Файл: Моделирование предметной области «Управление персоналом» с помощью UML(Модель UML: ее элементы и основное назначение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. УНИФИЦИРОВАННЫЙ ЯЗЫК МОДЕЛИРОВАНИЯ UML

1.1 Модель UML: ее элементы и основное назначение

1.2 Способы использования UML

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «СТАНКОТЕХ-ГРУПП»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ системы управления персоналом ООО «Станкотех-групп»

3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ОТДЕЛ КАДРОВ» ПО АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОМОЩИ УНИФИЦИРОВАННОГО ЯЗЫКА МОДЕЛИРОВАНИЯ UML

3.1 Проектное решение предметной области управления квалификацией персонала ООО «Станкотех-групп» в виде UML-диаграмм в информационной системе отдела кадров (ИС ОК)

3.2 UML-моделирование информационной системы оценки квалификационных показателей персонала ООО «Станкотех-групп»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Моделирование предметной области «Управление персоналом» с помощью UML» определяется тем, что UML (англ. Unified Modeling Language – унифицированный язык моделирования) получил широкое распространение и динамично развивается.

Идентификация, описание и регламентация процессов управления персоналом современной организации – сложный и трудоемкий процесс. Не говоря уже о создании полноценной (и при этом автоматизированной) системы управления персоналом компании.

Чтобы не отставать от конкурентов, компании необходимо постоянно развиваться, получать и анализировать новую информацию, адаптироваться к ситуации на рынке. В деятельность компании приходится вносить изменения: применять новые методы работы, внедрять эффективные современные технологии, выпускать новые продукты. 

В связи с этим различные организации обращают все большее внимание на квалификацию персонала и ищут способы эффективного обучения своих сотрудников. Подготовка персонала - это длительный и дорогостоящий процесс, во время которого у обучаемого формируются необходимые знания и умения. Трудности в организации обучения сотрудников связаны с необходимостью овладевать большими объемами информации за короткий промежуток времени, а также необходимостью контроля качества обучения, знаний и умений при одновременном стремлении к снижению продолжительности и уменьшению затрат на организацию и проведение обучения.

В течение последнего десятилетия появилось большое количество научных работ, посвященных проблемам проектирования сложных программных комплексов. Огромный вклад в развитие современных методов и средств проектирования программной архитектуры внесли американские ученые Гради Буч, Джеймс Рамбо и Ивар Якобсон. В 1994 году они собрали и организовали набор методов проектирования и разработали на их основе язык объектно-ориентированного моделирования UML. 

Цель исследования: рассмотреть моделирование предметной области «Управление персоналом» с помощью UML.

Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующий ряд задач:

- рассмотреть модель UML: ее элементы и основное назначение;

- охарактеризовать способы использования UML;

- привести краткую характеристику предприятия ООО «Станкотех-групп»;

- провести анализ системы управления персоналом ООО «Станкотех-групп»;

- разработать проектное решение предметной области управления квалификацией персонала ООО «Станкотех-групп» в виде UML-диаграмм в информационной системе отдела кадров (ИС ОК);


- предложить UML-моделирование информационной системы оценки квалификационных показателей персонала ООО «Станкотех-групп».

Объект исследования: предприятие ООО «Станкотех-групп».

Предмет исследования: модель UML как конфигурация, позволяющая тестировать и оценивать уровень знаний кандидатов при приеме на работу, а также проводить аттестацию персонала.

Практическая и теоретическая значимость результатов исследования: выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы для моделирования информационной системы оценки квалификационных показателей персонала.

Структура исследования включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.

1. УНИФИЦИРОВАННЫЙ ЯЗЫК МОДЕЛИРОВАНИЯ UML

1.1 Модель UML: ее элементы и основное назначение

В отношении разработки программного обеспечения так сложилось, что результаты фаз анализа и проектирования, оформленные средствами определенного языка, принято называть моделью. Деятельность по составлению моделей естественно назвать моделированием. Именно в этом смысле UML является языком моделирования, что можно охарактеризовать как формальный искусственный язык, хотя и не в такой степени, как многие распространенные языки программирования. Таким образом, модель UML – это, прежде всего, описание объекта или явления.

UML предназначен для моделирования – это графический язык моделирования общего назначения, предназначенный для спецификации, визуализации, проектирования и документирования всех артефактов, создаваемых при разработке программных систем.

Основное назначение UML – предоставить, с одной стороны, достаточно формальное, с другой стороны, достаточно удобное, и, с третьей стороны, достаточно универсальное средство, позволяющее до некоторой степени снизить риск расхождений в толковании спецификаций.

Модели UML допускают представление в форме картинок, причем эти картинки наглядны, интуитивно понятны, практически однозначно интерпретируются и легко составляются. Таким образом, второе по важности назначение UML состоит в том, чтобы служить адекватным средством коммуникации между людьми. Разумеется, наглядность визуализации моделей UML имеет значение, только если они должны составляться или восприниматься человеком – это назначение UML не имеет отношения к компьютерам.


UML предназначен не только для описания абстрактных моделей приложений, но и для непосредственного манипулирования артефактами, входящими в состав этих приложений, в том числе такими, как программный код. Другими словами, одним из назначений UML является, например, создание таких моделей, для которых возможна автоматическая генерация программного кода (или фрагментов кода) соответствующих приложений. Более того, природа моделей UML такова, что возможен и обратный процесс: автоматическое построение модели по коду готового приложения.

