО «Аквалюкс»
3. Мероприятия по совершенствованию управления мотивацией персонала в ООО «Аквалюкс»
Способы мотивации персонала разрабатываются с определенной целью: для стимулирования повышения качества работы подчиненных. Существует много инновационных методов повышения работоспособности. Все их условно можно разделить на три основные категории:
Индивидуальная мотивация направлена на работу с отдельными подчиненными.
Моральная и психологическая мотивация используется для удовлетворения основных внутренних потребностей работников.
Организационная мотивация помогает создать систему стимулов для служащих внутри учреждения.
Реализация индивидуальных методов мотивации персонала возможна в таких формах:
1. Совместные празднования значимых событий в жизни коллег: день рождения, свадьба, юбилей, присвоение квалификационного ранга, вручение похвальной грамоты.
2. Поочередное назначение ответственного за организацию внерабочих мероприятий.
3. Оформление кабинетов психологической разгрузки и отдыха персонала.
4. Информирование коллектива о личных достижениях каждого работника. Это можно делать на общих планерках, с помощью досок почета или выпуска корпоративной газеты.
5. Проведение соревнований с вручением символических наград. Дух соревнования – отличный способ мотивации подчиненных.
Такие методики мотивации способствуют профессиональному развитию служащего и повышению его работоспособности. К ним относят [14, с. 379]:
Социальное диагностирование персонала компании. Диагностика помогает установить базовые социальные проблемы трудящихся, решая которые можно воздействовать на персонал.
Проведение тренингов и соревнований, направленных на выявление людей с лидерскими качествами.
Создание особой атмосферы. Сюда относятся цветовая гамма оформления кабинетов, музыка в помещениях для релакса и возможность проявления творчества в повседневной работе.
В качестве морального поощрения применяют:
- похвалу работника в присутствии коллег;
- личную благодарность руководителя, высказанную устно или оформленную в виде письма.
Использование таких методик мотивации позволяет систематизировать работу учреждения. В группу организационных стимулов входят:
1.Организация совещаний и планерок для всего коллектива. Информирование подчиненных о задачах компании, возможность услышать мнение каждого способствуют вовлечению в процесс достижения общей цели всех работников.
2. Администрирование. Включает в себя:
- оформление перечня функциональных обязанностей подчиненных;
- изучение нормативной базы, связанной с функционированием учреждения;
- создание кодекса этики работника компании;
- культуру общения с клиентами и коллегами;
- формирование системы поощрений и наказаний, которая распространяется на весь персонал фирмы.
Такие методики популярны в учреждениях, где большинство служащих приходится заставлять трудиться, а руководство настроено на применение «кнута и пряника». С другой стороны, четкое знание своих обязанностей, а также последствий их неисполнения – важная составляющая работы каждого предприятия [14, с. 381].
Грейдирование – одна из современных методик повышения работоспособности персонала. Указанный метод мотивации персонала позволяет сформировать иерархическую «лестницу» сотрудников относительно их ценности для компании, на основании которой рассчитывается система вознаграждения работы каждого служащего. Критерии оценивания, применяемые в грейдировании: квалификация, образование, ответственность, исполнительность, производительность.
Нестандартные способы мотивирования
Среди всех методов мотивации персонала наиболее результативными являются нестандартные. Такие методики не требуют больших финансовых затрат и основаны на креативном подходе руководства к организации труда. Многие руководители поощряют кадровых служащих, предлагающих нестандартные подходы мотивирования персонала.
Примером таких нестандартных решений является:
1. Шуточная форма наказания нерадивых подчиненных. Не обязательно снимать премию или штрафовать нерадивого работника. Достаточно присвоить ему шуточное звание «Ленивца отдела» или «Черепахи месяца». Такие «титулы» мотивируют человека на повышение качества своего труда.
2. Игровые кабинеты. Такая методика предоставления помещений, где можно поиграть и отвлечься от рутинной работы, отлично зарекомендовала себя во многих иностранных компаниях. Такая разгрузка повышает работоспособность коллектива и улучшает офисную атмосферу.