Модели UML являются артефактами, которые можно хранить и использовать как в форме электронных документов, так и в виде твердой копии. В последних версиях UML с целью достижения более полного соответствия этому назначению сделано довольно много. В частности, специфицировано представление моделей UML в форме документов в формате XMI, что обеспечивает практическую интероперабельность при работе с моделями. Другими словами, модели UML являются документами, которые можно использовать самыми разными способами, начиная с печати картинок и заканчивая автоматической генерацией человекочитаемых текстовых описаний.

Стандарт требует, чтобы во внутреннем представлении модели для каждого элемента моделирования было отведено место, где можно хранить неформальное текстовое описание этого элемента. Большинство инструментов это требование выполняют: буквально для каждой линии или фигуры на диаграмме можно ввести текст, который поясняет смысл и назначение именно этой линии или фигуры. Более того, многие инструменты умеют из этих текстовых описаний собирать цельные, вполне осмысленные и хорошо отформатированные текстовые документы, которые можно использовать именно как привычные текстовые описания моделируемой системы. К сожалению, это замечательная возможность на практике используется меньше, чем она того заслуживает.

Модель UML (UML model) – это совокупность конечного множества конструкций языка, главные из которых – это сущности и отношения между ними.

Рассмотрим основные элементы модели.

Сами сущности и отношения модели являются экземплярами метаклассов метамодели. Для удобства обзора сущности в UML можно подразделить на четыре группы[1]: структурные; поведенческие; группирующие; аннотационные.

Структурные сущности предназначены для описания структуры. Обычно к структурным сущностям относят следующие.

Объект (object) – сущность, обладающая уникальностью и инкапсулирующая в себе состояние и поведение.


Класс (class) – описание множества объектов с общими атрибутами, определяющими состояние, и операциями, определяющими поведение.

Интерфейс (interface) – именованное множество операций, определяющее набор услуг, которые могут быть запрошены потребителем и предоставлены поставщиком услуг.

Кооперация (collaboration) – совокупность объектов, которые взаимодействуют для достижения некоторой цели.

Действующее лицо (actor) – сущность, находящаяся вне моделируемой системы и непосредственно взаимодействующая с ней.

Компонент (component) – модульная часть системы с четко определенным набором требуемых и предоставляемых интерфейсов.

Артефакт (artifact) – элемент информации, который используется или порождается в процессе разработки программного обеспечения. Другими словами, артефакт – это физическая единица реализации, получаемая из элемента модели (например, класса или компонента).

Узел (node) – вычислительный ресурс, на котором размещаются и при необходимости выполняются артефакты. Поведенческие сущности предназначены для описания поведения. Основных поведенческих сущностей всего две: состояние и действие (точнее, две с половиной, потому что иногда употребляется еще и деятельность, которую можно рассматривать как особый случай состояния).

Состояние (state) – период в жизненном цикле объекта, находясь в котором объект удовлетворяет некоторому условию и осуществляет собственную деятельность или ожидает наступления некоторого события.

Деятельность (activity) можно считать частным случаем состояния, который характеризуется продолжительными (по времени) не атомарными вычислениями.

Действие (action) – примитивное атомарное вычисление. Это только надводная часть айсберга поведенческих сущностей: состояния бывают самые разные. Кроме того, при моделировании поведения используется еще ряд вспомогательных сущностей, которые здесь не перечислены, потому что сосуществуют только вместе с указанными основными. Несколько особняком стоит сущность – вариант использования, которой присущи как структурные, так и поведенческие аспекты.

Вариант использования (use case) – множество сценариев, объединенных по некоторому критерию и описывающих последовательности производимых системой действий, доставляющих значимый для некоторого действующего лица результат. Приведенная классификация не является исчерпывающей. У каждой из этих сущностей есть различные частные случаи и вариации.

Группирующая сущность в UML одна – пакет – универсальная.


Пакет (package) – группа элементов модели (в том числе пакетов).

Аннотационная сущность тоже одна – примечание (comment) – в нее можно поместить все что угодно, так как содержание примечания UML не ограничивает.

Диаграммы UML есть та основная накладываемая на модель структура, которая облегчает создание и использование модели.

1.2 Способы использования UML

Унифицированный язык моделирования UML появился немногим более 20 лет тому назад и за это время фактически стал общепринятым стандартом описания архитектуры, проектных решений и других артефактов, возникающих при разработке программного обеспечения. В последние годы область применения UML расширилась, язык все чаще применяют не только при разработке приложений, но и как средство анализа и моделирования бизнес-процессов, средство описания и документирования различных стандартов, протоколов, образцов проектирования и так далее. Другими словами, язык UML в настоящее время – это «lingua franca» (язык международного общения) для квалифицированных инженеров, системных архитекторов и менеджеров среднего звена в области информационных технологий.

UML предназначен для решения различных задач, соответственно он может быть использован и практически используется по-разному.

Рассмотрим различные способы использования UML.

Рисование картинок. Графические средства UML можно и нужно использовать безотносительно ко всему остальному. Даже рисование диаграмм карандашом на бумаге позволяет упорядочить мысли и зафиксировать для себя существенную информацию о моделируемом приложении или иной системе.

Обмен информацией. Сообщество людей, применяющих и понимающих UML, стремительно растет. Если вы будете использовать UML, то вас будут понимать другие, и вы будете понимать других «с полувзгляда».

Спецификация систем. Это важнейший способ использования UML. И хотя не во всех случаях UML оказывается абсолютно адекватным средством спецификации, мы надеемся, что по мере развития языка все меньше будет оставаться таких исключений, где UML неприменим. Повторное использование архитектурных решений.

Повторное использование ранее разработанных решений – ключ к повышению эффективности. К сожалению, модели UML пока что повторно используются в весьма ограниченных масштабах.

Генерация кода. Генерировать код нужно и можно, но возможности имеющихся инструментов не стоит переоценивать.