3. Внезапные подарки. Неожиданное поощрение (даже незначительное) мотивирует трудящегося продолжать работать так же, а то и лучше.
4. Забота о семьях. Это могут быть новогодние утренники или подарки для детей, а также скидки для отдыха членов семьи сотрудников.
5. Дополнительный отдых. Не обязательно выплачивать работникам денежные премии. Дополнительный выходной – отличная альтернатива денежному вознаграждению [14, с. 383].
6. «Повторение», или методика аналогии. Появилась она во время кризиса, когда многие фирмы не имели возможности материально поощрять своих служащих. Основана методика на психологических особенностях людей, а именно бессознательном подражании. Начальник своим примером мотивирует подчиненных на качественное исполнение профессиональных обязанностей.
7. Приятным дополнительным стимулом может стать награждение «работников месяца» билетом в кино или абонементом для посещения бассейна.
Единого правила или лучшего метода мотивации не существует. Часто нематериальные способы вознаграждения помогают достичь желаемого результата намного скорее, чем денежные выплаты. Самое правильное решение – это использование комплекса мероприятий, направленных на стимулирование работы персонала.
Материальные способы мотивации подчиненных подразделяют на прямые и непрямые. К типичной прямой материальной мотивации относят:
- премирование персонала;
- различные штрафные санкции;
- повышение заработной платы;
- различные подарки и материальные вознаграждения.
Профессор Владимир Герчиков, в своей концепции мотивации, например, разделяет работников по психотипам на группы, для каждой из которых определяет свой набор стимулов. Для тех работников, у которых на первом месте находится удовлетворение физиологических потребностей, следует обеспечить надлежащий уровень зарплат.
Для работников, обладающих творческим складом характера, и испытывающих потребность в самореализации, следует предоставлять задания, выполнение которых требует нестандартного подхода.
Соответствие прогнозируемого карьерного роста, основанного на деловых качествах сотрудника и возможности развития всего персонала, относятся к наиболее действенным методам мотивации [14, с. 385].
Сотрудники компании должны своевременно обеспечиваться четкими и понятными инструкциями и распоряжениями, с установленными конкретными временными рамками их исполнения. Также следует обеспечить наличие промежуточной отчетности, в которой отражается ход выполнения заданий. Это необходимо, чтобы свести к минимуму или вообще исключить случаи невыполнения поставленных задач.
Перечень перечисленных примеров нематериальной мотивации персонала хотелось бы дополнить еще одним, вполне доступным, и в тоже время весьма действенным методом — обеспечение гарантии стабильности и открытой политики в отношении работающего персонала: неукоснительное соблюдение трудового законодательства; полное отсутствие любых проявлений дискриминации; обеспечение своевременной выплаты заработной платы; обеспечение справедливого вознаграждения за успешную результативность выполненных заданий. Предоставление для сотрудников возможности вести прямой диалог с руководством организации — еще один хороший стимул повышения самоотдачи. Наличие такой обратной связи поспособствует тому, что каждый сотрудник будет чувствовать личную ответственность и непосредственную заинтересованность в успехе компании, в которой он работает [14, с. 387].
Таким образом, применяя различные методы и способы нематериальной мотивации персонала, следует учитывать специфику основной части коллектива. Если большую часть коллектива составляет женская аудитория, то вполне подойдет использование гибкого графика труда, как одного из основных способов стимуляции. В работе тех компаний, где в основном трудится молодежь, популярными способами нематериального воздействия для повышения производительности будет организация и проведение корпоративных праздников и совместных экскурсий, а вовсе не оплата медицинских страховок.
2. Анализ управления мотивацией персонала в ООО «Аквалюкс»
2.1. Общая характеристика ООО «Аквалюкс»
ООО «Аквалюкс» создан в 2004 г. и специализируется на розничной продаже сантехники и аксессуаров иностранного и отечественного производства.
Основной целью ООО «Аквалюкс» является получение прибыли путем удовлетворения потребностей жителей в сантехнической продукции.
Основной вид деятельности (по ОКВЭД): Розничная торговля санитарно-техническим оборудованием.
За годы своей деятельности компания приобрела большую клиентскую базу и завоевала репутацию надёжного продавца сантехнической продукции и аксессуаров, чему способствовали принципы взвешенной ценовой политики, высокое качество продаваемой продукции и своевременное выполнение работ. Сегодня ООО «Аквалюкс» обслуживает множество клиентов, представляя в продажу продукцию крупнейших заводов-производителей сантехники.
Продукция ООО «Аквалюкс» представлена иностранным и отечественным производством. Одно из недостатков ООО «Аквалюкс» – это отсутствие четко выстроенной линейки товара.
В ассортимент магазина входят как сантехника для частных домов и квартир, так и специальная «коммерческая» сантехника для оборудования общественных мест, а именно: смесители, санитарная керамика (унитазы, раковины, биде), инсталляционные системы для консольной сантехники, мебель для ванной комнаты, ванны, душевые панели и душевые системы, оборудование для принятия душа и принадлежности для ванной комнаты, аксессуары для ванной, душевые поддоны и другое оборудование для вашей ванной комнаты.
Всё предлагаемое ООО «Аквалюкс» сантехническое оборудование для ванной комнаты проходит обязательную сертификацию и соответствует всем санитарным требованиям согласно европейским и российским стандартам.
Организационная структура ООО «Аквалюкс» представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура управления ООО «Аквалюкс»
Одним из ключевых аспектов изучения хозяйственной деятельности ООО «Аквалюкс» является анализ его финансового состояния и финансовых результатов. Проведем анализ динамики технико-экономических показателей организации. Составим таблицу 1.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что технико-экономические показатели ООО «Аквалюкс» демонстрируют разнонаправленные тенденции в работе предприятия.
Коммерческие расходы (расходы на продажу) увеличились с 87559 тыс. руб. в 2016 г. до 111210 тыс. руб. – в 2017 г. и до 124025 тыс. руб. – в 2018 г. в основном в результате роста товарооборота.
Прибыль от продаж увеличилась с 21347 тыс. руб. в 2016 г. до 39784 тыс. руб. – в 2017 г. вследствие увеличения объема товарооборота и до 105353 тыс. руб. – в 2018 г. в результате увеличения объема товарооборота и снижения себестоимости реализованных товаров за счет закупки по более выгодным ценам. Рост чистой прибыли обусловлен увеличением объемов товарооборота за счет расширения ассортимента, а также снижением себестоимости реализованных товаров в результате закупа по более выгодным ценам.
Таблица 1
Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Аквалюкс»
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Темп роста, % |
|
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
||||
1.Численность персонала, чел. |
94 |
96 |
100 |
102,12 |
104,17 |
2. Товарооборот, тыс.руб. |
197812 |
321872 |
335321 |
162,7 |
104,2 |
3.Себестоимость реализованных товаров, тыс.руб. |
88906 |
170878 |
105943 |
192,2 |
62,0 |
4. Валовая прибыль, тыс.руб. |
108906 |
150994 |
229378 |
138,6 |
151,9 |
5.Коммерческие расходы, тыс.руб. |
87559 |
111210 |
124025 |
127,0 |
115,5 |
6. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
21347 |
39784 |
105353 |
186,4 |
264,8 |
7. Проценты к уплате, тыс.руб. |
713 |
635 |
688 |
89,1 |
108,3 |
8. Прочие доходы, тыс.руб. |
1077 |
15783 |
42651 |
1465,4 |
270,2 |
9. Прочие расходы, тыс.руб. |
7604 |
6471 |
39666 |
85,1 |
612,9 |
10.Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
14107 |
42738 |
107650 |
302,9 |
251,9 |
11.Налог на прибыль, тыс.руб. |
5929 |
12899 |
23234 |
217,6 |
180,1 |
12. Чистая прибыль, тыс.руб. |
8401 |
29818 |
83201 |
354,9 |
279,0 |
13.Рентабельность товарооборота, % (п.6/п.2) |
10,8 |
12,4 |
31,4 |
114,8 |
253,2 |
14. Рентабельность издержек, % (п.6/п.5) |
23,4 |
35,8 |
84,9 |
153,0 |
237,2 |